«Появится такая услуга, как содействие в регистрации на иностранных маркет-плейсах»
Какие новые меры господдержки будут доступны с этого года предприятиям-экспортерам? Об этом DK.RU рассказал руководитель нижегородского Центра развития экспорта Сергей Звонков.
Сергей Владимирович, какая поддержка в основном нужна экспортерам — финансовая или информационная?
— Знания — самый ценный актив. Поэтому в первую очередь — это консультирование и информирование.
Для потенциальных экспортеров мы организуем обучение: программа состоит из 11 курсов и включает семинары по всем вопросам экспортной деятельности. Самые сложные темы — по налогам и особенностям таможенного оформления — читаются по два дня сертифицированным тренером. Программа разработана Российским экспортным центром.
Кстати, 10 июля 2019 года в Нижнем Новгороде состоится бесплатный семинар «Эффективная деловая коммуникация для экспортеров». Заявки принимаются до 5 июля: нужно зарегистрироваться на сайте Школы экспорта, в разделе «Календарь обучения» личного кабинета выбрать нужный семинар и подать заявку на участие.
Во-вторых, это создание и перевод на иностранный язык всех материалов: презентаций, буклетов, упаковки, рекламы, сайта... Специалисты Центра могут помогают привести товары или услуги в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта.
В-третьих, важная часть нашей работы — помощь в оформлении необходимых документов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности в России и за рубежом. Сертифицировать товар в стране-импортере сложно, это требует привлечения специального эксперта.
Также мы проводим маркетинговые и патентные исследования: для многих компаний это очень дорого. Благодаря Центру развития экспорта эти и многие другие услуги становятся доступны.
Что, если продукт есть, но понимания, кому его можно продать — нет?
— Мы можем выполнить «холодный» поиск — подбор потенциальных зарубежных партнеров. Можно просто дать общий запрос, например — «торговая сеть». Получив список возможных покупателей, компания начинает сама направлять им коммерческие предложения. И если в итоге она договаривается о встрече с целью показать себя и заключить договор на поставку, то мы поможем принять иностранную делегацию (это называется «реверсная бизнес-миссия»). Прошлым летом мы встречали делегацию из КНР и провели B2B-переговоры с компаниями из Швеции и крупными строительными компаниями из Польши.
А если нижегородцам нужно съездить за рубеж?
— Организуются бизнес-миссии: мы собираем предприятия и все вместе отправляемся в одну страну, где всем уже назначены переговоры. В мае уже состоялась поездка в Сербию. Мы содействуем в организации участия бизнеса в международных выставках, ярмарках и конгрессах в России и за рубежом.
Напомню, что анонсы всех мероприятий на 2019 год — это не только бизнес-миссии и визиты, но и обучение, бесплатные вебинары, круглые столы, конференции и многое другое — размещается на нашем сайте (export-nn.ru).
Следующий этап — содействие в разработке, заключении и экспертизе экспортного контракта. Как правило, на нем наше участие в деятельности компании заканчивается, дальше идет взаимодействие уже между поставщиком и покупателем.
Какие новые меры поддержки вводятся в этом году?
— Появится такая услуга, как содействие в регистрации на иностранных торговых онлайн-площадках. Размещение на маркет-плейсах платное, и для бизнеса это нелишние деньги — около 2-3 тысяч долларов в год.
Также планируется программа акселерации (буквально — «взращивание»). Предприятие будет оцениваться по международной системе на предмет готовности к экспорту. «Готовность» — не просто желание начать эту работу со стороны руководителя компании: это условие важное, но не единственное. Мы смотрим на финансовые показатели. Достаточно ли у компании денег для экспортной деятельности? Ведь если получится контракт, то скорее всего, нужно будет увеличить мощности, обеспечивая объемы поставки. Здесь мы поможем привлечь финансирование на развитие бизнеса из региональных и федеральных источников.
Оценивается очень много аспектов, и в итоге выносится заключение, имеет ли продукт экспортный потенциал. Следующий шаг — помочь предприятиям правильно «увидеть» и оценить тот рынок, на который они настроились, или назвать другие перспективные страны.
Какие продукты вам уже приходилось выводить на зарубежный рынок?
— Самые разные: от мороженого и алкогольных напитков до сложных машин, спецтранспорта, судов. Активно идут за рубеж металлургические, химические компании, предприятия народных художественных промыслов.
Мы стараемся охватить как можно больше предприятий, чтобы они понимали: экспорт — это возможно и нужно. И для этого совершенно не обязательно пускаться в сложное и опасное «свободное плавание»!
Задача поддержки экспортеров стоит на государственном уровне, и в Нижегородской области для этого есть своя специальная организация — Центр развития экспорта. Он помогает бизнесу правильно оценить свои возможности и избежать ошибок при экспортных контактах.
* * *
Государственное автономное учреждение
«Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области»
Тел: +7 (831) 435-18-48
e-mail: info@export-nn.ru
www.export-nn.ru
* * *
СПРАВКА. Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области создан распоряжением Правительства Нижегородской области в 2010 г. (учредитель — министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области). Это один из элементов системы комплексной поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. Партнеры Центра — Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, ТПП Нижегородской области, профессиональные объединения и ассоциации, субъекты инфраструктуры поддержки МСП и структуры содействия ВЭД Нижегородской области.