Подписаться
Курс ЦБ на 19.10
71,17
82,45

Работать в команде, учиться онлайн. Как будет меняться система высшего образования? ТРЕНДЫ

Работать в команде, учиться онлайн. Как будет меняться система высшего образования? ТРЕНДЫ
Иллюстрация: НГТУ

«Важный тренд — расширение экспорта российского образования. У нас только в этом году число иностранных студентов выросло почти в пять раз», — Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева.

С ректором Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева Сергеем Дмитриевым мы рассуждаем о том, успевают ли сегодня технические вузы за стремительно меняющимися технологиями.

Сергей Михайлович, куда в целом сегодня направлен вектор системы образования в России?

— Применительно к техническому образованию я бы выделил два тренда.

Первый — это проектно- ориентированное образование, когда собираются студенческие команды и по заданию предприятий (и под руководством их консультантов) выполняется конкретный проект, который затем возвращается на предприятие. Это возможность для вуза выйти на внешний рынок не только с образовательными услугами, но и с научно-исследовательскими.

Второй важный тренд — расширение экспорта российского образования. Не случайно эта задача рассматривается как приоритетная в нацпроекте «Образование». В нашем университете только в этом году число иностранных студентов выросло почти в пять раз.

Это свидетельство авторитета вуза, повышения интереса к нему за рубежом.

Сейчас в НГТУ появился ряд курсов, которые наши преподаватели читают для иностранных студентов на английском языке, что существенно расширило нашу потенциальную аудиторию. Регулярными стали зимние и летние школы для студентов из-за рубежа по актуальным направлениям науки: атомной энергетике, нанотехнологиям, цифровой экономике. Очередная такая школа для китайских студентов пройдет в январе.

Можно ли сегодня, когда так быстро меняются технологии и условия жизни, говорить о том, какие профессии будут востребованы в будущем?

— Есть такое популярное выражение: «Студент — не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Вызовы будущего трудно предвидеть, а потому что вуз может сделать сегодня? Научить студента учиться и быть готовым учиться всю жизнь.

Если же говорить об общих векторах развития, то это, конечно, цифровизация, причем в широком смысле этого понятия. Потребуются специалисты, работающие в цифровой среде в самых разных областях экономики. Сейчас НГТУ поставляет для региона до 90% таких специалистов, и мы будем делать упор именно на промышленный сектор в области IT-технологий. Мы технический университет, развитие пойдет по этой ветке, хотя и по всем остальным направлениям мы тоже будем двигаться вперед.

Работать в команде, учиться онлайн. Как будет меняться система высшего образования? ТРЕНДЫ 1

Как может измениться система высшего образования в ближайшие годы?

— Сегодня мы не знаем, какие конкретно профессии понадобятся в долгосрочной перспективе. Но мы точно знаем, что нужны будут компетенции, которые связаны с личностным ростом и развитием, умением очень быстро реагировать на изменения. Отсюда и требования к образованию: мы должны приготовить человека с достаточно широким видением, способного отвечать на технологические вызовы. Для этого мы меняем содержание и технологию подготовки новых инженеров, которые будут востребованы в перспективе 10-20 лет.

Мы широко используем инструменты цифрового образования — дистанционные и онлайн-курсы, они востребованы, потому что удобны и студентам, и преподавателям, высвобождая их время для индивидуальной работы со студентами.

Сейчас эта инициатива стала частью нацпроекта «Образование»: планируется, что к концу 2025 года на онлайн-курсах будут учиться минимум 11 млн россиян.

Но современного инженера нельзя подготовит только в стенах вуза. Требование времени — что это должно происходить в коллаборации с ведущими предприятиями и корпорациями. У нас такая практика давно существует: на протяжении многих лет работают базовые кафедры на высокотехнологичных предприятиях Росатома, Группы ГАЗ, ОСК. Значительную часть учебного времени студенты проводят именно там, а занятия с ними ведут специалисты этих предприятий.

Большое внимание мы уделяем и программам дополнительного профессионально образования, проводя подготовку и переподготовку специалистов по заявкам промышленных предприятий.

Как вузы реагируют на такие вызовы — когда за шесть лет, пока студент учится от первого курса до диплома магистра, могут радикально измениться уклады, подходы, технологические основы и условия труда практически для любой профессии?

— Перед вузами сегодня действительно стоит непростая задача. Спрогнозировать даже не слишком отдаленную перспективу, предугадать запрос на специалистов будущего не возьмется сегодня, наверное, никто. Понятно, что специалист будущего должен уметь видеть вызов, адекватно на него отвечать.

Поэтому имеет смысл вооружить его необходимым инструментарием, который поможет справиться с решением неопределенных пока задач. А это – проектно-ориентированное обучение, междисциплинарные проекты и, значит, умение работать в команде. Такие специалисты совершенно точно будут нужны уже завтра любой инновационной компании.

Время одиночек прошло — сегодня надо уметь работать вместе. Наша задача — научить ребят создавать такие команды и правильно в них работать.

Работать в команде, учиться онлайн. Как будет меняться система высшего образования? ТРЕНДЫ 2

Какие новые направления подготовки могут быть открыты в ближайшие годы в технических вузах, в том числе в НГТУ?

— Безусловно, дальнейшее развитие получит такое актуальное и перспективное направление, как информационная безопасность.

