Поединок лидеров в бизнесе - 14.04.2008

Вы директор успешной компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Ее собственник — предприниматель «первой волны», не способный, как вам кажется, разглядеть всех угроз и возможностей для б

3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе

Вы директор успешной компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Ее собственник — предприниматель «первой волны», не способный, как вам кажется, разглядеть всех угроз и возможностей для бизнеса. Вы убеждены, что бизнес, остановившийся в развитии в своем регионе, обречен. Собственник же считает, что выходить в другие города — значит пытаться перепрыгнуть пропасть. Что вы предпочтете: пойти на конфронтацию с работодателем, отстаивая свои убеждения, или сохранить «синицу в руке»?

Владислав еше: Обсуждая этот вопрос с собственником, нужно ориентироваться на реальную выгоду от подобного шага в развитии бизнеса. Чтобы ее прочувствовать и принять правильное решение, необходимо детально изучить бизнес-ситуацию в интересующем регионе, провести маркетинговое исследование. Спрос, предложения, конкуренты, емкость рынка, возможные инвестиции, сроки окупаемости проекта и др. Соответственно нужно составить бизнес-план выхода в регионы, бюджет доходов/расходов, которые будут понятны и прозрачны. Собственник должен увидеть четкую картину затрат, доходов, прибыли. После этого садиться за стол переговоров и убеждать владельца бизнеса в том, насколько для вас важно получить от него кредит доверия на реализацию данного проекта. Если проект рентабельный, вряд ли собственник откажется от получения дополнительной прибыли.

Василий Козлов: Отношения собст­венника и наемного топ-менеджера становятся все более актуальной темой в современном бизнесе. Ключ к эффективности в решении множества проблем и конфликтов в этих отношениях — доверие.
Изначально существует конфликт интересов. Если цели собственника ограничиваются ближайшей перспективой — извлечь прибыль, — довольно скоро конкуренция вынудит отвечать на вопросы: какова капитализация, угроза поглощения, доля рынка, чем отличается продукт (услуга) от других, как снижать издержки, есть ли резервы производства и качества, какими должны быть ценовая политика, способы продвижения и продаж, целесообразно ли работать со старым продуктом на старом рынке или следует разрабатывать новые продукты, осваивать новые рынки и т.д. Ответы на эти вопросы должен уметь давать профессиональный менеджер. Если доверия нет, директору кажется, что некомпетентность и недальновидность собственника губит бизнес. Вряд ли сотрудничество и дальнейшая работа возможны, если не наладить взаимопонимания. Я сторонник обстоятельно подготовленной стратегии, где сомнения собственника должны быть или подтверждены, или аргументированно опровергнуты. Для этого есть замечательные инструменты: SWOT-анализ, матрица Ансоффа, матрица «продукт–рынок», Бостонская матрица и т.д. Убежден, что хорошо образованный, опытный директор способен убедить собственника, стать его истинным партнером и не удовлетвориться «синицей в руке».

Вы приходите в компанию реализовывать стратегию, которую вы полностью разделяете и поддерживаете. Вскоре вы понимаете, что стратегия не может быть воплощена в жизнь: компания не располагает теми ресурсами, которые вам были гарантированы в начале, а контрольным собственникам вы понадобились, чтоб затыкать дыры в балансе и улыбаться миноритарным акционерам. Увольнение «по собственному» сильно подмочит вашу репутацию, ведь собственники предпочтут повесить всех собак на вас. «Хлопнуть дверью» и раскрыть правду о положении в компании — значит ввязаться в рискованную переделку. Как вы будете выпутываться из истории?


Владислав еше: Ни тот, ни другой вариант развития событий меня заведомо не устраивают. Принимать решение прямо сейчас не стоит. Вариантом выхода может послужить инициирование круглого стола с заинтересованными лицами. Я бы изложил собственникам суть сложившейся ситуации и предложил скорректировать бизнес-стратегию, а также наметил решение более-менее реальных задач, исходя из возможностей компании. Задача менеджера — эффективно управлять существующими ресурсами. Ограниченность ресурсов может быть всего лишь временной.
Василий Козлов: Я за профессиональное, ответственное поведение менеджера. Любой мелкотравчатый компромисс — временное решение. Буду искать новые источники ресурсов, способы реализации стратегии (если я ее действительно разделяю). Я не боюсь конфликта, если он конструктивен и допускает возможность убедить собст­венников в полезности своих предложений. Если конфликт личностный, тупой — уйду не раздумывая. «Хлопать дверью» при этом не буду. В конце концов, собственник отвечает по обязательствам всем своим бизнесом. А если он намерен жить на рынке обманом, этот «лохотрон» не по мне.

Вам сделали заманчивое предложение. Чтобы удержать вас, собственник предлагает вам небольшую долю в бизнесе. Вас это не слишком радует, поскольку на вашем материальном положении это практически не отразится (доля слишком маленькая, да и рыночной стоимости компании никто не оценивал). Вы бы предпочли, чтобы вам дали больше управленческой свободы и повысили ваш ежегодный бонус, зависящий от прибыли, до того же уровня, что в компании, сделавшей предложение. Тогда вы бы сами себе заработали (да и для компании тоже).  Предложите несколько аргументов, чтобы убедить собственника, который категорически не хочет давать вам больше полномочий.

Владислав еше: А разве доля в бизнесе — это не увеличение полномочий? Разве это не разделение ответственности за его успешность? Не увеличение свободы в принятии решений? На мой взгляд, именно данный вариант оптимален и для менеджера, и для собственника. Последний получает мотивированного менеджера/партнера, который однозначно будет заинтересован в успешном развитии бизнеса, увеличении прибыльности, а значит и собственного материального положения, и достижения новых высот для компании.

Василий Козлов: Если бизнес перспективен и я остро чувствую возможности его роста, разработаю план действий и соглашусь на долю. Лично мне по душе сложные задачи и упорное их достижение, пусть и с отложенным вознаграждением. Мои аргументы — это «чисто конкретные» шаги по развитию бизнеса. Если собственник их поддержит, то и свобода действий, и бонусы — понятная цена за успех. Если же доверия не возникает, приму «соблазнительное предложение». Предпочту работать с умным собственником, способным на доверие, сотрудничество и полноценное делегирование ответственности и полномочий.

Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.