От первого лица. «Будем искать резервы», - Петр Колтыпин, Волго-Вятский банк Сбербанка

Петр Колтыпин сменил Сергея Мальцева на посту председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России. В планах топ-менеджера - вывести территориальный банк на 1 место, найдя дополнительные резервы.

Назначенный 5 августа председатель Волго-Вятского банка Сбербанка России Петр Колтыпин провел свою первую пресс-конференцию.  Довольно откровенно топ-менеджер рассказал о том, где ВВБ будет искать резервы для улучшения показателей, о конкуренции с ВТБ24 и впечатлениях от Нижнего Новгорода.

Справка:

Петр Колтыпин родился в 1973 г. Окончил Новочеркасский государственный технический университет; Ставропольский государственный университет по специальности «Экономика и управление на предприятии»; Финансовую академию при Правительстве РФ и Лондонскую бизнес-школу по программе «LBS - Sberbank Programme in Management and Finance for Bankers».

В системе Сбербанка работает 20 лет, с 1996 г. Начинал свою карьеру с должности ведущего экономиста (г. Буденновск Ставропольского края). В дальнейшем специализировался в сфере кредитования, прошел путь от и.о. начальника кредитного отдела до директора управления кредитования в Северо-Кавказском банке Сбербанка России (г. Ставрополь). В 2008 г. назначен заместителем председателя, а в 2011 г. – председателем Северо-Кавказского банка Сбербанка России. С апреля 2014 по март 2015 гг. руководил Центрально-Черноземным банком ОАО «Сбербанк России» (г. Воронеж). Последние полтора года работал в должности старшего вице-президента, куратора блока «Территориальное развитие» ПАО Сбербанк (г. Москва).

«Приехал и уже практически чувствую себя нижегородцем» 

В Нижнем Новгороде мне комфортно. Люди здесь доброжелательные и открытые. Я приехал и уже практически чувствую себя нижегородцем. Но я, в принципе, такой человек - привык работать в любых условиях, и мне везде хорошо. 

Уже успел погулять и по Большой Покровской, и пробежаться по Нижневолжской набережной. Был на ГАЗе. Моя жизнь и работа – это постоянное движение, и я уже пообещал коллегам, что в следующем году буду передвигаться еще быстрее.

«Всегда буду говорить только хорошее о своих предшественниках» 

Я работал председателем территориальных банков Сбербанка на двух территориях. На негативе сделать себе имя просто. Но это неправильно. Я всегда буду говорить только хорошее о своих предшественниках. В Волго-Вятском банке до меня уже были очень серьезные достижения. Это касается работы не только Сергея Мальцева, но и Евгения Королева, Дмитрия Давыдова* и Ирины Кудрявцевой. 

Евгений Королев в свое время вывел банк из критической финансовой ситуации, под его руководством был создан Волго-Вятский территориальный банк, объединивший 7 регионов, с центром управления в Нижнем Новгороде. Именно он заложил фундамент будущих побед. В ежегодном смотре-конкурсе среди территориальных банков Сбербанка Волго-Вятский банк стабильно входил в тройку лидеров.

Дмитрий Давыдов* внедрил «философию лидерства» и сформировал команду профессионалов, его уход из жизни стал огромной потерей как для Волго-Вятского банка, так и для всей системы Сбербанка... 

Ирина Кудрявцева, душа банка, которая благодаря своему опыту и профессионализму успешно провела банк через кризис 2008 г., решила задачу по адаптации тербанка в новых условиях после того, как Сбербанк возглавил Герман Греф, и начала масштабную программу переформатирования. 

Сергей Мальцев – креативный и опытный менеджер. За время его руководства Волго-Вятский банк демонстрировал устойчивый рост по всем основным показателям. Был совершен заметный рывок в розничном бизнесе, в частности, на рынке кредитования физических лиц. 

Сбербанк, несмотря на специфику работы своих территориальных банков, является единой профессиональной командой. Поэтому у нас нет больших сложностей при ротации топ-менеджеров. Это важно, поэтому я достаточно безболезненно передвигаюсь по территориям. 

От первого лица. «Будем искать резервы», - Петр Колтыпин, Волго-Вятский банк Сбербанка 1

Я говорю абсолютно честно, не кривя душой, – команда Волго-Вятского банка очень работоспособная. Мне уже задают вопросы, сколько сотрудников я поменяю. А я отвечаю: «Как вы думаете, сколько людей я уже поменял? Ни одного». 

Конечно, важно, чтобы в команде сложилась атмосфера доверия и открытости. Очень большая заслуга Сергея Мальцева, что он эту атмосферу в банке создал. Идет открытый диалог, обсуждаются скользкие и неприятные вопросы, каждый имеет свою точку зрения, которую он может высказать. Если мы хотим добиваться наилучшего результата, важно слушать каждого члена команды.

«Узкие места» есть везде. Я такой человек, что, куда ни «ныряю», всегда эти «узкие места» нахожу. Не существует направлений, где нельзя найти дополнительные резервы. 

