Оксана Максимова: «Наш бизнес растет вместе с бизнесом клиентов»

Оксана Максимова: «Наш бизнес растет вместе с бизнесом клиентов»
Иллюстрация: ВТБ Факторинг

Все больше компаний используют факторинг. Об особенностях этого инструмента финансирования рассказала управляющая представительством ООО ВТБ Факторинг в Нижнем Новгороде Оксана Максимова.

В России доля факторинга в валовом внутреннем продукте составляет порядка 2,5%, в западных странах этот показатель в несколько раз выше. Это говорит о том, что в нашей стране факторинг еще не получил достаточно широкого распространения. При этом спрос с каждым годом растет. «Мы видим большой потенциал у факторинговых услуг и прогнозируем развитие рынка», – подчеркивает Оксана Максимова.

В чем суть факторингового финансирования?

– Факторинговое финансирование может быть интересно компаниям, которые работают со своими контрагентами на условиях постоплаты. Причем неважно, с какой стороны выступает компания – со стороны исполнителя или заказчика.

Суть факторинга такова: исполнитель оказывает услуги или отгружает товар заказчику на условиях постоплаты, а факторинговая компания перечисляет денежные средства исполнителю и принимает долг на себя. Таким образом, исполнитель получает денежные средства от факторинговой компании в момент отгрузки, избегает кассовых разрывов, минимизирует или полностью снимает с себя риск невозврата задолженности. Главным преимуществом является отсутствие дополнительного залогового обеспечения. Кроме того, использование факторинга является для компании не только источником финансирования, но и в некоторой степени коммерческим инструментом увеличения продаж, который позволяет привлекать новых клиентов за счет возможности работать с покупателями на условиях отсрочки платежа или увеличивать объемы существующим, а значит увеличивать продажи.

Компаниям из каких отраслей может быть интересен факторинг?

– Факторинг может встроиться в бизнес любой компании, которая работает со своими контрагентами на условиях отсрочки платежа. При этом неважно, в какой роли выступает наш клиент – поставщика или покупателя. Мы работаем с компаниями абсолютно любых отраслей. В нашем портфеле есть немало примеров факторинга в так называемых нетрадиционных для этого инструмента сферах: авторские права, услуги, энергосервисные контракты и многое другое.

В Нижегородской области факторингом активно пользуются крупнейшие производственные холдинги. В основном это предприятия автопрома, химической отрасли, а также предприятия энергетической отрасли. Среди наших клиентов «МРСК Центра и Приволжья». Предприятие работает по безрегрессному факторингу, использование которого позволяет значительно снизить риск неплатежей по переуступаемой задолженности. Кроме того, с помощью факторинговой схемы финансирования в данной сделке покупатель получает отсрочку платежа от имени фактора. Это особенно ценно, ведь поставщики электроэнергии очень редко предоставляют отсрочки платежа.

Вы упомянули о безрегрессном факторинге. Расскажите подробнее?

– Использование факторинга без права регресса позволяет компании минимизировать кредитные риски: при такой форме риск, связанный с возможной неблагонадежностью контрагента и риск неплатежа от компании полностью переходит к фактору. Доля таких сделок в портфеле нашей компании превалирует. 

Можно ли назвать факторинг альтернативой банковскому кредиту?

– В какой-то степени, безусловно, можно. Но, как показывает практика, компании все-таки предпочитают сочетать эти инструменты. Это позволяет в разы повысить эффективность портфеля привлеченных средств. Другое дело, что их использование требует высокой квалификации от финансовых директоров компаний.

Клиентом факторинговой компании, как правило, выступает исполнитель или заказчик?

– Раньше факторинг в основном использовали поставщики для финансирования дебиторской задолженности, теперь мы предлагаем крупным компаниям факторинг для финансирования кредиторской задолженности. Суть данного решения в том, что счета компании-покупателя оплачивает факторинговая компания. Задолженность перед фактором она погашает в комфортные для себя сроки. Отсрочка может длиться до года. Или вместо отсрочки дебитор может уменьшить свои расходы на закупку за счет скидки от поставщика за раннюю оплату.

Важно также отметить улучшение структуры баланса при использовании данного решения, так как факторинг не увеличивает долговую нагрузку покупателя и не влияет на ковенанты. Таким образом, финансирование кредиторской задолженности с помощью факторинга – это дополнительный недолговой инструмент управления ликвидностью.

Чтобы потенциальные клиенты имели лучшее представление о новых возможностях факторинга, на нашем сайте мы выделили раздел, где можно не только получить необходимую информацию о способах управления кредиторской задолженностью, но и сделать предварительные расчеты.

Среди каких компаний факторинг пользуется большим спросом – у малого, среднего или крупного бизнеса?

– Уровень проникновения факторинга в крупный сегмент бизнеса ниже, чем в среднем по рынку. Это связано с тем, что немногие факторинговые компании обладают возможностями, которые способны удовлетворить потребности крупного бизнеса. Подход крупных компаний к инструментам финансирования отличается от подхода малых и средних компаний в первую очередь тем, что для крупного сегмента факторинг является не альтернативным, а дополнительным инструментом финансирования, который в разы повышает эффективность ведения бизнеса. При работе с крупными компаниями важно понимать специфику их бизнеса, предлагать гибкие решения и обладать высокой экспертизойв факторинге. Это позволяет находить нестандартные и наиболее эффективные решения финансовых задач компаний.

Получается, что в факторинге нет стандартных продуктов? Онивсегда подбираются индивидуально?

– В малом и среднем сегменте продукты более стандартизированы, в крупном сегменте шаблонов нет. К примеру, в нашем портфеле отсутствуют идентичные сделки. Каждый клиент для нас уникален, и наши факторинговые инструменты встроены в конкретный бизнес с  учетом всех его потребностей и особенностей. Мы гибко подходим к структурированию сделки по каждойотдельной компании.

Если говорить о конкретных цифрах, какую динамику демонстрируют показатели вашей компании?

– В 2017 г. ВТБ Факторинг в Нижнем Новгороде профинансировал более 32 тыс. поставок на сумму свыше 14,6 млрд руб. Это примерно на четверть больше объема финансирования,выданного нами в 2016 г. В целом портфель нашей компании в Приволжском федеральном округепревысил 23 млрд руб., увеличившись за год на 42%. Доля ВТБ Факторинг составляет 53% от совокупного факторингового портфеля региона.

Для нас важно, что вместе с нашими показателями растет и бизнес наших клиентов, – компании развиваются, наращивают обороты, в разы увеличивают свою выручку, укрепляют свои позиции на рынке.

 

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.