Продавцы катеров и яхт раздвигают горизонты эконом-сегмента
Ольга Овезова начальник маркетингового отдела компании «Минибот» Галина Павлова коммерческий директор ООО «Транзит-НН» Вячеслав Приходько руководитель направления продаж катеров и яхт нижегородског
Ольга Овезова
начальник маркетингового отдела компании «Минибот»
Галина Павлова
коммерческий директор ООО «Транзит-НН»
Вячеслав Приходько
руководитель направления продаж катеров и яхт нижегородского филиала «Престиж Яхтс» («Панавто»)
Олег Сорокин
генеральный директор ГК «Столица Нижний»
Андрей Сподаренко
директор компании «Аквалон»
Денис Ширяев
коммерческий директор компании «Катерпласт»
Как отечественным производителям удалось занять место на рынке?
Кто инвестирует в строительство яхт-клубов?
Нижегородский рынок катеров и яхт становится более массовым. Этой весной все продавцы выкатили катера на площадки перед торговыми центрами и собственными магазинами. На всеобщее обозрение представлены как иностранные, так и отечественные суда. Несмотря на то, что сегодня все большую долю рынка захватывают дилеры американских, итальянских и французских брендов, отечественные производители на их фоне тоже выглядят достойно. Российские производители постепенно адаптировались к новым требованиям заказчиков, переориентировали производства на выпуск современных комфортабельных моторных яхт и катеров и развивают собственные дилерские сети.
По оценкам экспертов, в Нижнем Новгороде продажей катеров, яхт, моторов и аксессуаров к ним, а также доработкой и ремонтом занимаются 24 компании. Из них новые суда иностранного производства продают не более семи. При этом компании, лидирующие по продажам «бортов» иностранного производства (Crownline, Sea Ray, Monterey, Stingray, For Winns и т.д.), возглавляет один предприниматель. Ему принадлежат фирмы «7 Футов», «Аквалон», «Катера на Ура» и салон Azimut. Предприниматели объясняют образование нескольких юридических лиц тем, что каждая компания представляет разные бренды, которые, по тем или иным причинам, не должны пересекаться. Конкуренцию мультибрендовому предпринимателю составляют компании BILLORA GROUP, «Панавто», «Хелпер Спорт» и дилеры отечественных производителей.
По оценкам игроков, на местном рынке 95% проданных катеров и яхт относятся к так называемому бюджетному сегменту. К нему причисляют суда длиной 6–10 метров производства Sea Ray, Crownline, Monterey, Stingray, Beneteau стоимостью $25–150 тыс. Оставшиеся 5% — менее 10 привезенных под заказ яхт — приходятся на «бизнес-класс». Лидируют в этом сегменте легендарный английский бренд Princess, итальянский Azimut, американские суда Luhrs Marine Group и т.д. Их цена стартует с отметки $250 тыс. По словам участников рынка, ни одной яхты премиум-сегмента в городе продано не было. Суда стоимостью от $500 тыс. требуют развитой яхтенной инфраструктуры и эксплуатируются за границей, преимущественно на морских акваториях.
Тем не менее, эксперты отмечают, что владельцев комфортабельных яхт и катеров в Нижнем уже сотни. Как отмечает генеральный директор ГК «Столица Нижний» Олег Сорокин, только в нижегородском филиале российского речного регистра значится более 500 яхт: «Прибавьте к этой цифре регистры других населенных пунктов Нижегородской области, а также маломерные суда, которых в разы больше, — цифра получается внушительная». Директор компании «Аквалон» АНДРЕЙ СПОДАРЕНКО, который занимается продажей и обслуживанием моторных катеров и яхт более 7 лет, рассказал, что за этот период отмечается ежегодный рост продаж более чем на 80%. Самые продаваемые яхты в Нижнем Новгороде — это суда длиной 7–10 метров и стоимостью от 700 тыс. руб. По словам руководителя направления продаж катеров и яхт нижегородского филиала «Престиж Яхтс» («Панавто») Вячеслава Приходько, в 2008 г. его компания также начинает продажу судов в Нижнем Новгороде. «Планы довольно амбициозные, — заявляет эксперт, — за сезон мы намерены продать 10 катеров французской фирмы Jeanneau с подвесным мотором». Как рассказала начальник маркетингового отдела компании «Минибот» Ольга Овезова, клиенты стремятся приобретать более крупные яхты, поскольку они комфортабельнее. «Когда рынок только формировался, покупали яхту побольше и подешевле, теперь важен не только размер, но и качество, безопасность, а поскольку это предмет роскоши, он не может быть дешевым». Дилеры постепенно отказываются от продаж самых дешевых и некачественных западных катеров. Андрей Сподаренко: «Если три–четыре года назад покупали самые дешевые бренды, такие как Monteray и Bayliner, с минимальным набором опций, то сегодня клиенты хотят получить комфортное судно с мощным мотором».