Мне кажется, это правильная позиция любого человека, который хочет чего-то добиться. Можно успокоиться и сказать: «Что еще нужно, раз мы уже лидеры?». Но мы поставили перед собой амбициозную цель - стать лучшей командой в стране. Есть смотр-конкурс среди территориальных банков Сбербанка, на 1 января 2016 г. Волго-Вятский банк занимал в нем пятое место из 14-ти. Это очень хороший показатель.

Я, безусловно, за лидерство. Но для меня не стоит задача сыграть «в короткую». Можно попытаться показать очень быстрые результаты, а потом падать очень долго. Вот этого мне не хочется. Очень важно, чтобы рост банка был поступательным. Перед нами стоит задача увеличивать долю комиссии в операционном доходе, чтобы оценивать не только количественные, но и качественные показатели. Любой кризис обычно внезапно в России случается и резко бьет по экономике банка. Мы должны обезопасить себя и наших клиентов. Лучшие банки в Европе и мире имеют долю в комиссионном доходе около 50-60%. А у нас она составляет, в среднем, 25-27%. 

Вторая составляющая - это затраты. Всегда и везде можно найти колоссальные резервы для того, чтобы тратить меньше. Важно не только доходную составляющую поднимать, но и расходную снижать.

Я знаю людей, которые никогда не сделают какой-либо шаг, пока не снизят свои затраты до нуля. Я могу не увидеть эти резервы, а вы подошли и сказали: «О, дорогой, у тебя тут еще «жирок»... 

Брать кредиты стали чаще

Филиальная банковская сеть, если смотреть на развитые страны, серьезно сокращается в связи с развитием удаленных каналов обслуживания. Мы тоже активно развиваем интернет-банк «Сбербанк Онлайн» (рост на 35% за последний год), «Мобильный банк» (рост на 25%). Тем не менее, клиентский поток в офисах Сбербанка остается стабильным - порядка 50 тыс. нижегородцев обслуживается у нас ежедневно (а если учитывать офисы самообслуживания, то эта цифра достигает 150 тыс. человек в день). 

При этом доля на рынке у Нижегородского отделения Сбербанка достаточно стабильна – порядка 49% по пассивам. Портфель привлеченных средств физических лиц за последний год в Нижегородской области увеличился на 18,1% (до 204,131 млрд руб.). В целом по Волго-Вятскому банку рост портфеля с начала года составил 2,55% (до 599,04 млрд руб.). 

Все аккумулированные средства мы вкладываем в экономику. Кредиты – это двигатель экономики, и наша задача - все время этот «двигатель» поддерживать в работоспособном состоянии. За первое полугодие Сбербанк в Нижегородской области выдал около 50 тыс. потребительских кредитов на сумму почти 7,7 млрд руб. Это на 78,2% больше в количественном эквиваленте, чем за аналогичный период 2015 г., и практически в два раза больше по объемам.

В прошлом году мы не снижали темпы ипотечного кредитования и продолжали нести социальную миссию, несмотря на отрицательную маржу. Как известно, ипотека влияет и на социальное самочувствие населения, и на развитие строительного сектора. В этом году Волго-Вятский банк за январь-июнь выдал 22 тыс. ипотечных кредитов (в том числе в Нижегородской области – 5,7 тыс. штук) на 27 млрд руб. (в том числе в Нижегородский области  – на 7,2 млрд руб.). Таким образом, число выданных ипотечных кредитов выросло почти на 18% по всему Волго-Вятскому банку и на 12,5% - в Нижегородской области. Сейчас доля банка на рынке жилищного кредитования составляет около 59%.

В августе мы запустили совместный проект с Федеральной регистрационной службой (ФРС) по электронному документообороту. Теперь документ о собственности можно оформить и получить непосредственно в Центре ипотечного кредитования (ЦИКе) Сбербанка в течение пяти дней. Этой услугой могут воспользоваться не только получатели ипотечного кредита, но и любые клиенты банка.

«Глубокие отношения»

В вопросах кредитования корпоративных клиентов банк занимает более взвешенную и осторожную позицию. Кредитный портфель юридических лиц в Волго-Вятском банке Сбербанка на 1 июля составил  435,5 млрд руб. (в том числе в Нижегородской области – 181 млрд руб.). Тем не менее, в Нижегородской области доля Сбербанка с начала года увеличилась еще на 2% - до 38,4%. Рынок падал, активность коммерческих банков снижалась, а мы, несмотря ни на что, старались поддерживать свой кредитный портфель. Мы занимаем активную позицию в отношении крупнейших клиентов, активизировали работу с крупным и средним бизнесом и готовим новую продуктовую линейку для микро- и малого бизнеса. 

Основная масса наших клиентов – это как раз представители микро- и малого бизнеса. На территории Нижегородской области зарегистрировано порядка 170 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых активно работающих – около 50%. Вот из этих 50% на сегодняшний день на расчетно-кассовом обслуживании (РКО) в Сбербанке находятся порядка 40%. Важнейшей целью для нас сейчас является «глубина отношений» с клиентами. Это некий «барометр», показывающий, каким количеством продуктов пользуется клиент и как часто. По микро- и малому бизнесу «глубина отношений» была 3,3 продукта, сейчас она составляет 3,5 продукта на одного клиента. По среднему и крупному бизнесу мы увеличили этот показатель с 3,8 продукта до 4,3 продукта на одного клиента.

