Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
63,22
70,42
Деловой квартал / Новости / Рано или поздно ваш бизнес убьют, и убийцей станет франшиза. Есть лишь 4 способ...
Любовь Тищенко
Любовь Тищенко
Источник: компания «Марко»

Рано или поздно ваш бизнес убьют, и убийцей станет франшиза. Есть лишь 4 способа спастись

Самое читаемое
  • Неприкасаемых больше нет. Региональный СК возбудил 600 уголовных дел о коррупции Неприкасаемых больше нет. Региональный СК возбудил 600 уголовных дел о коррупции
  • Руководителей нижегородской компании-автодилера объявили в международный розыск Руководителей нижегородской компании-автодилера объявили в международный розыск
  • Новый метод конкурентов? Нижегородский ресторан утверждает, что им в зал подкинули крысу Новый метод конкурентов? Нижегородский ресторан утверждает, что им в зал подкинули крысу
  • SPAR в центре Нижнего Новгорода закрыли из-за нарушения санитарных правил SPAR в центре Нижнего Новгорода закрыли из-за нарушения санитарных правил
  • В минусе на 1 млрд. Налоговая не смогла обанкротить крупного нижегородского автодилера В минусе на 1 млрд. Налоговая не смогла обанкротить крупного нижегородского автодилера
06:00   01.11.2019

«Компания растет, становится лидером, а руководитель погряз в микроменеджменте: сам ищет сотрудников и все контролирует». Можно ли выжить одиночке в эпоху франшиз — Любовь Тищенко, «Марко».

Любовь Тищенко, генеральный директор компании «Марко»:

— За восемь лет работы мы не раз сталкивались с ситуацией, когда на одном рынке в конкурентной борьбе сталкиваются две модели бизнеса — классическая и франшиза. И всегда вторая побеждает первую. Поэтому, если у вас появился конкурент, который развивается по франшизе, или вы хотите зайти на рынок, где уже работают такие компании — будьте осторожны: франшиза способна невероятно быстро уничтожить ваш бизнес. А если бизнес небольшой, лобовая конкуренция с франшизой — тем более верная смерть. И вот почему.

Бессистемный бизнес

В малом и даже среднем бизнесе большинство собственников не являются экономистами по образованию, у них нет диплома MBA, они весьма отдаленно знакомы с принципами организации бюджетирования, маркетингом и вообще понятием систематизации бизнес-процессов. Так сложилось еще в начале двухтысячных, когда для создания успешного бизнеса достаточно было хорошей идеи — все остальное делали растущая платежеспособность населения, спрос на товары и услуги, низкий уровень конкуренции.

Можно было открыть у себя в гараже мастерскую по изготовлению мебели и вырастить компанию без копейки вложений в маркетинг и рекламу, бизнес-плана, организации складского учета и т.п. Многие предприниматели, с которыми мы общались за годы работы, начинали именно так. И все рано или поздно столкнулись с одной и той же проблемой.

Окей, бизнес растет, увеличиваются обороты, компания становится заметным игроком на рынке, даже лидером рынка… а руководитель остается все на том же уровне хорошего профессионала своего дела, который умеет делать мебель.

Не систематизировав бизнес за годы развития, он все глубже вязнет в микроменеджменте — лично отвечает за поиск новых сотрудников, общается с заказчиками и поставщиками, контролирует производство, но это все равно что пытаться управлять парусником в одиночку во время регаты. Как-то плыть он будет, но соперников не обгонит никогда. Выстраивая клиентам систему маркетинга, мы видим, насколько много у них бывает других проблем — нет системы в продажах, производстве и т.д.

Несистематизированный бизнес рано или поздно начнет тормозить, потому что будут все чаще случаться критические ошибки: здесь выбрали плохого поставщика, тут закупили сырье дороже, чем могли бы, и потеряли в маржинальности, там неправильно разместили точку продаж и прочее.

Франшиза против всех

На другой чаше весов — модель бизнеса по франшизе. Только давайте сразу договоримся о том, что речь пойдет об идеальной модели — хорошо проработанной и дорогостоящей.

Для сравнения представим себе небольшую семейную пекарню, которая находится в приличном спальном районе. Муж руководит бизнесом (все процессы на нем), жена печет пышные булочки, в каждую вкладывает частичку души. У пекарни добрый, красивый инстаграм. Булочки недорогие и вкусные.

