Производители автокомпонентов присматриваются к иномаркам
Алексей Бобылев коммерческий директор ООО «Автотехника-НН» Александр Ватолин председатель совета ассоциации производителей автокомпонентов, зам. генерального директора ТПП Нижегородской области Оле
Алексей Бобылев
коммерческий директор ООО «Автотехника-НН»
Александр Ватолин
председатель совета ассоциации производителей автокомпонентов, зам. генерального директора ТПП Нижегородской области
Олег Зайцев
генеральный директор ООО «Управляющая компания «Автокомпонент»
Сергей Луговой
директор по связям с общественностью Нижегородского филиала «УК «Группа ГАЗ»
Ольга Сергеева
менеджер по связям с общественностью Renault в России
Почему отечественные предприятия не производят двигатели для иномарок
Как производители автокомпонентов собираются осваивать современные технологии
ВНижегородской области работает около 80 предприятий — производителей компонентов для автомобилей. Большинство из них строились для удовлетворения потребностей ОАО «ГАЗ». Многие сейчас поставляют автокомпоненты и на Волжский автозавод. Российский автопром сдает свои позиции. По данным агентства «Автостат», Горьковский автозавод за первое полугодие 2007 г. выпустил 18 тыс. «Волг» — на 5,8 тыс. меньше, чем в первом полугодии 2006 г. «АВТОВАЗ» за первое полугодие прошлого года изготовил 362,6 тыс. авто. В этом году производство снизилось до 349,5 тыс.
Одновременно растет рынок автокомпонентов для собираемых в России иномарок. По словам председателя совета ассоциации производителей автокомпонентов, заместителя генерального директора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области АЛЕКСАНДРа ВАТОЛИНа, в настоящее время объем российского рынка компонентов для иномарок составляет около $2 млрд. К 2010 г. оборот первичного рынка компонентов для иностранных авто вырастет до 25 млрд евро. Нижегородские компании могут претендовать примерно на 10% от этой суммы. Александр Ватолин: «Переориентироваться на производство компонентов для легковых иномарок производителей заставил тот факт, что весь российский автопром «сдался» перед западным. Все заводы постепенно переходят на выпуск иномарок, кроме, пожалуй, последнего оплота отечественного автомобилестроения — ВАЗа».
Власти создают благоприятные условия для развития производства автокомпонентов для иностранных предприятий. Постановление Правительства № 166 от 29.03.05 г. хоть и не накладывает прямых обязательств по локализации их производства в России, но обязывает производителей сокращать список импортируемых комплектующих. ОЛЬГА СЕРГЕЕВА, менеджер по связям с общественностью Renault в России: «Завод обязан предоставить правительству список импортируемых компонентов. Чтобы ввозить их в страну беспошлинно, нужно за 4,5 года сократить этот перечень на 30%, локализовав их производство в России». СЕРГЕЙ ЛУГОВОЙ, директор по связям с общественностью нижегородского филиала «УК» Группа ГАЗ»: «Для производства автомобиля Syber поначалу мы будем использовать импортные компоненты, но мы заинтересованы в быстрой локализации. Сейчас автозавод готовит стандарты по производству компонентов для Sybera, которые в ближайшее время предоставит поставщикам».
Александр Ватолин рассказал, что некоторые зарубежные автопроизводители предпочитают привести в Россию своих поставщиков автокомпонентов. К примеру, Toyota планирует запустить производство автомобилей под Санкт-Петербургом в 2009 г. Уже сейчас рядом строит завод по производству кресел — постоянный поставщик Toyota. Александр Ватолин: «Российским производителям автогиганты будут мешать поставлять свои комплектующие по программам локализации, ссылаясь на низкий уровень качества. Но если есть сертифицированное предприятие, качество продукции которого не вызывает сомнений, и завод-производитель отказывается принимать их продукцию, мы будем вынуждены лоббировать интересы этого предприятия и требовать введения на данный вид комплектующих пошлины».
Правительственные меры привели к тому, что западные автоконцерны сами ищут производителей комплектующих. Их делегации одна за другой посещают Нижегородскую область. Они изучают местных производителей и выясняют, производство каких компонентов можно у них разместить.
Эксперты уточняют, что иностранные производители не предлагают локализовать производство сложных узлов и агрегатов, таких как детали двигателя или подвески. Игроки рынка единодушно заявляют, что к производству таких автокомпонентов нижегородские предприятия пока не готовы. По словам Ольги Сергеевой, локализовать подобное производство имеет смысл, только когда количество выпущенных в год автомобилей перевалит за 250 тыс. В первом полугодии 2007 г. крупнейший производитель иномарок в России «Форд» изготовил 37,6 тыс. автомобилей. Сегодня самый высокотехнологичный нижегородский компонент для иномарок — это зеркало заднего вида с электродвигателем и подогревом.
