Обзор: Телеканалы
katina@dknn.apress.ru эксперты Назарий Зеленый директор филиала ФГУП «ВГТРК/ГТРК «Нижний Новгород» Дмитрий Климов первый заместитель генерального директора ЗАО «Сети НН» Сергей Лаптев первый за
katina@dknn.apress.ru
эксперты
Назарий Зеленый
директор филиала ФГУП «ВГТРК/ГТРК «Нижний Новгород»
Дмитрий Климов
первый заместитель генерального директора ЗАО «Сети НН»
Сергей Лаптев
первый заместитель генерального директора ООО «Телекомпания «Волга»
Сергей Макаров
технический директор ЗАО «Сети НН»
Михаил Небольсин
директор Нижегородского областного радиотелевизионного передающего центра
Илья Новиков*
директор продакшн-студии «Студия Ильи Новикова*»
Сергей Федоров
генеральный директор «Видео Интернешнл Нижний Новгород»
Зачем компании «СТС-Медиа» нижегородская «Волга»
Как выгоднее продавать рекламу — самостоятельно или через селлеров
Почему устарели еще не внедренные цифровые технологии
Назападном фронте без перемен — примерно так можно охарактеризовать сегодняшний этап развития рынка телеканалов в Нижнем Новгороде. Основные обсуждаемые темы — продажа/непродажа последней местной телестанции — телеканала «Волга», переход на цифровое вещание, нарастающая конкуренция со стороны кабельных сетей и цифрового телевидения, а также постоянно растущие цены на рекламу и ограничения по времени ее трансляции. В качестве покупателя «Волги» называют «СТС-Медиа» — сделка по приобретению регионального актива обсуждается не первый месяц, но все еще не завершена. Переход на цифровое вещание волнует не столько телевизионщиков, сколько правительство страны и области. Сокращение времени, отведенного под телерекламу, и соответственное увеличение стоимости рекламной минуты на 20–30% на объемах продаж телерекламы в регионе, по мнению экспертов «ДК», не сказалось. Даже нарастающую конкуренцию со стороны кабельных сетей и IP–телевидения, которым сейчас активно занимается лидер рынка широкополосного доступа в интернет ОАО «ВолгаТелеком», телевизионщики не ощущают.
Нижний Новгород по количеству действующих телеканалов опережает даже столичные города: в нижегородском эфире сейчас в совокупности 19 федеральных и местных телеканалов, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге их количество не превышает 18. Полностью самостоятельной нижегородской телекомпанией осталась только «Волга». На федеральных телестанциях свои эфирные часы, учитываемые исследованиями «ТВ Индекс» (TNS Россия), имеют «Сети НН», «ГТРК Нижний Новгород», «СТС — Нижний Новгород», «Кремль», ННТВ. Практически все телекомпании, ведущие трансляцию в Нижнем Новгороде, вещают на своих частотах, кроме «СТС Медиа» — она арендует частоты для ДТВ» и «Домашнего» у ООО «Информ Сервис». Именно поэтому «СТС Медиа» считается одним из вероятных покупателей т/к «Волга» — компания получит частоту в собственное использование. Первый заместитель генерального директора ООО «Телекомпания «Волга» СЕРГЕЙ ЛАПТЕВ пока не подтверждает скорого завершения переговоров и самой сделки: «Разговор о возможной продаже компании идет уже несколько лет, но пока мы все работаем в прежнем режиме». Оценить стоимость телекомпании не взялся никто из экспертов. Генеральный директор «Видео Интернешнл Нижний Новгород» СЕРГЕЙ ФЕДОРОВ заявляет: «Понятно, что продавать будут не только частоту, но и все оборудование и бренд «Волга», и федеральному телеоператору придется за это все заплатить, даже если компании нужна будет только частота».
Региональные телекомпании конкурируют между собой в основном в «новостной части». Местные новостные телепрограммы, по данным исследованиям TV Index, входят в число самых популярным программ, создаваемых региональными студиями. Как отметил директор филиала ФГУП «ВГТРК «ГТРК «Нижний Новгород» НАЗАРИЙ ЗЕЛЕНЫЙ, за последние полтора года качество местных информационно-аналитических программ значительно выросло: передовиками стали «Волга» и «Кремль». Их информационно-аналитические продукты, по мнению эксперта, по качеству могут конкурировать с федеральными программами. В информационных продуктах эксперты видят основную точку роста для местного ТВ.