Не было у этой семьи каких-то серьезных бизнес-планов — просто открылись в более-менее проходимом месте и стали печь. Сегодня к ним зайдут на кофе десять человек, завтра двадцать, послезавтра могут вообще не зайти, а на следующий день пара человек, и так далее — бизнес открывался без четкой системы, и результат такой же стихийный. Но пекарня живет. До тех пор, пока сосед не решает открыть рядом аналогичный бизнес по франшизе.

Что этот сосед получает немедленно? Во-первых, заведомо раскрученный бренд. Во-вторых, поставщиков с уже готовыми условиями. Поскольку поставщик, как правило, обслуживает сразу всю сеть франчайзи, он работает по ценам, которых отдельная пекарня не добьется никогда. В-третьих, сосед получит главное — готовую модель бизнеса, да еще и с учетом специфики рынка города и даже отдельного района. Модель, много раз опробованную, выверенную до мелочей.

Сосед будет сразу и точно знать, где ему открывать точку, в какое время начинать работу, сколько булочек в день нужно выпекать и сколько продавать, как обеспечить постоянный поток клиентов. В его распоряжении готовый сайт, мобильное приложение, настроенная CRM-система и т.д.

Все это даст создатель франшизы — бизнесмен, который в свое время потратил время на превращение бизнеса в отлаженную систему. А франчайзи остается лишь обеспечивать выполнение заданных показателей для гарантированного роста. Отдельному небольшому бизнесу на создание всего этого потребуются годы и серьезные инвестиции.

Более того, потенциальный покупатель, еще не дойдя до пекарни соседа, уже будет знать, что ему предложат. Потому что в таком же заведении он бывает в центре города, а может, и за границей, и прекрасно понимает — здесь ему подадут те же самые булочки и тот же самый кофе. В качестве которых можно не сомневаться, потому что держатель франшизы контроль качества уже предусмотрел: он не может позволить допустить репутационные риски. Проблемы в одной точке нанесут урон репутации всей сети.

Да и сам франчайзи приложит максимум усилий к тому, чтобы его бизнес был успешен. Этим франшиза выгодно отличается от бизнеса с филиалами. Филиал может годами не приносить прибыли и поедать бюджет компании. Если франчайзи получает убыток — он просто закрывается, ему нет смысла работать в минус.

Итог один — рано или поздно франшиза вытеснит с рынка семейную пекарню. Не спасут ни более низкие цены, ни более высокое качество.

Семейный бизнес просто в силу своей модели не избежит разных мелких ошибок — сегодня булочки пышные, а завтра подгорели (у жены плохое настроение), заведение открывается не в семь утра, а в десять (так удобно владельцам, но нет попадания в утренний поток клиентов), посуда вымыта то хорошо, то не очень и т.д. Сталкиваясь с системой, механизмом, человеческий фактор проигрывает.

Как победить франшизу

В общем-то, похожую ситуацию многие из читателей DK.RU, я уверена, наблюдали в собственных дворах, когда рядом с давно работающим и любимым частным магазином продуктов открывается «Пятерочка» или «Магнит». Сколько после этого продержался частник? Вряд ли больше года-двух. Поэтому, если вы владелец или руководитель классического бизнеса, уже сегодня готовьтесь защищать свою долю рынка от наплыва франшиз. Вот что следует сделать:

1. Немедленно начать решать главную проблему — отсутствие системности. Менять персонал, налаживать воронки продаж, внедрять необходимые сервисы, исходя из ваших «болевых точек» и бюджета.

2. При этом не стоит впадать в крайности. Нам известно немало примеров, когда собственник считал, что его бизнес и услуги настолько уникальны, что не подходит ни один из существующих конструкторов сайтов или CRM-система, а все это нужно создавать с нуля. И делает, вкладывая в такие разработки миллионы без гарантии результата, набивая все те же шишки, которые уже учтены создателями пакетных предложений. Шанс окупить такие затраты — сотни тысяч к одному. Подумайте, не проще ли перестроить бизнес-процессы под готовые IT-решения вместо создания их с нуля?