Специалисты в этой области должны работать не только над тем, как защитить те или иные объекты от внешних воздействий, но и обеспечивать надежную стабильную работу самых разных устройств.

Есть ли в системе образования на сегодняшний день какие-либо острые проблемы, которые предстоит решать?

— Говорить о проблемах финансирования не имеет смысла — это стало уже общим местом. Поэтому я бы обратил внимание на существующую систему аккредитации вузов. Сегодня она очень формализована и становится тормозом развития университетов.

Нужен уход от контроля бумажного к контролю смысловому. И в этом смысле инициатива, названная «регуляторной гильотиной», представляется мне очень перспективной.

Какие события 2019 года подтверждают, что вузы успевают за меняющимся временем?

— Об опорных университетах сейчас все чаще говорят как о вузах, поддерживающих развитие отраслей. Для Нижегородской области это ядерная энергетика, традиционная энергетика и энергосберегающие технологии, транспортное машиностроение, радиоэлектроника, информационные технологии, нанотехнологии. Например, по развитию исследований в области ядерной энергетики мы занимаем первое место в России. Кроме того, занимаемся управлением и экономикой промышленности.

Опорный университет способствует развитию промышленности региона. Мы выдвигаем инициативы, генерируем идеи для проведения исследований. Вместе с промышленными предприятиями оцениваем потребности региона в кадрах, корректируем наши образовательные программы под конкретные запросы. То есть, по сути, мы закладываем основу будущего развития региона, когда наши выпускники придут работать на предприятия.

Вторая составляющая развития — инновационная. Новые идеи, их воплощение — от лаборатории до реального производства. В нашем вузе все эти звенья цикла соединены.

У нас есть те, кто создает идеи, есть малые инновационные предприятия, где эти разработки апробируются, и есть индустриальные партнеры, которые эти разработки внедряют в производство и работают на реальную экономику.

Работать в команде, учиться онлайн. Как будет меняться система высшего образования? ТРЕНДЫ 3

Только что в Москве закончилась крупнейшая выставка «Вузпромэкспо», организованная Министерством науки и высшего образования РФ, где ведущие университеты страны представляли свои достижения. НГТУ им. Алексеева также показал свои инновационные разработки.

Это были и беспилотные автомобили, и техника для освоения Арктики, и проекты по обеспечению кибербезопасности для отечественных предприятий атомной и химической промышленности, и много других по-настоящему уникальных разработок, выполненных по заказу и в сотрудничестве с нашими индустриальными партнерами.

Интерес к этим экспонатам был постоянный. И те, кто работал на стенде, подчеркивали, что в создании всей этой техники принимали участие не только ученые университета, но и студенты.

Работать в команде, учиться онлайн. Как будет меняться система высшего образования? ТРЕНДЫ 4

Образцы техники для освоения труднодоступных регионов Севера и Северо-Востока России и других районов с недостаточно развитой транспортной сетью. Справа — амфибийное вездеходное транспортное средство «Русак» с колесной формулой 8х8 на шинах сверхнизкого давления.

А в канун Нового года на конкурсе бизнес-идей, который проходил в рамках форума «Перспективы бизнеса», победил проект «Инновационная энергосберегающая ледокольная платформа на воздушной подушке для разрушения льда и продления навигации», который разработан командой НГТУ. В нее тоже входили студенты и преподаватели опорного вуза. И это прекрасный пример успеха проектно-ориентированного обучения.

Отмечу, что в недавнем исследовании, проведенном МИФИ и посвященном анализу лучших образовательных практик опорных университетов страны, НГТУ назван лидером именно в связи с программами проектно-ориентированного обучения, которые мы широко внедряем.

Какими достижениями этого года вы гордитесь?

 — В этом году решением Совета по реализации программ развития опорных университетов, на основе анализа результативности реализации программ развития опорных университетов, НГТУ определен в группу лидеров.

Мы с гордостью говорим о том, что НГТУ в этом году занял первое место в рейтинге «Национальное признание» по предмету «ядерная техника» среди российских вузов в области инженерии.

От ближайшего соперника в этой предметной группе — Уральского федерального университета, который занимает вторую строчку рейтинга — НГТУ отделяет почти двукратный отрыв.

В ежегодном Национальном рейтинге университетов по итогам 2018/19 учебного года мы уверенно занимаем место в топ-10 группы опорных вузов страны, в которую входят 33 отечественных университета. Также мы традиционно сохраняем присутствие в одном из самых известных российских рейтингов, составляемых агентством RAEX, — «Топ-100 вузов России», а также входим в число лидеров рейтинга вузов, выпускающих IT-предпринимателей.

Самое читаемое
  • Пробка на 6 км. Движение по Московской трассе затруднено из-за аварииПробка на 6 км. Движение по Московской трассе затруднено из-за аварии
  • Как лечить COVID-19 дома? Советы нижегородских медиковКак лечить COVID-19 дома? Советы нижегородских медиков
  • Новые международные рейсы разрешили из Нижнего НовгородаНовые международные рейсы разрешили из Нижнего Новгорода
  • Дюкерный переход через Волгу будет реконструирован за 1,66 млрд руб.Дюкерный переход через Волгу будет реконструирован за 1,66 млрд руб.
  • Стало известно, кто разработает проект ликвидации свалки около бывшего полигона «Игумново»Стало известно, кто разработает проект ликвидации свалки около бывшего полигона «Игумново»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.