Эксперты отмечают растущий спрос на более качественные и дорогие бренды вроде Sea Ray и Stingray, более ликвидные и в случае продажи: за несколько лет судно может подешеветь всего на 15%. Все большим спросом пользуется trade-in судов или же просто помощь в реализации подержанных яхт. При этом иностранные производители стараются удерживать клиентов и формируют привязанность к определенной марке. К примеру, компания Sea Ray выпустила недорогой катер, сохранив высокие стандарты качества, присущие марке. По мнению Андрея Сподаренко, производитель таким продуктом дает возможность как можно большему количеству клиентов прочувствовать привлекательность отдыха на воде. В дальнейшем, став обладателем яхты или катера определенного бренда, клиент покупает судно большего размера у того же производителя.
Игроки рынка утверждают, что его объем ежегодно растет на 30–40%. Дилеры западных и отечественных брендов в связи с растущим спросом развивают сервисное обслуживание судов, услуги по хранению и регистрации, постепенно вводят тест-драйв катеров и яхт для потенциальных покупателей.
Российские предприятия по проектированию и строительству судов смогли закрепиться на рынке, предложив относительно недорогие большие морские яхты и маленькие катера. В то время как иностранная яхта длинной 40 метров стоит от $10 млн, отечественная тех же размеров — втрое дешевле. По данным Ольги Овезовой, спрос на проектировку и строительство отечественных яхт длинной от 35 до 50 метров растет, но заказы поступают в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. В период с 2005 по 2007 г. спрос вырос примерно в два раза. В прошлом году компания «Минибот» заключила 74 договора, из которых около 35 пришлись на моторные яхты. «Моторные яхты, построенные отечественными предприятиями, по дизайну и качеству изготовления не отличаются от аналогов известных западных фирм, а по стоимости они на 30–50% дешевле», — поясняет г-жа Овезова.
Отечественные производители довольно широко представлены в массовом сегменте. По словам коммерческого директора компании «Катерпласт» Дениса Ширяева, ежегодно завод производит и реализует через дилеров более 100 катеров стоимостью от 200 до 800 тыс. руб. Г-н Ширяев отмечает преимущества российских катеров по сравнению с западными брендами: «Отечественные производители учитывают особенности местного ландшафта и не слишком развитую яхтенную инфраструктуру. Так, спуск на воду у российских катеров технически гораздо проще, чем у западных аналогов». Простота в обслуживании, невысокая стоимость и уникальное на рынке предложение по яхтам премиум-сегмента позволяют отечественным производителям год от года увеличивать объемы продаж.
Продавцам новых российских и западных катеров приходится конкурировать с рынком подержанных судов. По данным Андрея Сподаренко, 25% общего объема продаж приходится на б/у катера и яхты отечественного и иностранного производства, стоимость которых на 15–20% ниже новых. Их привозят из Москвы, покупают за границей и через дилеров. В городе за последние пять лет образовалось около 12 компаний, которые предоставляют услуги по ремонту, восстановлению и люксовке подержанных судов. Как рассказала коммерческий директор ООО «Транзит НН» Галина Павлова, в год ее компания обслуживает несколько десятков подержанных яхт: «Поступают заказы на покраску, установку рулевого управления, электрику и внутреннюю отделку». Тем не менее, эксперты отмечают, что нижегородское качество внутренней отделки оставляет желать лучшего. Бывали случаи, когда некомпетентные работники дополнительное оборудование на яхте по ошибке прикручивали саморезами к бензобаку, в результате чего после пуска двигателя топливо вылетало множественными фонтанами наружу.
