Российский кирпич производится не по ГОСТам - Николай Сомов
Один из лидеров Нижегородской области по производству силикатного кирпича ООО «Силикатстрой» работает почти со всеми ведущими строителями региона.
Один из лидеров Нижегородской области по производству силикатного кирпича ООО «Силикатстрой» работает почти со всеми ведущими строителями региона. Директор предприятия Николай Сомов, который еще и возглавляет Российскую ассоциацию производителей силикатных изделий, рассказал «ДК» о проблемах и особенностях развития стройрынка.
Дзержинская компания «Силикатстрой» по итогам 2012 г. находится на втором месте по объему производства силикатного кирпича в регионе и занимает около 30% местного рынка. Свою продукцию предприятие поставляет и в другие регионы: Ивановскую, Владимирскую, Ленинградскую, Тюменскую области и даже Республику Казахстан.
Кирпича хватит на всех Нижегородские строители используют в основном материалы местных производителей, цена которых, по оценкам экспертов, не выше, а на некоторую продукцию даже ниже, чем в других российских городах.
Тем не менее стоимость 1 кв. м жилья в нашем регионе самая высокая в Приволжском федеральном округе. Директор ООО «Силикатстрой» Николай Сомов считает, что виной всему бюрократические преграды, через которые приходится проходить участникам строительного рынка.
Какую долю на рынке сейчас занимает ваше предприятие?
Сегодня в регионе работают четыре завода: «Силикатстрой», «Борский силикатный завод», «Навашинский силикатный завод» и Нижегородский силикатный завод № 1. По итогам 2012 г. наше предприятие занимает второе место по объему производства силикатного кирпича после Навашинского завода. Мы произвели 65 млн условных кирпичей, что составляет порядка 30% от общего объема рынка.
Статистика говорит о том, что каждый год рынок строительства в Нижегородской области растет. Местные производители стройматериалов справляются с возрастающим объемом потребности?
— В настоящее время, конечно, справляются, потому что пока мощности нижегородских предприятий позволяют производить больше. Этот потенциал во многом сохранился еще с советских времен. Кроме того, появились новые традиционные технологии, которые пришли с Запада. Поэтому на ближайшие несколько лет область точно будет обеспечена стройматериалами. Но вот к 2020 г. наше правительство ставит нереальные задачи. А именно, в рамках стратегии развития Нижегородской области к 2020 г. объем ежегодного ввода жилья должен составить 3,4 млн кв. м, что вдвое больше, чем было построено в 2012 г. — 1,5 млн кв. м. То есть через семь лет каждый нижегородец будет обеспечен 1 кв. м. жилья. Вот тогда стройматериалов катастрофически не будет хватать. Хотя и планы, мягко говоря, сомнительные.
А сейчас нижегородские строители предпочитают товары местных производителей или обращаются в другие регионы?
— Конечно местные, потому что строительные материалы достаточно дешевые, а при высоких тарифах на транспортные услуги их дешевизна исчезает и заво¬зить откуда то становится невыгодно. Так происходит во всех регионах, за исключением тех, где нет той или иной категории материалов. Например, нет в Архангельской области нормального завода по производству силикатного кирпича, они периодически заказывают кирпич у нас. Или случился в этом году бум строительства в Санкт Петербурге, а мощностей своих не хватает, мы и туда возим. Вообще, Нижегородская область даже немного перенасыщена производством силикатного кирпича.
Если мы строим в основном из своих материалов, не считаете ли вы, что в Нижегородской области цены за 1 кв. м слишком высока? По статистике, наш регион лидирует по ценам на жилье в ПФО?
— Рынок строительства вообще понять очень сложно. Я, если честно, досконально не знаком со всеми тонкостями процесса строительства, но, насколько я знаю, очень много нужно вложить средств еще до начала строительства. Стройка изначально обволакивается различного рода разрешительной документацией, всевозможными подключениями, то есть бюрократические преграды мешают строителям. Причем стройматериалы у нас в регионе дешевле, чем в соседних, раза в полтора. Так что на удорожание жилья стоимость наших материалов никак не влияет.
Нестандартная продукция
В Нижегородской области есть особенность — большинство строительных компаний в своих холдингах имеют собственное производство строительных материалов. Компания «Силикатстрой», являясь изначально производителем силикатного кирпича, четыре года назад начала строительную деятельность.
Как правило, существует рыночное разделение труда, тот, кто производит кирпич, редко сам является застройщиком. Почему же вы решили заняться строительством?
— На сегодняшний день строительство — это самый выгодный в России бизнес. А у нас для этого есть все. Мы производим не только кирпич, но и отделочные материалы, и даже окна, то есть все, кроме кровли. К концу года планируем заняться производством брусчатки из натурального камня. Так что мы теперь делаем полный цикл. Сейчас наша компания строит жилой дом в Дзержинске.
За последние годы в регионе построили свои производства крупные зарубежные производители (Сен Гобен, Ондулин, Фройденберг Политекс, Юнилин). Вы чувствуете конкуренцию с их стороны?
— Нет, у нас местных конкурентов хватает. Есть проблема в другом. Вот если бы пришла к нам компания, которая решит строить только из материалов европейских стандартов с пометкой EN, то мы не сможем предложить им свою продукцию. Это так, но в России до сих пор не разработаны собственные ГОСТы на силикатный кирпич, не говоря уже об адаптации к европейским стандартам на силикатный кирпич. Каждый производитель делает так, как хочет. Европа на модернизацию своих ГОСТов потратила 22–25 млрд евро, у нас заложено всего несколько десятков миллионов руб. Такими темпами мы будем модернизировать и адаптировать свои стандарты еще лет сто. Так как российскому правительству не до этого, частный бизнес собственными силами сейчас пытается разработать стандарты.
Если такие компании придут и будут строить из привозных материалов, жилье же станет еще дороже?
— Не факт. Они придут с новыми технологиями, за счет которых скорость строительства увеличивается в разы.Сейчас все чаще пугают новым кризисом, который в первую очередь может затронуть строительный рынок.
Если активность застройщиков снизится, вы тоже меньше будете производить, или будете искать выходы на другие рынки?
— С нашей продукцией искать другие рынки тяжело. Как говорится, где родился, там и пригодился. Да мы уже ни один кризис пережили — и ничего, работаем. Да, сегодняшняя ситуация меня немного удручает. Последние годы мы работали с приростом в 8–10%, а в этом году пока прироста не наблюдается. По итогам полугодия план мы выполнили на 99,9%. Но, с другой стороны, меня радует то, что в некоторых регионах, например, в Ярославской, Ростовской и Ленинградской областях, производители силикатного кирпича констатируют рост. Поэтому я надеюсь, что и мы к концу года подтянемся и все таки сработаем в прибыль.
Елена Евсеева