Обзор: СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ - 27.03.2006
ЭкспертыЛеонид АЛОВзаместитель директора Нижегородского филиала Страховой группы «УралСиб»Валерий КИПЕЛКИНзаместитель директора ООО «Страховой Брокер «Группа К-Центр»Николай КИСЕЛЕВзаместитель дире
Эксперты
Леонид АЛОВ
заместитель директора Нижегородского филиала Страховой группы «УралСиб»
Валерий КИПЕЛКИН
заместитель директора ООО «Страховой Брокер «Группа К-Центр»
Николай КИСЕЛЕВ
заместитель директора Нижегородского филиала ООО СК «НАСТА»
Валерий КОРОЛЕВ
заместитель директора по продажам филиала ООО «РГС-Поволжье»-«Управление по Нижегородской области»
Михаил ПЫХТИН
директор СОАО «Регион»
Благодаря крупным федеральным компаниям нижегородский страховой рынок растет быстрее, чем в среднем по России. ВАЛЕРИЙ КОРОЛЕВ, заместитель директора по продажам филиала ООО «РГС-Поволжье» — «Управление по Нижегородской области»: «Рост страхового рынка в 2005 г. по России составил 104%, а по Нижегородской области — 117%. Сборы «Росгосстраха», включая ОСАГО, выросли в Нижегородской области на 124%, а сборы по добровольным видам страхования — на 140% по сравнению с 2004 г.». Хорошие показатели роста демонстрируют и другие федеральные страховщики.
Мелкие местные нижегородские страховщики не процветают. Начало 2006 г. стало «точкой невозврата» для многих локальных компаний. Лишены лицензий «Скала-Гарант», «Наша Надежда», «Волга-Авто», «Ариэль». Как рассказал «ДК» один из экспертов на условиях анонимности, неясна также судьба компании «Гранит», которую выкупило у Нижегородпромстройбанка ОАО «Теплообменник». В 2004 г. сборов у нее, по официальным данным, не было, но и лицензии у «Гранита» не отобрали. Остались на плаву лишь компании-кэптивы : железнодорожные страховые «конторы», «Волгатрансфлот», страховая компания «Нижегородец», одноименная с автомобильным дилером (бывшая «Волга-Полис»), и подобные. Непонятно, можно ли считать их нижегородскими. К тому же они не работают на открытом рынке.
По общему мнению экспертов, развитие страхового рынка в Нижегородской области в основном повторяет тенденции рынка в России. «В числе тенденций снижение оборота по так называемым «серым» или зарплатным схемам и опережающее развитие имущественного страхования и страхования ответственности. Наиболее востребованными в 2005 г. были услуги автострахования, страхования имущества граждан и юридических лиц», — поясняет ЛЕОНИД АЛОВ. Сегодня в списке наиболее востребованных населением услуг явно лидирует ОСАГО. Согласно исследованию, проведенному в ноябре 2005 г. Росгосстрахом в 60 городах Российской Федерации, включая Нижний Новгород, полис ОСАГО имели 86% обладателей автомобилей. Для городов-миллионников этот показатель был еще выше — около 92% всех опрошенных автовладельцев. Валерий Королев: «Сегодня ОСАГО воспринимается большинством россиян как состоявшийся факт. За короткое время страховщики создали общефедеральную систему по возмещению убытков. ОСАГО начало менять сложившиеся и ставшие для многих водителей привычными способы действия и поведения в дорожных происшествиях».
Благодаря системе ОСАГО развивается страховая культура в России. Все большее количество ДТП регулируется с помощью страховых инструментов, растет число автовладельцев, готовых добровольно застраховать свою автогражданскую ответственность. По данным исследования Росгосстраха, 54% автовладельцев, прошедших через систему урегулирования страховых случаев по ОСАГО, довольны работой страховщиков. Это достаточно высокий показатель по результатам второго года действия закона об ОСАГО. «Объемы страхования будут расти. Это связано с ростом благосостояния населения и обновлением автопарка, а новые автомобили практически все страхуются», — уверен Михаил Пыхтин. Но по прогнозам Николая Киселева, стоит ожидать значительного сокращения количества игроков в данном сегменте. Процесс отзыва лицензий у фирм, не справляющихся со своими обязательствами, уже начинается. На рынке, по мнению г-на Киселева, останется небольшое количество настоящих лидеров этого сегмента.
Страховщики ждут развития рынка КАСКО. Валерий Королев: «Рост добровольного автострахования в 2005 г. был значительным, в первую очередь, за счет покупки машин в кредит. Рост страховых премий по добровольному автострахованию в Нижегородском филиале Росгосстраха в 2005 г. составил 170% по сравнению с прошлым годом». Заместитель директора ООО «Страховой Брокер «Группа К-Центр» ВАЛЕРИЙ КИПЕЛКИН уверен, что большого роста по ОСАГО уже не будет, а по КАСКО ожидается более весомый рост: «Это связано с обновлением автопарка и появляющейся, не в последнюю очередь из-за ОСАГО и кредитных программ, потребности в других страховых продуктах. Повышение убыточности ОСАГО приведёт к реальному выходу в минус всё большего количества компаний и отказу большинства мелких компаний от собственных продаж. КАСКО не очень-то доходный бизнес, но вырабатывает привычку к страхованию». Леонид Алов также считает, что КАСКО будет расти опережающими темпами. Возможен и небольшой рост средних страховых тарифов вследствие увеличения аварийности на дорогах.