3. Если франшиза уже зашла на ваш рынок — используйте банальный бенчмаркинг. Посмотрите, какое у этой компании время работы, как сотрудники общаются с клиентом, как организована реклама, и так вплоть до всяких мелочей. Сделайте все то же самое у себя, насколько это возможно, потому что эта компания начинает работать в семь утра не просто так — здесь в основании наверняка заложена какая-то успешная практика.

>>>Читайте также на DK.RU: «Нашли свободную нишу? Рано радуетесь, возможно, ваш продукт просто никому не нужен»

4. Играйте на слабых местах франшизы. Главное преимущество франшизы — унификация продукта и услуги — одновременно является и ее ключевым недостатком. Это же шаблон, масс-маркет. Там обслужат по известному стандарту, но не более. А вы обязательно найдите или создайте уникальность вашего товара или услуги, и кричите об этом! Может быть, у вас классные продавцы-консультанты, которые и выбрать помогут, и о жизни поговорят? Или особые сорта пива? Фермерские свежие продукты? Ищите свою фишку!

Франшиза-подделка

Но, быть может, вы решите не мучиться, а продать или закрыть свой бизнес и самому купить франшизу? Тоже вариант, однако будьте предельно внимательны при выборе. Выше мы говорили о неком идеальном варианте франшизы, но реальность может быть весьма жестокой. Потому что сегодня встречается много псевдофраншиз, с помощью которых на вас попытаются заработать, ничего не дав взамен.

Совет № 1: обратите внимание на содержательное наполнение франшизы. Случается, к нам в агентство приходит заказчик и говорит: «Я купил франшизу, помогите разработать стратегию продвижения». Мы сильно удивляемся — что же в таком случае купил этот предприниматель? Стратегия продвижения и развития компании — необходимый готовый элемент во франшизе. Какая технология продаж будет успешной? Какой продукт запускать сразу, какой позже? Где открыть офис — в центре или в спальном районе? Какие инструменты продвижения носят инвестиционный характер? Без ответов на эти и множество других вопросов работать по франшизе и невозможно, и бессмысленно.

Совет № 2: убедитесь, что, покупая франшизу, вы получите доступ к ряду нематериальных активов. Это может быть готовый контракт с поставщиками либо сайт, мобильное приложение и т.п. В противном случае есть риск приобрести не бизнес по франшизе, а замаскированные под нее обучающие курсы или тренинги. Есть люди, которые учатся создавать сайты с помощью конструктора, делают программу обучения, продают как франшизу «бизнеса на готовых сайтах» за несколько сотен тысяч рублей.

А покупатель получает всего-то туториал по созданию сайтов и доступ к открытому конструктору, который можно получить в десятки раз дешевле самому.

Совет № 3: насторожитесь, если франшиза не предусматривает ежемесячной выплаты роялти, а только первоначальный (паушальный) взнос. Конечно, со стороны выглядит здорово — заплатил один раз и не надо делиться прибылью. Но бизнес так не работает, он создается ради дохода. Создатель франшизы генерирует основную прибыль именно на роялти, а это значит, он должен дать вам в руки готовый инструмент и инструкцию для зарабатывания денег. Ваш успешный кейс поможет ему расширить продажи франшизы.

Если роялти в предложении нет — скорее всего, вам хотят продать «пустышку», то есть бизнес, не обеспеченный никакими инструментами вообще. И вы будете делать то, что должен был сделать за вас владелец франшизы — искать способ продвижения, выбирать офис, составлять бизнес-план и т.п. Но ваш успех уже никого не волнует, потому что на вас разово заработали.

И четвертый совет: если купили нормальную франшизу, не нарушайте систему работы, которую вам предлагают использовать. Часто покупатель франшизы — это профессионал рынка, накопивший опыт и думающий, что он сможет сделать все лучше создателя франшизы. Это ошибка — тот бизнес систематизировался и выверялся годами. Нарушите систему — не получите запланированного результата, вот и все. Либо действуйте по инструкции, либо поделитесь своими знаниями с владельцем франшизы. Он отговорит вас от явных ошибок, а некоторые ваши идеи вполне может адаптировать, и тогда они станут частью той же инструкции.