По мнению Александра Ватолина, не более 20 нижегородских предприятий могут предложить войти в программу локализации иностранного завода даже таких видов продукции: непременное условие проведения предварительных переговоров — сертификация по международному стандарту ISO 9000 и отраслевому автомобильному стандарту ISO/TS 16949. Без наличия этих сертификатов ни один выпускающий иномарки завод продукцию не возьмет. Большая часть нижегородских производителей еще не приступала к сертификации, а на нее, по словам г-на Ватолина, необходимо около двух лет.
Как отмечает генеральный директор ООО «Управляющая компания «Автокомпонент» Олег Зайцев, иностранные производители не ограничиваются проверкой сертификата, зная, как легко в России купить «бумажку». Кроме международных, автозаводы имеют собственные стандарты. «С поставщиками работает целый отдел, — констатирует Ольга Сергеева.— Требования у нас едины по всему миру — это стандарты качества Renault. Безусловно, они значительно выше, чем привычные российским производителям. Если поставщик способен подготовить свое производство и поддерживать уровень качества, соответствующий нашим стандартам, мы готовы сотрудничать». Олег Зайцев: «Чтобы стать поставщиком иностранного завода, надо пройти несколько аудитов. Не только финансовый, но и аудит качества. Необходимо показать все бизнес-процессы предприятия, просчитать все риски, доказать, что цепочка поставок защищена от непредвиденных обстоятельств».
Эксперты утверждают, что представители зарубежных производителей проверяют все, вплоть до учредительных документов. Олег Зайцев: «Представители идут в цех и на месте задают вопросы сотрудникам. В конце визита комиссия никогда не говорит «нет». Она составляет список претензий, которые завод должен устранить перед тем, как стать поставщиком».
Как поясняет Олег Зайцев, получив список претензий, предприниматели просчитывают, сколько может стоить их устранение, и сравнивают затраты с предполагаемой прибылью. По словам Ольги Сергеевой, одно из наиболее важных условий, чтобы стать партнером производителя иномарок — предоставить конкурентоспособные цены на продукцию. АЛЕКСЕЙ БОБЫЛЕВ, коммерческий директор ООО «Автотехника-НН»: «Зарубежные производители, поставщиками которых мы являемся (Ford, Fiat и GM) сильно «прогибают» по ценам. Чистая прибыль от сотрудничества не так велика». По словам Олега Зайцева, вслед за иностранными автопроизводителями приходят и их постоянные поставщики. Ольга Сергеева: «У нас есть панель поставщиков Renault во всем мире. Есть западные компании, которых нет в России. Разумеется, если они придут, мы можем это только приветствовать. Они станут локальными — это удобно и выгодно». Г-н Зайцев: «Мы уже сейчас изучаем структуру их производства и видим, особенно у японских производителей, что они могут производить те же комплектующие значительно дешевле. У них дорогие конструкторские бюро, разработавшие свои ноу-хау для производства». Олег Зайцев отмечает тенденцию: мало того, что производители автокомпонентов должны повысить качество, они должны еще и понизить цены.
Кроме того, иностранные автопроизводители сегодня предлагают небольшие объемы заказов — инвестиции в модернизацию производства могут окупаться более десяти лет. По словам Сергея Лугового, объем, который ГАЗ предлагает местным производителям автокомпонентов, сегодня не обеспечит никто. Игроки, между тем, уверены, что уже в следующем году объем рынка увеличится на $5-6 млрд. «Нижегородские предприятия могли бы интегрироваться в мировое производство автокомпонентов с помощью западных технологических линий и стандартизации, приобретая по лизингу готовые линии для производства с шеф-монтажом, — констатирует Александр Ватолин. — Новое оборудование должно запускаться под контролем зарубежных специалистов». Олег Зайцев считает такой путь излишне рискованным: поставщики оборудования привезут технику, но не помогут освоить технологии. Более перспективным он считает модель создания совместных предприятий с западными производителями автокомпонентов.
Г-н Зайцев приводит пример: «В следующем году мы собираемся поставлять зеркала для Renault. Мы сформировали альянс с их постоянным поставщиком Ficosa. Купили лицензию, и предприятие начинает работать по стандартам качества автопроизводителя. Ficosa получает свое «роялти». А мы получаем технологии, которые можем использовать для других производителей». Олег Зайцев указывает, что, благодаря освоению западных технологий, компания сумеет поднять качество продукции и для отечественных автомобилей: «На нашем заводе мы дифференцировали производство. Когда нужно сделать качественно и высокотехнологично, мы привлекаем иностранных специалистов. Чтобы сделать дешево, сотрудничаем с местными конструкторскими бюро. При этом наши конструкторы и технологи тщательно изучают западные разработки». Подобное совместное предприятие в сентябре текущего года городецкая компания ИВК организовала с французским Valeo, чтобы выпускать автомобильные жгуты для иномарок. По данным Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, более десяти производителей автокомпонентов сейчас ведут переговоры о создании СП с немецкими, французскими, корейскими и японскими производителями.