Эксперты утверждают, что продажа яхт — основная, но не единственная статья доходов продавцов. По словам Вячеслава Приходько, в день катерами интересуется несколько человек. Индикатором намерения купить судно, а не просто поинтересоваться, служит вопрос о месте его хранении.
Сегодня в городе и области насчитывается около семи яхт-клубов. Наиболее известны «Рыбачий», «Ока», «У Иордана» и «Акватория». Некоторые клубы предлагают только место и охрану, другие создают необходимую инфраструктуру: могут предоставить специалиста по уходу и управлению судном, услуги по клинингу и места для отдыха. Как рассказал Андрей Сподаренко, в его клубе к каждому стояночному месту подведены электричество и вода. Плата за стоянку берется с каждого метра яхты. По словам экспертов, цену владельцы клубов оговаривают с каждым постояльцем, но у разных клубов она мало чем отличается. Средняя стоимость стоянки составляет 1200 руб. за метр судна в месяц. Практически все яхт-клубы, что называется, «забиты под завязку», и необходимо строить новые места с яхтенной инфраструктурой.
Эксперты утверждают, что инвесторов привлекает растущий спрос на подобные услуги, который ежегодно составляет более 20%. Так, на Горьковском водохранилище ведется строительство яхт-клуба компании «Лэндон». Нижегородский застройщик «Нижегородкапстрой» и несколько московских компаний также заявили о намерениях инвестировать в яхтенную инфраструктуру. Олег Сорокин намерен вложить более 200 млн евро в строительство развлекательного комплекса с яхт-клубом на Гребном канале. «Не стоит относиться к яхт-клубам как к «раю для богатых». Наш проект должен стать местом отдыха для всех нижегородцев», — уточняет г-н Сорокин. Окупить вложения инвесторы планируют за шесть–семь лет. Андрей Сподаренко отмечает, что в отсутствии стояночных мест для хранения яхты бизнесмены все чаще покупают или арендуют дебаркадеры, на которых размещаются кафе или клуб. Клиенты, купившие яхту в Москве, пользуются сервисами столичных компаний и хранят суда в их яхт-клубах. Андрей Сподаренко подчеркивает: «Те, кто оставляет яхту в Москве на хранение, потом по две недели не могут оттуда выбраться — требуется много согласований».
Услуги зимнего хранения катеров в Нижнем Новгороде предлагают компании «7 Футов» и нижегородский филиал «Престиж Яхтс». По словам Вячеслава Приходько, компания предоставляет клиентам хранение в специально оборудованном ангаре: «Доставлять катера до воды мы будем силами партнерской транспортной компании, клиенту не придется думать о транспортировке и хранении».
Эксперты сходятся во мнении, что географическое положение Нижнего Новгорода делает его благоприятным местом для развития яхтенной инфраструктуры. По словам Олега Сорокина, Нижний Новгород — порт пяти морей, из которого можно отправиться в Казань, Волгоград, Астрахань, на Черное море, даже в Ростов или Киев, а значит, спрос на яхты будет расти в геометрической прогрессии. «После того, как люди купят квартиры и машины, они начнут покупать лодки», — заявляет эксперт. Увеличение количества проданных яхт спровоцирует развитие инфраструктуры, повышение качества услуг по хранению и обслуживанию водного транспорта. Уже сейчас продавцы отмечают, что все меньше яхт покупают в Москве: клиенты поняли, что при одинаковых ценах пользоваться нижегородскими сервисами гораздо удобнее и выгоднее.
детали
Затраты на содержание судна составляют 10%–40% от его стоимости
Расходы на содержание моторной яхты в год (без учета налогов и стоимости топлива)
| Услуга | Стоимость |
| Аренда места в яхт-клубе (6 месяцев) | 50 тыс. руб. |
| Зимняя стоянка (6 месяцев) | 30 тыс. руб. |
| Консервация/расконсервация | 20 тыс. руб. |
| Клининг (5 раз) | 7,5 тыс. руб. |
| Техническое обслуживание | 15 тыс. руб. |
| Итого | 122,5 тыс. руб. |
Источник: «ДК».








