Роман Зародыш: ЖКХ – это комфорт, уют и тепло в доме

Что такое «умное ЖКХ», как сделать работу домоуправляющих компаний невидимой, но эффективной, рассказывает генеральный директор НП «Национальная ассоциация организаций ЖКХ» Роман Зародыш.

Успех реформирования в ЖКХ целиком зависит от качества коммуникаций, обратной связи и взаимодействия главных сторон процесса. НП «НАО ЖКХ» в Нижнем Новгороде удалось создать информационную площадку для конструктивного диалога муниципалитета, ДУКов и населения, а также взаимодействия и совместного поиска компромиссных решений по актуальным вопросам.

Что такое «умное ЖКХ» и как сделать работу домоуправляющих компаний невидимой, но в то же время функциональной и эффективной, рассказывает генеральный директор Некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация организаций ЖКХ» Роман Зародыш.

Чем была вызвана необходимость объединения коммерческих структур в рамках некоммерческой организации? Каковы цели создания НП «НАО ЖКХ»?

- Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация организаций ЖКХ» было создано в декабре 2010 г. Тогда жилищные компании только начали привыкать к новому правовому статусу, отраслевое законодательство менялось с пугающей быстротой и в целом отрасль страдала от трендовых стереотипов и штампов, накопленных годами. В этих, близких к экстремальным, условиях пять районных домоуправляющих компаний Нижнего Новгорода объединились под эгидой Некоммерческого партнёрства, чтобы сформулировать современные адекватные принципы хозяйствования в домоуправлении. Одним из основных таких принципов стало создание клиентоориентированной системы управления многоквартирными домами.

Экстремальные условия требуют решительных мер. Что было сделано, чтобы переломить тренд?

- Наша работа всегда была направлена на то, чтобы соблюсти баланс интересов всех участников рынка ЖКХ. Не стоит забывать о том, что сегодня жилищно-коммунальное хозяйство – это вполне конкурентная отрасль экономики. Для того, чтобы адекватно реагировать на потребности клиентов, необходимо вести диалог. Построение новых каналов для реального диалога с клиентами стало первым шагом на нашем пути. И нам есть о чём рассказать в этом плане.

В 2011 г. мы запустили современный колл-центр ЖКХ на 50 операторов. У жителей домов, которые входят в УК нашей организации, появилась возможность пользоваться единым многоканальным номером телефона -  268-10-00 - для того, чтобы дистанционно оставить своё обращение.

Роман Зародыш: ЖКХ – это комфорт, уют и тепло в доме 1

Основная задача Колл-центра ЖКХ была в том, чтобы не потерять ни одну заявку, быть в курсе всех обращений жителей домов. И что же мы выяснили через некоторое время работы колл-центра? По статистике, в 2010 г. за конкретный временной промежуток поступила 1 тыс. заявок от жителей, а в 2011 г. за аналогичный период уже 5 тыс. заявок. Получается, что раньше эти 4 тыс. обращений просто терялись. Теперь же работа системы позволила не только учесть все просьбы жителей, не потеряв при этом часть, но и проконтролировать ход их исполнения.

Для приёма письменных обращений были созданы центры обслуживания населения. Они были размещены в самых удобных микрорайонах города для максимальной доступности по примеру банковских фронт-офисов.

Связующий мостик в цепи «заявка–исполнение» – специальная компьютерная программа, которую разработали наши специалисты для нужд УК. Она стала общей инфосредой для специалистов, принимающих обращение и конкретных исполнителей технического задания. Причём задание по обращению жителей все участники процесса видят в реальном времени, как только оператор нажал кнопку «ввод».

Роман Зародыш: ЖКХ – это комфорт, уют и тепло в доме 2

Совокупность этих технологий работы – наше ноу-хау. Она называется «система управления заявками» (СУЗ). СУЗ стала настоящим достижением, которое получило достойные оценки на городском, региональном и федеральном уровнях. Система пользуется профессиональным интересом коллег из отрасли, в том числе и потому, что прошла проверку временем. Вместе с ней УК прошли лицензирование, и уже в течение несколько лет система улучшается. Она уже стоит на вооружении компаний в Нижнем Новгороде и Самаре. Мы во многом стремимся опередить реалии сегодняшнего дня, чтобы не удивится вызовам завтрашнего.

Роман Сергеевич, по сути, вы описываете кризисное управление. Какие лично ваши решения «сыграли»?

- Результат возможен только во взаимодействии. Это наша ключевая мысль. Если взаимодействие полноправное – результат лучше. Я предложил главам районов Нижнего Новгорода строить сотрудничество с ДК на принципах взаимодействия и партнёрских отношений. И мы плавно начали включаться в этот процесс. Не скрою, в 2010 году 8 из 10 вопросов на личном приёме главы администрации были вопросами по теме ЖКХ. В 2013 году благодаря нашим преобразованиям соотношение изменилось: из 10 вопросов тематика ЖКХ содержалась только в 4-6. Сегодня показатель стремится к 1-2 вопросам общего характера, но коллеги сообщают, что и этих 2 не было бы, позвони житель в ДК. 

Подтверждает мнение коллег наша внутренняя статистика: на момент внедрения системы управления заявками в 2011 году обслуживающие организации докладывали о высоком проценте выполненных заявок, хотя анализ СУЗ давал обратные результаты. Технологии, применяемые в системе управления заявками показывали, что реальный объём исполнения не превышал 60%. Заявки терялись или не выполнялись. Для нас это было просто неприемлемо, поэтому, используя потенциал системы, контроль по исполнению заявок был усилен.

