Правила летнего делового дресс-кода от Вячеслава Зайцева и Александра Васильева
Каким должен быть гардероб делового человека в жаркое время? «Деловой квартал» попросил трех представителей российской моды рассказать о возможностях и табу летнего гардероба.
В деловой среде есть правила, которые нужно соблюдать всегда: одеваться не слишком ярко, носить аккуратную прическу, подбирать одежду, которая не портит фигуру. А в отношении деталей наши эксперты расходятся: если Вячеслав Зайцев считает, что на деловые переговоры можно надеть рубашку с коротким рукавом, то Игорь Чапурин категорически ставит ярлык: это преступлениее против стиля. Александр Васильев самым большим нарушением делового дресс‑кода считает вызывающие цвета, а отсутствие носков считает допустимым.
Блеск обуви и маникюр — вне моды
Васильев Александр Все хорошо в меру. Масса ошибок в образе деловых людей часто связана с неудачными цветовыми решениями. К примеру, солидная полная дама, желая продемонстрировать уверенность в себе и подчеркнуть свое положение лидера, надевает костюм интенсивного розового цвета. Такой пассаж демонстрирует полное непонимание природы цвета и дурной вкус. То, что хорошо на прилавке детского магазина, смотрится дико на бизнес‑леди. Насыщенность и броскость цвета вызывают нехорошие подозрения, к тому же показная купеческая роскошь гибельна для карьеры.
К нам на «Модный приговор» часто приходят дамы, причисляющие себя к «бизнес‑вумен», и начинают жаловаться: «У меня все переговоры провальные! Почему — ума не приложу, ведь я всегда так красиво наряжаюсь на деловые встречи — гипюровая юбка, шифоновая блузка!». Запомните, милые дамы, в такой амуниции вас ждет только предложение продолжить переговоры в более интимной обстановке, и подписанием контракта это продолжение, увы, не закончится.
Появиться в офисе одетой для ночного клуба — непростительная промашка. Однако встречаются и красные пальто с такими же сумкой и помадой, и леопардовые сапоги, и декольте ниже некуда. Трехсантиметровые ногти, золото по всей поверхности тела, черные колготки и высоченные шпильки, может быть, и уместны в развлекательных учреждениях, но никак не в офисе солидной компании.
За последнее десятилетие в деловой моде появилось множество новых тканей, цветов и форм кроя. Благодаря глобализации, все то, что раньше считалось азиатским трендом, постепенно стало европейским, включая многие мусульманские тенденции. Например, такие, как бородка и усы в деловом облике мужчины — раньше это было недопустимо. Или возможность летом не надевать носки, что пришло к нам из мечетей и пятиразового намаза.
А также право по пятницам использовать в деловом костюме джинсы — все это сегодня норма, но когда‑то не допускалось ни при каких обстоятельствах.
Этим летом в моде для деловых мужчин узкие шелковые галстуки. Этот аксессуар должен отличаться от цвета рубашки не менее чем на полтона. Нынешним летом актуальны серый, шоколадный, песочный и серо‑голубой цвета. Узкий галстук великолепно сочетается с укороченным, приталенным двубортным костюмом с тонкими лацканами. Самая модная гамма: от темно‑серого до светло‑серого. Кроме того, актуальны пастельные и натуральные цвета: белый, бежевый, сафари, песочный, какао.
Для деловых дам актуален укороченный жакет, который можно надеть и с юбкой, и с брюками. Юбка в этом сезоне допускается разной ширины и длины. Правда, если речь идет о деловом костюме для женщины после 30‑35 лет, то я советую носить юбку за колено.
Из материалов предпочтительнее шифон. Впрочем, плотная хлопчатобумажная ткань — тоже неплохой вариант. Что касается цвета, то выгоднее всего, безусловно, будут смотреться нежные пастельные тона. Платья могут быть очень разные, но для офиса лучше всего подойдет элегантный покрой и классические ткани. Блузы предпочтительно из тонких материалов (хлопка, шелка, льна). В моде оборки, воланы, рюши, вышивка.
Еще один очень важный момент. Что позволено топ‑менеджеру, то далеко
не всегда допустимо для рядового сотрудника. Не стоит надевать на работу аксессуары, как у вашего босса. Скромному служащему, отчаянно стремящемуся к вершинам благосостояния, не стоит пытаться соответствовать элите во что бы то ни стало. Даже если вы накопили денег на дорогостоящую ручку, не стоит бросаться ее покупать, пока не обзавелись солидным костюмом и знаковым автомобилем. Всерьез вашу ручку никто не примет, а вас заподозрят либо
в тщеславии не по чину, либо в наличии состоятельного покровителя. Если же вы решили переплюнуть шефа, это будет вдвойне некорректно и неумно.
И в завершении совет: как бы ни менялась мода, есть ряд правил вне времени. Мужчинам следует всегда обращать внимание на свежесть рубашки и чистоту ботинок. Не забывайте, что элегантность мужчины всегда отражается в блеске его обуви. Женщинам — на маникюр. Он должен быть безупречным и не вульгарным.
Яркий цвет — признак агрессивности
Зайцев Вячеслав: В зависимости от сферы деятельности бизнесмена можно говорить о разных вариантах одежды, но существует основное правило дресс‑кода: чем выше представительский уровень, тем строже и дороже одежда. Важными элементами костюма топ‑менеджера являются статусные аксессуары: запонки, часы.
