Потребительский пессимизм и жесткая бюджетная политика. Куда движется экономика страны?
«Люди из-за недостаточного роста экономики не могут понять, куда двигаться, как сегодня выбрать профессию. В экономике нет очевидных точек роста», — главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова.
Правительство делает ставку на жесткую бюджетную политику, реальные доходы населения не растут, а бизнес вынужден активнее сражаться за сферы влияния. Главный экономист Альфа-Банка, руководитель Центра макроэкономического анализа Наталия Орлова рассказала DK.RU, что ждет экономику страны.
Ставка на жесткую бюджетную политику
— Экономика вышла из электорального цикла: прошли индексации зарплат, выполнение майских указов. И 2019-й год будет годом новой реальности. Ставка сегодня делается на жесткую бюджетную политику: это и пенсионная реформа, и повышение НДС, и введение налога для самозанятых.
Эти меры не стали неожиданностью: ранее обсуждалось повышение ставки подоходного налога или введение прогрессивной шкалы. Всем было известно, что у Пенсионного фонда дефицит, и эту проблему нужно как-то решать, но все-таки быстрая пенсионная реформа не была в повестке. Это одна из причин, почему к ней сложилось такое непростое отношение. В других странах подобные изменения в среднем анонсируются за пять лет, а у нас люди не успели в достаточной мере подготовиться к этому нововведению.
Курс на жесткий бюджет означает, что в 2019 г. нас ждет умеренный рост потребления, слабее, чем в прошлом году. Хотя он и в прошлом году был чуть более двух процентов, что немного для электорального года.
Третий год подряд делается ставка на максимальный сбор налогов. Пока не совсем понятно, в какой степени государство готово в последующие годы повышение собираемости доходов направить на дополнительные расходы в экономике, объявленные в частности в рамках национальных проектов. Это открытый вопрос.
Богатые — не богатеют, бедные — маргинализируются
В последние месяцы и даже годы широко обсуждается, что реальные располагаемые доходы населения не растут. За этим стоят два разнонаправленных тренда. С одной стороны, есть рост зарплат, потому что в экономике не хватает трудовых ресурсов, предприятия вынуждены индексировать зарплаты. Повышало зарплаты и государство. Но этот рост не приводит к росту доходов, потому что разъедается двумя факторами: во-первых, доходы населения, получаемые в неформальном секторе, в реальном выражении сокращаются; во-вторых, финансовые доходы (от депозитов, недвижимости) также падают в реальном выражении.
Население сегментируется: есть группа людей, доход которых не то чтобы сильно растет в последние годы, но у них есть накопленный запас прочности, так как уровень их доходов немногим отличается от значений 2016 г. А есть группа, которая сильно потеряла за последние годы, и из ловушки низких доходов выбраться не может. Необеспеченные люди из-за недостаточного роста экономики не могут понять, куда двигаться, как сегодня выбрать профессию. В экономике нет очевидных и понятных для населения точек роста.
Для изменения этой ситуации нужен экономический рост. К сожалению, у нас он пока слабый. В прошлом году — 2,3%, при этом треть роста связана с сектором добычи полезных ископаемых. Но в секторе добычи сырья трудовые ресурсы не слишком востребованы, этот сектор никогда не обеспечивал значительный рост занятости. Есть сектора растущие, например, IT, но этот сектор в масштабе экономики недостаточно большой.
Цены на нефть и курс рубля
К маю Дональд Трамп должен определиться, будет ли он ужесточать санкции против Ирана. Если список стран, покупающих нефть в Иране, сократится или будет наложено полное эмбарго на экспорт иранской нефти, то мировые цены на сырье пойдут вверх. Пока я ожидаю цены на нефть в диапазоне $70-80 за баррель на этот год с возможностью повышения.
Курс доллара в этом году, по моим прогнозам, будет держаться на уровне 65-70 руб., если санкций на госдолг и госбанки не будет, либо будут какие-то незначительные шаги в этом направлении. Если курс укрепится на уровне ниже 65 руб., это уровень покупки, потому что какого-то серьезного укрепления сейчас ждать не стоит. Окна для укрепления нужно использовать для наращивания валютной позиции.
Курс остается под давлением из-за сохраняющегося значительного оттока капитала из России. В 2018 г. чистый отток частного капитала составил $65 млрд, из него только половина была связана с погашением внешнего долга, еще порядка $30 млрд ушло по другим каналам. Такая структура капитального счета создает неопределенность для курса.
Ипотека и строительство жилья
Еще весной 2018 г. речь шла о том, что Центральный банк не будет повышать ставку. А в сентябре ключевая ставка, тем не менее, была повышена. И ускорение инфляции пока делает сценарий снижения ключевой ставки не слишком реалистичным. По этой причине возможно, что обещания по снижению ставки по ипотеке до 8% государство будет выполнять, субсидируя ставки на эти кредиты.
Что делать?
На вопрос, как решить проблемы экономики, есть два ответа. Если говорить с точки зрения экономической теории, у нас не хватает мощностей в экономике, то есть мы недостаточно инвестировали; и у нас не хватает трудовых ресурсов. И синергия технологий и трудовых ресурсов не дает большого результата — производительность низкая. Из трех проблем — слабой производительности, ограничения рынка труда и недостатка инвестиций — легче всего заниматься проблемой недостаточных инвестиций. Но если инвестирует государство, а не компании, совершенно не факт, что проблема нехватки производственных мощностей будет решена.
Государство также пытается решить проблему нехватки трудовых ресурсов, именно этим аргументируется пенсионная реформа. Если вы провели пенсионную реформу, предложение трудовых ресурсов растет. Но не всем компаниям нужны сотрудники старше 45 лет. Опросы показывают, что только 7% работодателей хотят нанимать специалистов такой возрастной категории.
Второй ответ — больше в плоскости управления настроениями. Потребительский пессимизм сам по себе сказывается на экономическом росте. Когда люди не понимают, в каком направлении будет развиваться экономика в ближайшие 10 лет, они сокращают расходы: не тратят на подарки, не ездят в отпуск. Это можно сказать и о компаниях, которые в существующих условиях опасаются инвестировать в новые технологии.
Для здоровья экономики важно, чтобы горизонты были длинными. Например, в банковском секторе пессимизм связан с санкциями. Поэтому важным моментом для развития российской экономики и всех ее сегментов, включая потребительский рынок, является понимание долгосрочного курса развития экономики.