Почему у небольших телеком-компаний нет шансов на нижегородском рынке
Сектор телекоммуникационных услуг является одним из важнейших направлений не только экономики РФ, но и экономики Нижегородской области. Развитие этой отрасли кардинально влияет на все сферы жизни.
На нижегородском телеком-рынке значительное влияние на внешние и внутренние процессы оказывают, по сути, 3-5 крупнейших игроков и в сфере фиксированной и мобильной связи. Это вполне соотносится с общероссийскими тенденциями.
Также сохраняется тренд к увеличению числа абонентов широкополосного доступа в интернет и платного телевидения, хотя результаты 2017 года и прогнозы на будущий год не слишком радуют операторов – рынок находится в состоянии незначительного роста.
Однако это обстоятельство не мешает ряду крупных компаний думать об объединении активов на региональных рынках с более мелкими игроками, не имеющими возможности выживать в условиях жесткой конкуренции. Особенно активным в этом отношении был «Эр-Телеком»: в 2017 г. только в Петербурге компания приобрела «Телевизионную кабельную сеть «Нева» и B2B оператора «Директ-Телеком».
Но федеральный тренд так и не смог прижиться на нижегородской земле. Даже самые мелкие телеком-операторы пытаются вести борьбу за абонентов, несмотря на тупиковые рыночные перспективы их бизнеса.
Сомнительная выгода
Один из примеров неоправданной борьбы – компания «Уфанет», вышедшая на нижегородский рынок еще в 2014 г. За это время оператор связи не только никак не проявил себя в противостоянии с конкурентами, но даже не смог приблизиться к поставленным амбициозным целям. По расчетам генерального директора АО «Уфанет» Искандара Бахтиярова, к 2018 г. доля компании в Нижнем Новгороде должна была составить 20-25%. Однако к началу этого года доля оператора, к примеру, в сегменте скоростного фиксированного интернета едва ли превысит 1%.
Такой провал можно было бы списать на упомянутую выше рыночную ситуацию и текущую экономическую ситуацию. Однако операторы - конкуренты за тот же период свои базы сумели каким-то образом нарастить.
Расчет подобных мелких игроков, как правило, сводится к предоставлению более дешевых услуг связи — банальному демпингу. Но подобная схема в реальности обречена на провал - качество услуг в этом случае, как правило, далеко от заявленного и значительно уступает качеству конкурентов. В итоге абоненты, по факту, платят не намного меньше, но получают заведомо проигрышный вариант телеком-услуг.
В такой ситуации в ход идут определенного вида уловки и ухищрения, сводящиеся, например, к тесному взаимодействию с ДУКами для более тщательной «обработки» жильцов многоквартирных домов. На популярных нижегородских форумах легко можно найти отзывы жителей города, неприятно удивленных навязыванием неизвестного оператора, которого им пытается «пропихнуть» управляющая компания. Возмущение нижегородцев вызывают методы, которые при этом используют некоторые УК. Внеочередные собрания собственников под председательством представителя провайдера в неудобное для жильцов время с явной целью «нарисовать» голоса – один из примеров поддержки «Уфанета».
Обещания, обещания
Приходила сегодня женщина, просила проголосовать за уфанет. Говорит, большая часть жильцов дома проголосовала положительно. Это так? На просьбу показать договор, который заключил дук с уфанет, замешкалась и сказала что договор на стадии подписания и начала убеждать, что надо проголосовать положительно», - пишет пользователь городского портала Tanushka2212 о ситуации в ее доме (пунктуация автора сохранена).
Далее представители Уфанета обещают жильцам 5 бесплатных камер видеонаблюдения и множество бонусов тем, кто подключит услуги в квартирах. Но вот загвоздка – обещания остаются обещаниями. Основная задача представителей провайдера - пустить пыль в глаза доверчивым жильцам и любой ценой подписать договор.
«УФАНЕТ ставит только 2 камеры, и не очень хорошего качества. Обзор и отзывы есть на Ютюбе. Далее, никаких бонусов УФАНЕТ не дает, кроме как видео за 5 дней (столько оно храниться у них и не больше). Никакого отношения к программе безопасный город это не имеет. А вот если хотите смотреть видео, то вы должны быть подключены к УФАНЕТ, так они дают доступ», - обеспокоен пользователь alex00055 (пунктуация автора сохранена).
Секреты без ответов
Что же заставляет с трудом выживающих операторов связи идти на такие неприглядные методы борьбы за клиента? Все дело в том, что, по мнению экспертов, нижегородский телеком-рынок насыщен, уровень проникновения ШПД в городе составляет около 70%. При этом 83% этого рынка в Нижнем Новгороде занимают «ЭР-телеком» и «Ростелеком». Остальная доля у «Вымпелкома» и МТС, доля прочих игроков незначительна. Операторы «Большой четверки» способны обеспечить горожан услугами связи хорошего качества. Крупные компании, в отличие от небольших, могут построить качественные магистральные сети и установить хорошее оборудование.
Ко всему прочему компания «Уфанет» еще с давних времен мелькает в сводках офшорных компаний. Телеком-оператор входит в башкирский «Трилистник групп» и по каким-то причинам не раскрывает своих бенефициаров. Сами по себе офшоры отнюдь не запрещены законом, но зачастую служат финансовым инструментом для различных серых схем ведения бизнеса и ухода от налогов.