Полтора года назад участники рынка предрекали стабильное расширение доли местных включений на центральных каналах, но сейчас такой вопрос перед телестанциями не стоит. «Да, местные информационные программы популярны, востребованы зрителем, но для рекламодателя зачастую это роли не играет», — уверен Сергей Федоров. Даже притом, что продажа рекламы идет по рейтингам. Тем более, рейтинги показывают, что компании, не имеющие «местных окон», такие как ОРТ, НТВ, ТНТ, ТВ 3, ДТВ, согласно TV Index, по-прежнему находятся в «первой десятке» самых популярных.
Несмотря на то, что лидерами по продаже телерекламы в регионе были и остаются «Видео Интернешнл» (50,3% рынка телерекламы) и «Алькасар» (20–25%), «Сети НН» и «Волга» продажи рекламы в своем эфире предпочитают оставлять за собой. Сергей Лаптев: «Мы работали с «Видео-Интернешнл», и нас все устраивало, но два года назад мы решили продавать рекламу сами и в первый же год собрали в три раза больше, чем нам по договору гарантировал «Видео-Интернешнл». Кроме того, что «Волга» сама продает свой эфир, собственные программы продают и продакшн-студии, сотрудничающие с компанией. «Например, мы давно и плотно работаем со «Студией Ильи Новикова*» — они сами создают программы, сами продают рекламу в них и сами занимаются продвижением продукта», — рассказывает Сергей Лаптев. Подобных «партнеров» у т/к «Волга» наберется не больше десяти, и в общем эфирном времени они занимают не более 30%. По мнению г-на Лаптева, сейчас, когда в Нижнем Новгороде появились качественно сделанные «готовые продукты», нет ничего зазорного в том, чтобы включать их в собственный эфир. Сама «Волга» по итогам 2007 г., как утверждает Лаптев, занимает 19% местного рынка телерекламы.
По данным директора Нижегородского областного радиотелевизионного передающего центра МИХАИЛА НЕБОЛЬСИНА, объем рынка телерекламы в регионе в 2007 г. достиг $22–23 млн. Самым «рекламируемым» в прошлом году Сергей Федоров назвал оператора сотовой связи — «TELE2 Нижний Новгород». Росту рынка телерекламы пока способствует только увеличение цен за минуту трансляции. В Москве за прошлый год они выросли на 50–60%, в регионе — на 25–30%. Сам рынок за этот период вырос ровно на столько же, на сколько и цены — на 25–30%. Г-н Федоров считает, что рост цен на рекламу не сказался на количестве рекламирующихся местных компаний: «Конечно, потихоньку растет интерес к нестандартной рекламе, но телереклама как была, так и остается «двигателем торговли».
Разменная монета на рынке — по-прежнему исследования TNS Global. Хотя претензии к ее исследованиям есть у каждой телестанции, другого признанного источника информации у телекомпаний и селлерских агентств нет. Правда, телекомпания «Волга» «проверяет» данные Gallup — заказывает исследования у компании «КОМКОН», но, по мнению Сергея Федорова, это лишняя трата денег — результаты совпадают, а деньги платятся дважды.
Год назад все активно переходили на цифровое телевидение. Нижний Новгород и Санкт-Петербург стали первыми городами, где проводился эксперимент по его внедрению. Правительство РФ планировало к 2015 г. окончательно перевести всю страну в «цифровую эру» и даже запретило с 17 декабря 2007 г. выделять телекомпаниям аналоговые частоты. Однако примерно месяц назад лицензии на аналоговое вещание получили «Культура», «Спорт» и «Петербург — Пятый канал». Правда, эксперты утверждают, что это единичный случай, когда Государственная комиссия по радиочастотам отменила собственное решение. Тем не менее, как рассказал первый заместитель генерального директора ЗАО «Сети НН» ВИТАЛИЙ КЛИМОВ, дальше экспериментов с переходом на цифровое вещание дело не пошло. По мнению технического директора телестанции «Сети НН» СЕРГЕЯ МАКАРОВА, основная причина — дороговизна декодирующих устройств, которые необходимо установить в каждый телевизор: «Народ к этому не готов. Зачем тратить деньги, если и так все показывает?!» Второй причиной сотрудники телестанции «Сети НН» называют то, что внедрение технологий цифрового вещания запоздало: не успели его внедрить, как оно уже устарело.