Абсолютные табу для делового человека в одежде — это бесформенные пиджаки и брюки. Брюки должны быть прямыми. Очень важен правильный выбор обуви.
Я категорически против мужских сандалий, летом возможны мягкие мокасины. Носки должны быть «продолжением» обуви или брюк, контрастные носки не приветствуются в деловом дресс‑коде.
Если вы находитесь в составе официальной делегации, то проявление яркого индивидуализма будет неуместно, а если встречаетесь с давними деловыми партнерами, то можно разнообразить свой гардероб ярким платком в нагрудном кармане или значком на лацкане. Также с пиджаком можно надеть темно‑синие классические джинсы с подчеркнуто дорогой обувью.
В деловой среде яркий цвет воспринимается как признак агрессивности. Даже летом следует обязательно соблюдать дресс‑код, который подразумевает сдержанную, благородную цветовую гамму: светлые оттенки голубого, бежевого,а в торжественные моменты — белого цвета.
Современная текстильная промышленность предлагает удивительные ткани. Это комфортная «летняя» шерсть для дневных костюмов или прочный шелк, который подойдет для нарядных костюмов. Также актуален летом темно‑синий клубный пиджак с голубой сорочкой, дополненный розовым галстуком или голубым в синюю полоску.
По костюмам в яркую или сдержанную клетку можно узнать представителей творческих профессий, которые могут себе позволить галстук‑бабочку, но галстук должен быть обязательно, этот элемент мужского гардероба является завершением цельного образа.
На менее официальных переговорах
можно ослабить галстук, расстегнуть верхнюю пуговицу на воротнике или снять пиджак, поэтому особое внимание надо уделять выбору сорочки. Лучше остановиться на светлой гладкокрашеной рубашке с коротким
рукавом. Молодежь может себе позволить модные приталенные модели сорочек.
Осторожнее с аксессуарами
Игорь Чапурин: Безупречность — главное качество руководителя. Поэтому даже в угоду комфорту нельзя давать себе слабину — носить рубашки с коротким рукавом, прибегать к льняным тканям, увлекаться аксессуарами — шарфами, платками и галстуками.
Сегодня мы видим, что предприниматели стали гораздо креативнее чиновников. Масса примеров, когда бизнесмены экспериментируют с пиджаками и яркими брюками, добавляют к образу всевозможные аксессуары — от очков до шарфов, любят яркую обувь. Это, на мой взгляд, очень хорошо, так как помогает человеку выразить себя и вести диалог с окружающим миром в менее формальном тоне. С другой стороны, слишком индивидуализированная одежда — это серьезное нарушение принципов делового дресс‑кода: она может заставить собеседника чувствовать себя неловко. Ни в коем случае нельзя демонстрировать религиозные символы, принты
в виде надписей (пусть и очень креативных), заигрывать с темой сексуальности.
Один из факторов, влияющих на гардероб человека, — это возраст. Конечно, возраст всего лишь цифра. Но важная. Поэтому то, что допускалось в молодости, в почтенном возрасте уже не к лицу. Возраст требует сдержанности и минимального акцентирования. В целом, алгоритм выбора деловой одежды может быть таким: следует отдавать предпочтение нейтральным вещам, которые вам идут, не портят вашу фигуру, но в то же время вписываются в рамки официального стиля. Никогда не помешают два костюма: один черный, другой — более casual — серый или бежевый; несколько белых рубашек; пара галстуков (в том числе галстук‑бабочка) и, конечно, черные и коричневые туфли.
Можно очень деликатно сделать деловой образ более индивидуальным. Например, некоторые мои клиенты из числа бизнесменов заказывают пиджаки с яркой подкладкой. Еще один способ индивидуализации — яркие аксессуары — запонки, носки, галстуки, броши. Бизнесмен не обязан комплектовать свой официальный гардероб только из очевидно дорогих, брендовых вещей. Конечно, пиджак, костюм, деловое платье не могут быть дешевыми. Но вот базовые вещи — рубашки, блузы, топы могут быть и вполне демократичных марок.
В летнем гардеробе делового человека обязательно должны быть легкие пиджаки без подкладки. Они могут быть серого, бежевого, коричневого, синего цветов.
А вот рубашка с коротким рукавом — это нонсенс, особенно если ее носят с галстуком — настоящее преступление против стиля. Летом можно позволить себе яркие носки, классические ботинки заменить на топсайдеры, позволить себе чуть более жизнерадостные по цвету рубашки, а девушкам — блузы.
Одежда для переговоров, с одной стороны, должна быть максимально нейтральной, но с другой — что‑то говорить о человеке. Но главный принцип един и зимой, и летом: костюм, пиджак, брюки, юбка — все должно сидеть идеально и быть выполнено из качественных тканей. Женщинам на переговоры можно надеть легкую белую блузу, но не слишком откровенную, а мужчинам отказаться от пиджака, но при этом продемонстрировать безукоризненно сидящую рубашку, у которой, если позволяет встреча и формат переговоров, даже можно слегка небрежно засучить рукава. Это всегда смотрится довольно свежо.
Виктория Говорковская, Юлия Шаехова







