Российский автопром в шоколаде
В Нижегородской области к федеральной добавляется региональная программа стимулирования спроса на автомобили, произведенные на территории области. Приобретая автомобиль Горьковского автомобильного
В Нижегородской области к федеральной добавляется региональная программа стимулирования спроса на автомобили, произведенные на территории области. Приобретая автомобиль Горьковского автомобильного завода, покупатель получает двойную скидку— 100 тыс. руб. В результате продажи автомобилей нижегородского производства в апреле выросли на 22% и составили 6021 реализованных авто. Такая не совсем рыночная ситуация усложняет работу нижегородских дилеров, продающих иномарки. Однако и они отмечают оживление спроса.
Среди иномарок прежде всего значительно выросли продажи массовых автомобилей, собранных в России и попадающих под программу утилизации. Сергей Кузнецов, генеральный директор ООО «Герон-Кар» (официальный дилер Skoda в Нижнем Новгороде), отмечает, что со II квартала 2010 г. существенно увеличился спрос на бюджетные модели Skoda.
Положительную динамику продаж показывают и другие бренды— Chevrolet, KIA, Renault, Hyundai, Toyota, Nissan. По мнению руководителя отдела продаж компании «АВТОЛИГА» Игоря Намаконова, при оптимальном сценарии в текущем году рынок иномарок в России может возрасти на 15-20%.
Хотя не все эксперты настроены так оптимистично. Директор по продажам ГК «БЦР Motors» Алексей Разиков, считает, что пока можно говорить лишь о росте продаж относительно глубокого падения, произошедшего в 2009 г. «Весной 2008 г. наш автосалон продавал по 300 автомобилей Hyundai в месяц. В 2010 г. в этот же период мы реализуем лишь 80-90 авто этой марки. Такие продажи я не могу назвать ростом». Увеличение спроса на иномарки, сопоставимое с докризисным, может быть вызвано лишь общим экономическим ростом в стране.
В числе одной из причин, вызвавшей потребительский интерес к иномаркам, можно назвать улучшение ситуации с автокредитованием. Если раньше банки предоставляли слишком высокие проценты по кредитам, то сейчас стали разворачиваться лицом к потребителю.
Юрий Иванов, директор дилерского центра «Ситроен центр Нижний Новгород», отмечает, что автокредитование для марки СITROEN в этом году существенно улучшилось. «Существует специальная программа «Ситроен финанс», благодаря которой за прошедшие два месяца число автомобилей СITROEN, проданных в кредит, выросло до 31%». Подобные программы запустили многие дистрибьюторы.
Для привлечения клиентов предпринимаются и другие меры. Например, Kia Motors Rus увеличила гарантию на свои автомобили с трех до пяти лет. В апреле 2010 г. в Калуге был открыт совместный автомобильный завод французской компании PSA Peugeot-Citroen и японской Mitsubishi, уже с июля там начнется сборка машин. По мнению экспертов, это подогреет спрос на иностранные автомобили.
Спрос растет — склады пустуют
Все дилеры— и продавцы массовых брендов, и те, кто занимается премиальными марками,— столкнулись с дефицитом автомобилей, в связи с чем в салонах начали скапливаться очереди. Пустые склады серьезно сдерживают динамику роста.
Анджей Таубергер, коммерческий директор Ауди Центра Нижний Новгород: «Стоит говорить не просто о росте спроса в 2010 г., а серьезном просчете большинства дилеров в потенциале российской экономики и скорости ее реанимации после прошлогоднего удара. Если бы дилеры и импортер более оптимистично смотрели на продажи в 2010 г., то производитель смог бы увеличить квоту для Росси процентов на 20. И это было бы минимумом, отвечающим сегодняшним потребностям в нашей стране».
«Самые ходовые позиции у нас закончились еще в феврале, и сейчас мы вынуждены говорить покупателю: берите то, что есть, иначе и этого не будет. При этом распродаются ближайшие приходы. Время поступления автомобилей, которое мы предлагаем сейчас клиентам, – июль-август, а на некоторые модели сентябрь-октябрь»,— комментирует ситуацию генеральный директор «Мерседес-Бенц «Плаза» Дмитрий Волков.
Чтобы удовлетворить покупательский спрос, дилеры увеличивают квоту, но, по их ожиданиям, ситуация в III квартале кардинально не изменится. Скорее всего, нехватку автомобилей удастся искоренить лишь к концу года. Тогда статистика продаж еще больше пойдет вверх.
Вторичка становится прозрачной
Одним из приоритетных векторов развития эксперты считают рынок вторичных автомобилей. Высокие пошлины на ввоз в Россию подержаных авто иностранного производства приведут к тому, что на рынке будут превалировать двух-, трехлетние иномарки, в большом количестве проданные внутри страны в 2007-2008гг.
Алексей Разиков: «Раньше автомобиль с пробегом был непрозрачный, с непонятной историей. Попадались абсолютно неадекватные экземпляры, собранные как конструктор из нескольких битых машин в Литве или Польше и привезенные в Россию. Сейчас это будут прозрачные авто, некоторые из которых еще находятся на гарантии, с историей обслуживания у официального дилера. Такая машина сможет составить конкуренцию новому автомобилю».
Набирает обороты услуга trade in, сейчас ее используют практически все автомобильные марки. Ведь это дополнительная возможность подружиться с покупателями. «Если в премиум-сегменте этот вопрос в России стоял уже семь лет назад, то в массбрендах стал актуальным, начиная именно с кризиса. Опыт Европы и Америки показывает, что объемы продаж автомобилей с пробегом и прибыль, полученная от этой деятельности дилерским центром, зачастую выше, чем по новым автомобилям. Пока же доля таких продаж в премиум-классе составляет не более 35-40% в Москве и примерно четверть в регионах. Но если не в ближайшие годы, то лет через пять ситуация в России может существенно измениться»,— рассказывает Анджей Таубергер.
В качестве одного из вариантов развития рынка trade in эксперты называют организацию союза автодилеров, заинтересованных в trade in. Сергей Панкратов, заместитель гендиректора ЗАО «ИнПро» (Киа центр на Ларина): «Дилер, входящий в союз, оформляет владельцу автосертификат, с которым тот может получить скидку на любой автомобиль. Сданная машина возвращается тому из дилеров, который уже занимается продажей этой марки. Так у каждого дилера будут автомобили только той марки, которую он сам продает и обслуживанием которой занимается. Это сделает рынок trade in более цивилизованным, упорядоченным и открытым для потребителя».
Нижегородские дилеры подытоживают, что российский авторынок идет к западной модели организации бизнеса. Уже сейчас автоцентры предлагают полный комплекс услуг, включая продажу подержанных автомобилей. Основой становится сервис, в том числе и с точки зрения доходности. Между дилерами одной марки развивается здоровая конкуренция. Результат борьбы за покупателя будет зависеть от того, какие услуги предложит тот или иной салон, как в нем поставлена система работы с клиентом.
Галина Киселева







