"Перспектива оказаться «в рядовых» была определенным вызовом для меня", - Ольга Лобанова
"На тот момент в нашей компании уже работало более 600 человек и перспектива оказаться «в рядовых» была определенным вызовом для меня. Но надо так надо! Это была моя Гемба".
Ольга Лобанова, соучредитель компании Bonex Group:
Есть такой термин - Гемба. В переводе с японского означает «реальное место». Для тех, кто знаком с японской бизнес философией Кайдзен, он хорошо известен. Это когда топ-менеджер идет на самую низшую позицию для того, чтобы разобраться в рабочих процессах и оптимально их настроить.
Три года назад мы решили открыть новое для нас направление в бизнесе – аутсорсинг питания для предприятий. Логика простая: раз электрики, сантехники, уборщики и прочий обслуживающий персонал на предприятиях уже наш, почему бы там не работать и нашим поварам. Нашли руководителя направления с огромным опытом работы по всей России. Продумали организацию, технологии работы и так далее. Но я же девушка серьезная, с наскока вопросы не решаю. И раз уж даже перед тем, как заняться клинингом, я 11 лет назад прошла курсы британского института уборочных наук, то перед тем как начать людей кормить, сам бог велел поучиться.
Я просмотрела все имеющиеся у нас в городе курсы и выбрала программу для Завпроизводства. Тут, думаю, научат меня всем премудростям профессии и расскажут, где мои повара хитрить будут, кого и где проверять надо. Какой же из вас завпроизводства, сказали мне, у вас же даже образования повара нет! Идите с низов! На тот момент в нашей компании уже работало более 600 человек и перспектива оказаться «в рядовых» была определенным вызовом для меня. Но надо так надо! Это была моя Гемба.
После двух месяцев теоретических и практических занятий и успешной сдачи экзамена (фаршированная курица с картофелем фри) меня отправили на практику. По счастливому стечению обстоятельств местом моей практики стала работа у нашего основного потенциального конкурента – в лучшей столовой крупнейшего завода. О такой удаче я даже не могла мечтать!
Рабочий день был с 6 утра до 15-00. Я вставала в 4.30, собиралась в полудреме и ехала на работу. Парковалась подальше от проходной завода, дабы не вызывать вопросы у своих новых коллег дорогой иномаркой, подозрительной для обычного повара. Чувствовала себе не меньше, чем Анной Чапман на задании. Меня поставили в горячий цех на голубцы и мясные рулеты. Ничего сложного, кроме того, что готовить приходилось не в привычных кастрюльках, а в огромных кастрюлищах, как будто я готовила для какого-то великана. Фарш приходилось мешать руками, по локоть засовывая их в мясную гущу. Через час работы моя бумажная шапочка была наполовину мокрая, а через три часа ноги и спина чувствовали заметную усталость. Ничего, подбадривали меня женщины, это с непривычки, потом пройдет. На какое-то время мне стало казаться, что это моя новая жизнь и так дальше и будет продолжаться, и конечно я привыкну. Закончив свой первый рабочий день, я отправилась к себе в офис. Мою текущую работу ведь никто не отменял. Помню, как сев в свое любимое кресло под кондиционер и налив чашку горячего чая, я чуть не заплакала. Какое счастье, это было все не по-настоящему и моя жизнь другая! )))
Каждый день, приходя на работу в столовую, я исправно трудилась на своих будущих конкурентов, жарила и парила по всем технологиям, не забывая при этом своей главное цели – изучить организацию работы изнутри. Я задавала вопросы, смотрела инструкции, спрашивала про нормы и списания, наблюдала за тем, кто что контролирует и где нет контроля. Процесс работы стал более понятным. Но моя усталость и недосыпания тоже накапливались с каждым днем. Однажды, на автопилоте готовя голубцы, я забыла пробланшировать капусту, бухнула ее сырую и хрустящую в огромный чан с фаршем и все размешала. Буквально через минуту меня накрыло ужасом. В бизнесе у нас было много сложных ситуаций: потери миллионов из-за партнеров, угрозы силовых структур, авральные ситуации на крупных проектах, но в тот момент для меня не было ничего страшнее этой кастрюли с сырой капустой в фарше.
Я вылавливала капусту по кусочкам из фарша и рыдала. Все, подумала я, достаточно.
Голубцы мы исправили, конечно, но в тот же день я ушла из столовой. Меня уговаривали остаться, но моя цель по большому счету уже была достигнута.
В тот год мы сделали несколько проектов по питанию для крупных предприятий, но дальнейшее развитие направления потребовало значительных для нас тогда инвестиций. Мы приняли решение вложить эти средства в новые проекты с меньшей конкуренцией на рынке, которые сейчас успешно развиваются. Направление питания мы закрыли, но кто знает, может через какое-то время мы снова к нему вернемся и тогда мы уже будем во всеоружии!
ОРИГИНАЛ