Предприниматели рискуют без помощи страховщиков
эксперты Владимир Ванин генеральный директор ЗАО «НЕОЛИТ» Анатолий Кашицын директор департамента по страхованию нижегородского филиала СО «РуссоБалт» Галина Куракина исполнительный директор, руково
эксперты
Владимир Ванин
генеральный директор ЗАО «НЕОЛИТ»
Анатолий Кашицын
директор департамента по страхованию нижегородского филиала СО «РуссоБалт»
Галина Куракина
исполнительный директор, руководитель дирекции по работе с банками нижегородского филиала Страхового Дома ВСК
Лев Лейфер
генеральный директор Приволжского центра финансового консалтинга и оценки
Андрей Щеткин
директор студии «Директива»
Как с помощью страховки повысить стоимость бизнеса?
Как увеличить вероятность получения страховых выплат?
Страховой рынок в Нижнем Новгороде растет на 2030% в год — в основном за счет обязательных видов страхования и страхования физических лиц. Исполнительный директор, руководитель дирекции по работе с банками Нижегородского филиала Страхового Дома ВСК ГАЛИНА КУРАКИНА отметила, что малый и средний бизнес уже достиг успехов — «предпринимателям есть что страховать». Страховые компании разработали различные продукты, которые могли бы свести к минимуму предпринимательские риски — от страхования оборудования до гражданской ответственности. «Однако бизнесмены не спешат приобретать полисы», — посетовала г-жа Куракина. Ее поддержал директор департамента по страхованию нижегородского филиала СО «РуссоБалт» АНАТОЛИЙ КАШИЦЫН: «Предприниматели в основном страхуют личное имущество и жизнь, считая, что именно это для них самое ценное. Однако главное не имущество, а источник дохода, бизнес. Его страхуют редко. Представители малого и среднего бизнеса обращаются к страховщикам, как правило, вынужденно, когда, например, страховку требует банк либо полис необходим для лицензирования их деятельности.
Директор Приволжского центра финансового консалтинга и оценки ЛЕВ ЛЕЙФЕ поднял вопрос о просчете рисков: «Многие менеджеры воспринимают риск на бытовом уровне. На самом деле, это количественное понятие — риск надо измерять. Тогда мы сможем правильно оценить стоимость страховки и ее необходимость для бизнеса». Эксперт заметил, что возможность оценить риск сегодня не интересует даже представителей крупного бизнеса, не говоря о малом и среднем. «При разработке бизнес-плана мы предлагаем включить туда анализ рисков. По международным меркам в бизнес-плане это главное. Однако это не интересует ни структуры, принимающие бизнес-план, ни самого заказчика».
Владимир Ванин посетовал, что при составлении страхового договора клиент зачастую не в состоянии изучить все пункты предлагаемой сделки, особенно те, что написаны мелким шрифтом: «Разнообразие исключений в договорах столь велико, что до последней буквы их никогда не изучишь. Надо неделю потратить, чтобы смоделировать ситуацию со всевозможными последствиями, адаптировать ее, привязать к цифрам». Андрей Щеткин скептически заметил, что нередко страховщик так заключает договор страхования, что при желании всегда найдет, к чему придраться, чтобы не выплачивать страховку. Анатолий Кашицын на это ответил, что клиент всегда может позвонить своему агенту и проконсультироваться насчет непонятных пунктов договора — как при изучении документа, так и при наступлении страхового случая. Галина Куракина добавила: «Наши агенты всегда говорят, на что в первую очередь обратить внимание в договоре. Умолчать — значит потерять доверие клиента». Если же клиент не доверяет страховщику, он может обратиться за консультацией к независимому юристу или страховому брокеру. Анатолий Кашицын уточнил, что многие проблемы с получением страховых выплат возникают и по вине самого клиента: «Иногда человек даже не берет на себя труд прочитать условия договора и потом высказывает претензии: «Машина попала в аварию, почему не платите?» — «Потому что за рулем сидели не вы, а родственник. Почему он не вписан в полис?» — «А я не знал» А в договоре это написано». Лев Лейфер обратил внимание присутствующих на то, что некоторые страховые компании направляют клиента только к своим оценщикам, в свои сервисы, лишая его права выбора. Эти «независимые» оценочные компании находят способы снизить сумму ущеба. В частности, при оценке комплектующих, подлежащих замене, учитывают их износ: «К нам обращаются люди с просьбой произвести экспертизу отчетов по оценке. Зачастую разница в оценке бывает весьма заметной». Анатолий Кашицын отпарировал: «Клиент вправе отказаться от предложенных экспертов и выбрать своих. Если вы не согласны с результатами оценки, можете провести повторную экспертизу, и за нее заплатит страховая компания. Оценка — это не догма. Ее можно оспорить. Если, допустим, стоимость ремонта возрастает — найдены скрытые дефекты, — надо вызывать специалиста по урегулированию убытков, составить соглашение о дофинансировании». Все это прописано как в законах, так и в договорах. Страховщики слабо продвигают программы для бизнеса