От первого лица. «Будем искать резервы», - Петр Колтыпин, Волго-Вятский банк Сбербанка 2

Доверие с просрочкой

Когда мы говорим о росте нашей клиентской базы, конечно, важно смотреть, какая доля наших клиентов реально кредитуется. Из всей базы, которая находится на расчетно-кассовом обслуживании (РКО) в Сбербанке, только 10% используют наши кредитные продукты. А если посчитать в целом базу активную, то получается 4-4,5%. Этот факт говорит о громаднейшем потенциале в данном сегменте. 

На сегодня наша задача - оптимизировать свою деятельность по кредитованию микро- и малого бизнеса, чтобы он стал драйвером экономики и банка. В ближайшее время выйдет новая линейка продуктов для таких клиентов, потому что сегодня сроки предоставления кредита не устраивают нас и наших клиентов. От 7 до 28 дней ждать одобрения кредита в 2-2,5 млн руб. – это очень большой срок для микро- и малого бизнеса. Для сравнения: физические лица могут получить такую же сумму в кредит гораздо быстрее – за 2-4 дня. 

В последние годы Сбербанк активно развивал продукт «Доверие». Средства по этой программе выдавались очень быстро, без обеспечения. В итоге банк получил колоссальный рост просроченной задолженности. Доля просрочки по «Доверию» превышает 25%. Это очень большая цифра.

Теперь Сбербанку важно найти «золотую середину» и вывести на рынок продукт, который бы позволял очень быстро выдавать средства микро- и малому бизнесу с минимальными рисками для банка. Поэтому в ближайшее время мы анонсируем новый продукт «Риск на актив», который будем предоставлять под обеспечение - под залог недвижимости после оценки ее рыночной стоимости. При этом финансовое состояние заемщика не имеет принципиального значения. Нижегородский регион выбран в качестве пилотного по данному продукту. Кроме того, до конца года будет запущен продукт «Кредит за один день» для микро- и малого бизнеса. 

3-5-летняя стратегия развития – в каждый регион

За год Сбербанк в Нижегородской области значительно нарастил кредитный портфель по отраслям «машиностроение» (рост в 2,4 раза) и «строительство» (рост в три раза). Хорошие темпы в отрасли «сельское хозяйство». 

Однако есть сегменты, по которым необходимо активизировать работу. Поэтому мы договорились с командой Волго-Вятского банка до конца года принять стратегию развития для каждой территории на 3-5-летний период. Для нас важно, чтобы в разрезе каждого направления банковской деятельности были поставлены свои цели и задачи для каждого конкретного региона. Эта стратегия будет, безусловно, учитывать планы развития субъектов и городов. Мир, клиентские потребности и технологии меняются очень быстро, но, если мы будем смотреть на короткий промежуток времени, то все время будем проигрывать. 

В этом году в Нижнем Новгороде будет практически завершен процесс переформатирования офисов. Я думаю, что из 108 офисов у нас останется не более 10 старого формата. 

Раньше Центральный аппарат Сбербанка брал на себя функции по взаимодействию с клиентами. Очень много розничных вопросов, решений по микро- и малому, крупному бизнесу было замкнуто, централизовано на уровне Центрального аппарата банка. Сейчас мы передаем в головные отделения в наших регионах большинство бизнес-функций - как полномочия, так и ответственность. Это делается для того, чтобы головные отделения имели возможность управлять всем бизнесом на территории целостно, так как именно они, как правило, напрямую общаются с клиентами.

«Дыхание» конкурентов

Мы хотим, чтобы у нас были конкуренты. Потому что если не чувствовать их «дыхания», то начинаешь расслабляться, идет стагнация и падение. Нужно всегда поддерживать себя в тонусе. Мы знаем всех своих конкурентов, анализируем их деятельность. Всегда следим за рынком и принимаем оптимальные решения. 

Наша цель – выводить на рынок продукты, которые востребованы физическими и юридическими лицами. Важно также поднять на совершенно другой уровень работу с населением, научиться оценивать себя глазами клиентов. Это повлечет за собой серьезную перестройку нашей работы. Это касается не только филиальной сети, но и банкоматов. У нас есть такой показатель – коэффициент технической доступности. Сейчас в Нижегородской области он составляет около 95% - это очень хорошо. Но представьте ситуацию: клиент пришел и не смог получить какую-то услугу, например, распечатать чек с остатком на счете, потому что закончилась лента в банкомате. И он ушел недовольный, потому что не получил то, за чем приходил. Поэтому мы договорились, что если у нас что-то не работает, значит, коэффициент доступности – ноль. 

Таким образом, мы смотрим на Сбербанк глазами клиентов и совершенно иначе оцениваем себя. Мы понимаем, что конкуренция будет нарастать, появятся новые конкуренты, да и международные банки станут еще более активными. Это значит, что нашу команду ждут новые интересные вызовы и задачи, которые принесут за собой позитивные изменения. Неизменным останется лишь наш главный принцип: «Все для клиента!».

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.