Роман Зародыш: ЖКХ – это комфорт, уют и тепло в доме 3

Мы понимали, что с приёмом всего объёма заявок нагрузка на обслуживающие организации увеличилась и ЖЭКам нужно «вработаться» в новый объём, поэтому дли них был установлен разумный и достижимый на наш взгляд показатель исполнения заявок -  80%.

На тот момент самым важным было начать эту работу. И мы её начали. Благодаря системе контроля выполнения заявок показатели исполнения каждый год повышались и в настоящий момент процент исполнения стремится к 95%.

Во многом 2013 год стал для УК, входящих в НП «НАО ЖКХ» переломным. Тогда мы поняли, что курс верный, применяемые технологии эффективные, нас видят, понимают и одобряют наши действия. Именно тогда появились такие знаковые мероприятия, как «Парад техники» домоуправляющих компаний, где мы ежегодно перепроверяли самих себя и доказывали городу: мы готовы к зиме, мы во всеоружии. Тогда мы провели аттестационную кампанию в УК, обновили кадровый состав и расстались с теми, кто не хотел перемен, не хотел идти в ногу со временем и работать на благо жителей. Важно отменить, что по итогам аттестации мы практически не потеряли никого из «основы», специалисты восприняли эту проверку знаний и навыков адекватно и профессионально. Это очень важно, потому что многим из них приходится работать в условиях 24 часа / 7 дней в неделю / 365 дней в году.

В 2013-м мы впервые получили благодарность от администрации города за то, что безболезненно вошли в отопительный сезон. Сегодня эта тенденция сохраняется благодаря слаженной работе специалистов домоуправляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Роман Зародыш: ЖКХ – это комфорт, уют и тепло в доме 4

На сегодняшний день мы ставим себе новую планку. Мы стремимся к тому, чтобы создать «умное» ЖКХ в Нижнем Новгороде. Это понимание того, что надо доходить до причин проблемы и именно с ними работать, исключая их первоисточник, а не последствия. Это должно помочь приблизится к главной цели без лишних эмоций, а ведь наша сфера очень богата ими.

Какова, на ваш взгляд, идеальная модель регулирования деятельности управляющих компаний на рынке услуг ЖКХ? Какова роль профсообществ и, наконец, государства?

- К сожалению, до сих пор нет объективных и честных критериев отбора и ранжирования УК. Нет единой политики хозяйствования, все работают по-разному, соответственно, их очень сложно усреднить. Идеальная модель - понимание, что ЖКХ является квинтэссенцией возможностей и текущих ситуаций, в которых участвуют все отраслевые институты: ресусные организации, УК, подрядчики, городская и районные администрации, как полноправный участник рынка ЖКХ; жители и собственники помещений в домах, общественность в лице различных общественных организаций, отраслевые профессиональные сообщества и некоммерческие организации сферы ЖКХ.  Нельзя отдать пальму первенства кому-то, должен быть справедливый баланс. В идеале ЖКХ – это комфорт, уют и тепло в доме: горячая вода из крана, чистая холодная вода, свет без перебоев. Это, в конце концов, доступное информирование и знание того, куда можно обратиться в случае инцидента.

Роман Зародыш: ЖКХ – это комфорт, уют и тепло в доме 5

Расскажите о перспективах, чем в ближайшее время будет заниматься НП «НАО ЖКХ»?

- В первую очередь, продолжим курс на развитие «умного ЖКХ». Мы будем стараться не потерять тот опыт, который уже имеем, работать над ошибками, совершенствоваться и обновляться. Продолжим активное участие в социальных проектах и проектах государственного и частного партнёрства в ЖКХ для того, чтобы были понятны правила игры. Будем укреплять межрегиональное развитие и усиливать партнерские связи.

Мою личную гордость вызывает то, что все результаты – итог командной работы, они достигаются за счет труда, синергии и умных решений. За счёт рачительного использования имеющихся ресурсов, а сейчас это актуально, как никогда.

Нам есть что рассказать. Мы могли бы сейчас говорить о Всероссийском форуме ЖКХ, на котором продемонстрировали наши наработки министру ЖКХ России Михаилу Меню и губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву, но мне, как человеку хочется донести главное послание всей отрасли простым языком: ЖКХ – это про всех нас! Пора переходить с языка жестов к полноценному диалогу. Для этого у нас теперь есть всё самое необходимое.

 

Роман Зародыш – генеральный директор НП «НАО ЖКХ», член научно-экспертного совета при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, член комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по жилищно-коммунальному хозяйству.

Значимые события из истории НП «НАО ЖКХ»:

2006 г. – создание пяти ведущих ДУКов Нижнего Ногорода;

2011 г. – создание НП «НАО ЖКХ», членами которого становятся ведущие ДУКи и специализированные компании Нижнего Новгорода;

2011 г. – создание колл-центра ЖКХ для жителей Канавинского, Ленинского, Московского, Нижегородского и Советского районов Нижнего Новгорода, создание системы управления заявками;

2014 г. – работа НП «НАО ЖКХ» отмечена экспертами на высоком уровне в рамках первого Всероссийского форума ЖКХ;

2015 г. – все ДУКи компании НП «НАО ЖКХ» успешно прошли процедуру лицензирования и получили лицензию;

2016 г. – новая администрация города высоко оценила результаты подготовки УК к зиме на Параде технике.

Обслуживаемый жилой фонд УК, входящих в НП «НАО ЖКХ», составляет:

35% от общего показателя по Нижнему Новгороду;

24% - в Пензе;

21% - в Самаре.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.