>>>Читайте также на DK.RU: «Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»

Рано или поздно ваш бизнес убьют, и убийцей станет франшиза. Есть лишь 4 способа спастись 1

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

Первой очереди приготовиться. Нижегородский банк-банкрот начал рассчитывать кредиторов Первой очереди приготовиться. Нижегородский банк-банкрот начал рассчитывать кредиторов
Спрос превысил предложение. Skoda начала выпускать новую модель в Нижнем Новгороде
Убыль населения в России станет максимальной с 2008 г. Когда тенденция изменится?
Возврат вместо перевода: банки предложили новый способ борьбы с мошенниками
Названы проекты-победители форума «Перспективы бизнеса»
Более 2 тысяч протоколов было составлено за парковку на газонах в Нижнем Новгороде
Новая мера поддержки. Промышленникам компенсируют часть затрат на сертификацию продукции

Бизнес

«Санкции — не помеха». Виктор Клочай об открытии уникального производства и итогах года «Санкции — не помеха». Виктор Клочай об открытии уникального производства и итогах года
Найдет фото по селфи за 10 секунд. Как работает сервис распознавания лиц для мероприятий
«Боевого настроя мало». Что делать, если вы хотите экспортировать, но не знаете, как
«Я не буду оставлять детям бизнес в наследство. Не хочу, чтобы они его возглавляли»
«За любые сделки взыскивают убытки даже с экс-директоров». Юрист о перспективах 2020-го
«Дело в разнице культур, а не в злом умысле». Как работают вместе сотрудники из 33 стран
«Этот год был одним из самых тяжелых для отрасли». Кто же станет «Застройщиком года»?

Свое дело

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр «Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр
Бизнес на хайпе. Как нижегородец заработал сотни млн на смартфонах с Путиным и иконами
«Завтра придет ФСБ, стукнет по голове и скажет — переписывай компанию. И 10 млн уплыли»
«Увидел первый миллион на счёте в 20 лет. Чувствовал себя шейхом, но потом корона слетела»
Навстречу любимому празднику. Как устроен бизнес поставщика сладких новогодних подарков
«Шальных денег больше не будет». Как из стартапа получился бизнес с оборотом 1,2 млрд
Год без зарплаты: как запустить бизнес, когда денег почти нет, а прежний проект закрылся

Качество жизни

«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт «Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт
«Это та самая стратегия win-win». Чем могут быть полезны друг другу бизнес и музеи?
«Понаехавших в Сочи с каждым днем становится больше». Переезд к морю: стоит ли оно того?
«Покупать российское искусство сейчас выгодно». Беседа с главой аукционного дома Sotheby's
«Портной — как врач. Он сразу видит особенности фигуры, о которых вы можете и не знать»
Как в кино. WHITE and BLACK CINEMA PARTY, посвященная 15-летию World Class Пушкинский
«Бизнес только выигрывает от отсутствия интереса государства». Илья Осипов о жизни в США

Мнения

Директор, даже невиновный в банкротстве, может в одночасье лишиться всего Директор, даже невиновный в банкротстве, может в одночасье лишиться всего
«Дети 2000-х уверены, что могут добиться всего, стоит лишь захотеть. Просто пока неохота»
«Слава богу, нашлась новая духовная скрепа. Это пристрастие к насилию» — Евгений Енин
Анатолий Белый: «Ситуация в стране такая, что точка кипения достигнута»
«Жалуются, что уже теряют клиентов. Бизнес на грани из-за новой системы работы таможни»
«Ничего больше не радует, а бизнес угасает?». Что делать, если вы полностью выгорели
«Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег»

Лайфхаки

Кризис грядет. Как обезопасить инвестиции в недвижимость в 2020 году Кризис грядет. Как обезопасить инвестиции в недвижимость в 2020 году
«Хотим счастья, зарабатываем деньги — получаем несвободу и апатию». Что с нами не так?
«Идеальный корпоратив — премия. Зачем вам конфликты, беременности, уходы, травмы?»
Срываются все планы, раз за разом. Что не так в вашей компании?
«Все силы остаются на работе». Как и когда россиянам заниматься самообразованием
«В Москве нет элитного жилья. Объект стоит сумасшедших денег, но непригоден для жизни»
Богатого человека отличают глаза и губы. Чем вам грозит такая легкая идентификация
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.