Поединок лидеров в бизнесе

3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе Вы — директор успешной компании, достигшей потолка на своем локальном рынке.

3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе

Вы — директор успешной компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Ее собственник — предприниматель «первой волны», не способный, как вам кажется, разглядеть всех угроз и возможностей для бизнеса. Вы убеждены, что бизнес, остановившийся в развитии в своем регионе, обречен. Собственник же считает, что выходить в другие города — значит пытаться перепрыгнуть пропасть. Что вы предпочтете: пойти на конфронтацию с работодателем, отстаивая свои убеждения, или постараетесь сохранить «синицу в руке»?

Татьяна ивлева: Речь о конфронтации будет идти, если собственник принципиально не готов к диалогу и не в состоянии адекватно оценивать рыночную ситуацию. У директора в описанном случае есть веские аргументы — уже состоявшийся при его участии успех компании, достигнутый потолок в развитии на локальном уровне (что легко подтвердить аналитическими данными) и, самое главное, внутренняя уверенность в правильности стратегии. Основная причина сомнений собственника, на мой взгляд, носит чисто психологический характер и заключается в страхе неудачи и боязни ответственности за слишком рискованное решение. Я бы предложила ему разделить эту ответственность, выделив региональные подразделения в специальный проект и предложив долю в этом проекте двум-трем ключевым менеджерам, ответственным за его реализацию. Если же убедить собственника в необходимости изменений не удастся, то я буду рассматривать предложения других работодателей.

елена соловьева*: И та и другая стратегии обоснованы. В первом случае необходимо аргументированно отстаивать свою точку зрения, не забывая о непредвиденных трудностях, которые несомненно возникнут на новых рынках. Во втором случае компания либо будет жить какое-то время по инерции, что наскучит директору и он покинет ее в поисках более перспективного в профессиональном развитии предложения, либо компанию купит более крупный конкурент, возможно московский. 

Вы приходите в компанию реализовывать стратегию, которую вы полностью разделяете и поддерживаете. Вскоре вы понимаете, что стратегия не может быть воплощена в жизнь: компания не располагает ресурсами, которые вам были гарантированы вначале, а контрольным собственникам вы понадобились, чтобы затыкать дыры в балансе и улыбаться миноритарным акционерам. Увольнение «по собственному» сильно подмочит вашу репутацию, ведь собственники предпочтут повесить всех собак на вас. «Хлопнуть дверью» и раскрыть правду о положении в компании — значит ввязаться в рискованную переделку. Как вы будете выпутываться из истории?
 

Татьяна ивлева: Ситуация достаточно распространенная. Речи о доверии и партнерских отношениях между контрольными собственниками и генеральным директором быть не может, равно как и о возможном влиянии нового сотрудника на развитие бизнеса. Поэтому оставаться в компании — еще больший риск для репутации, чем увольнение «по собственному»: гордиться через год-два с точки зрения достижений компании будет нечем, а вот нажить себе проблем, играя в чужие игры, более чем реально. Из этой ситуации можно извлечь и хороший урок: фиксируй все договоренности в письменной форме. Если уволиться невозможно, придется набраться терпения, дипломатичности и осторожности, искать компромиссы между задачами развития компании и возможностями, интересами собственников и своими амбициями и т.д., по возможности подстраховываясь и обеспечивая собственную безопасность. 

«Хлопать дверью» и выяснять отношения не вижу смысла — отчасти в данной ситуации виноват сам топ-менеджер, поленившийся собрать побольше информации о своих будущих нанимателях.

елена соловьева*: Любой сотрудник, тем более достигший определенных результатов, имеет право на ошибку. Самый хороший вариант — честность. Мой совет — уволиться по собственному желанию. С собственниками лучше провести жесткие переговоры, объяснить им свою позицию, дать понять, что вы не намерены играть по таким правилам. Если вам пригрозят выставить ваш уход в негативном для вас свете — вспомните П. П. Бородина: «Россия — удивительная страна, и чаще в ней любят негодяев». Вы сильнее испортите свою репутацию, продолжив работать в данном месте. Честность. Честность. Честность. 
Вам сделали заманчивое предложение. Чтобы удержать вас, собственник предлагает вам небольшую долю в бизнесе. Вас это не особенно радует, поскольку на вашем материальном положении это практически не отразится (доля слишком маленькая, да и рыночной стоимости компании никто не оценивал). Вы бы предпочли вариант, чтобы вам дали больше управленческой свободы и повысили ваш ежегодный бонус, зависящий от прибыли, до того же уровня, что в компании, сделавшей предложение. Тогда вы бы сами себе заработали (да и для компании тоже). Предложите несколько аргументов, чтобы убедить собственника, который категорически не хочет давать вам больше полномочий. 

Татьяна ивлева: Видимо, у собственника есть причина, по которой он опасается давать полномочия сотруднику.
Аргумент 1. Я ценю ваше доверие и желание предложить партнерство в бизнесе и готова остаться в компании. Единственная причина, по которой я согласилась рассматривать предложение от нового работодателя, — моя готовность принять на себя еще большую ответственность. Если Вы передадите мне ее в нашей компании, выбор для меня будет однозначен. Вот расчеты планируемой прибыли и моего ежегодного бонуса в случае данного решения. Эти результаты устроят и вас.
Аргумент 2. Мы оба знаем, что найти человека на мое место будет непросто. Если вы предлагаете мне долю в бизнесе, вы доверяете мне. Новому сотруднику понадобится много времени, чтобы заслужить такой уровень доверия. Тем более, что новичок, скорее всего, будет претендовать на те же полномочия, о которых говорю я. Согласитесь, что нам с вами будет проще найти общий язык, если я получу больше полномочий, чем вам с новым человеком.
Аргумент 3. Предложить собственнику устранить причину, мешающую ему расширить полномочия (повысить мою квалификацию, внедрить «прозрачную» и оперативную систему регулярной отчетности о состоянии дел в компании и т.д.).
елена соловьева*: Первый аргумент: прибыль, которую собственник может получить взамен на ваши необходимые полномочия и уровень мотивации. Договоритесь о промежуточных критериях, которые позволят собственнику получить информацию о том, достигаете ли вы показателей по прибыли. План с промежуточными показателями поможет отслеживать динамику роста прибыли. Второй аргумент — объективные факты: все больше и больше собственников передают полномочия по управлению компании наемным менеджерам (в данном случае необходимо привести примеры, понятные для собственника, и, если такая возможность существует, провести личную встречу). Третий аргумент: напомните, сколько времени необходимо для поиска нового управленца, его последующей адаптации. Другими словами, докажите свою профессиональную незаменимость.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.