Будущее, по мнению экспертов, за IP-TV. «Это, по сути, то же цифровое телевидение, но ТВ-программы запакованы в отдельные пакеты, в едином потоке доставляются в квартиры по кабелю вместе с интернетом, телефоном и т.д. Появляется интерактивность, что значительно интереснее для пользователя, да и спектр услуг безграничен», — уверен Виталий Климов. В июле 2008 г. Нижегородский филиал ОАО «ВолгаТелеком» как раз начал тестовое вещание IP-TV на территории города и области. Последнее особенно важно: в районах области представлены далеко не все федеральные и местные телеканалы. Например, за 200-ым километром от административного центра региона антенны принимают только ОРТ, РТР и ННТВ.
Коммерческая эксплуатация IP-TV ОАО «ВолгаТелеком» начнется в конце 2008 г. Притом, что оператор является крупнейшим игроком рынка широкополосного проводного доступа в интернет, можно прогнозировать, что через год IP-TV станет массовой услугой в регионе. Для 19 телекомпаний, представленных в Нижнем Новгороде, это серьезная конкуренция. По данным Назария Зеленого, общее время телепросмотра в регионе не увеличивается из года в год и не меняется при появлении новых каналов — зрители распределяют свое внимание между имеющимися, и появление еще 20–30 специализированных каналов скажется на рейтингах программ основных игроков рынка. Те пока сомневаются в подобных прогнозах — кабельное телевидение, например, так и не стало серьезным конкурентом для эфирных телеканалов. По данным МА «Медиа Навигатор», за три года активного продвижения кабельного телевидения его абонентами стали не больше 150 тыс. нижегородцев. Однако Сергей Федеров при этом не исключает, что через два года «Видео-Интернешнл» начнет продавать рекламу и на кабельном телевидении.
Сергей Федоров: «Рост цен на телерекламу не сказывается на количестве рекламодателей».
Назарий Зеленый: «Телеканалы конкурируют на уровне информационного продукта».
Сергей Лаптев: «Пока идут переговоры с возможными покупателями «Волги», работа идет в прежнем режиме».
Тематические каналы проигрывают по соответсвию рейтинга целевовой аудитории к базовой
Affinity-индекс телеканалов вещающих в Нижнем Новгороде, за период 01.01.2008–30.06.2008 г., с 5.00 до 29.00, %
|
№
|
Название
|
Аудитория от 18 лет
|
25-55 лет
|
|
26
|
«ПЕТЕРБУРГ-
5 КАНАЛ» |
115,99
|
137,33
|
|
09
|
НТВ
|
114, 67
|
119,41
|
|
10
|
«РОССИЯ»/ ГТРК
«Н. НОВГОРОД» |
113,91
|
98,86
|
|
23
|
«КУЛЬТУРА»/ EURONEWS
|
113,89
|
113,69
|
|
07
|
«ВОЛГА»
(РБК, A-ONE) |
118,82
|
116,8
|
|
49
|
«ТВ ЦЕНТР»/ «КРЕМЛЬ» (RAMBLER)
|
112,48
|
141,38
|
|
02
|
«ПЕРВЫЙ
КАНАЛ» |
112,44
|
90,17
|
|
04
|
«ВЕСТИ»/ ННТВ (STYLE, «МИР»)
|
111,76
|
116,45
|
|
39
|
«СПОРТ»
|
110,36
|
138,27
|
|
36
|
7 ТВ
|
109,87
|
97,96
|
|
12
|
«РЕН-ТВ»/
«СЕТИ НН» |
109,6
|
117,15
|
|
44
|
ДТВ VIASAT («ДИАЛОГ»)
|
108,06
|
139,22
|
|
31
|
ТВ-3
(СТС, «НИКА ТВ») |
105,77
|
103,55
|
|
51
|
MTV
|
93,51
|
89,26
|
|
29
|
«МУЗ ТВ»
|
91,55
|
83,34
|
|
03
|
СТС / «СТС-Н.НОВГОРОД»
|
83,34
|
89,24
|
|
06
|
ТНТ
|
81,74
|
98,12
|