В ближайшие два-три года проснется рынок страхования личного имущества. «Наиболее перспективным видом страхования я бы назвал страхование жилья, - говорит Михаил Пыхтин. — Большинство из нас являются собственниками своей квартиры, и только мы несем ответственность перед соседями и самими собой за эксплуатацию своего жилья. Любая авария — это бедствие, справиться с которым можно только имея значительные средства». В данной ситуации, по его мнению, страхование жилья — как раз те плановые расходы, которые необходимо закладывать в свой бюджет, чтобы не столкнуться с необходимостью непредвиденных затрат на восстановление своего и чужого имущества. Г-н Пыхтин считает, что этот вид страхования может быть определен законом как обязательный. Но его развитию мешают патерналистские настроения граждан, надежда на государство, которое должно возмещать все убытки.
По данным Леонида Алова, если в сельской местности застраховано до 70% частных подворий, то в городах — не более 1% квартир и частного имущества. Свои надежды страховщики связывают с растущим средним классом, хотя ситуация меняется не так быстро, как им хотелось бы. Валерий Кипелкин уверен, что для развития этого сектора рынка пока недостаточен платежеспособный спрос: «Ситуация связана не только и не столько с менталитетом, сколько с элементарной платёжеспособностью. Нормальная страховка стоит нормальных денег, поэтому взнос разбивают на несколько платежей. Но государство планирует отменить страхование в рассрочку уже в текущем году. Это может привести к снижению реальных показателей и сломать многолетнюю тенденцию роста». Если же отмены не будет, то, по прогнозам специалистов Росгосстраха, наиболее динамичное развитие в 2006 г. может получить классическое имущественное страхование, показав прирост около 24%.
По мнению Николая Киселева, хорошие перспективы имеет страхование кредитов и лизинговых программ: «Сейчас на нижегородском рынке наблюдается настоящий бум автокредитования, многие банки федерального уровня заводят в регион значительные кредитные ресурсы, что идет на пользу нижегородцам. Предложения по кредитам становятся все более разнообразными, как говорится, на любой вкус и кошелек. Думаю, что в 2006 г. этот рынок будет продолжать расти, и количество автомобилей, купленных «в кредит», может превысить 50% от общего числа проданных машин». Развитие системы потребительского кредитования и кредитов на развитие бизнеса позитивно воздействует на совершенствование соответствующих страховых продуктов.
Исследование, проведенное Росгосстрахом, показало, что услугами страховщиков в России сегодня пользуются около 80% предприятий малого и среднего бизнеса. Почти половина из них — предприятия, вынужденные страховать свои автомобили или автопарки по ОСАГО, еще четверть предприятий воспользовались КАСКО. Всеми остальными видами страхования интересуются лишь порядка 8% малых и средних компаний. В развитых странах мира наиболее важный для этого сегмента рынок — страхование имущества, которое, в свою очередь, является жизненно необходимым ресурсом для ведения дел. Но, согласно данным Росгосстраха, только около 20% российских предприятий имеют подобный договор.
По данным Валерия Королева, около 37% компаний в России уже встречались с претензиями потребителей к качеству товаров и услуг. Этот риск также может страховаться. В Нижегородской области договорами страхования предпринимательских рисков, по оценке Страховой группы «УралСиб», защищено не более 10% субъектов бизнеса. «В большинстве случаев императивом заключения договоров служит для предпринимателей не понимание страхования как неотъемлемой части бизнес-процессов, а внешние факторы. Это и обязанность страховаться по закону, и требования банков и иных финансовых институтов по страхованию залогов и лизингового имущества», — поясняет Леонид Алов. Он считает, что в ближайшие два-три года рынок страхования предпринимательских рисков будет переживать подъем, связанный с общим экономическим ростом в стране и совершенствованием управленческих технологий в бизнесе. Есть и более сдержанные оценки. Михаил Пыхтин: «Страхование предпринимательских и финансовых рисков в ближайшее время вряд ли будет развиваться. Просто надо внимательнее относиться к подписанию договоров и решать все финансовые споры в их рамках. Востребованы виды страхования имущества юридических лиц (в том числе транспорта), грузов и ответственности перевозчиков». Мнение Валерия Кипелкина более оптимистично. Он считает, что данный рынок медленно, но неуклонно растёт и становится более интересным для бизнесменов. «На мой взгляд, — анализирует г-н Кипелкин, — причин две: рост благосостояния предпринимателей и наступившая стабилизация. Обе они как появились, так и могут исчезнуть. Рынки в основном поделены, за контрагентов надо бороться, приходится привлекать менее надёжных, а риск убытков от действий по расширению бизнеса хочется снизить. И приходится платить за страховку относительно много, в среднем 4-6% от контракта».
Нового передела нижегородского страхового рынка никто не прогнозирует. «Каких-то значительных перемен на рынке с этой точки зрения не ожидается, — считает заместитель директора Нижегородского филиала ООО СК «НАСТА» НИКОЛАЙ КИСЕЛЕВ. — Крупнейшие российские компании уже представлены в Нижнем Новгороде и заняли свою долю рынка. Некоторое «перетекание» клиентов, конечно, возможно, но кардинально оно картину не изменит». Сходная позиция у директора СОАО «Регион» МИХАИЛА ПЫХТИНА: «Серьезного передела страхового рынка я не предвижу. Есть крупные игроки, есть средние — у каждого своя ниша. Укрупнение и объединение происходит и сейчас, но не в этом залог стабильности рынка. Всем участникам страхового рынка важно иметь взвешенные тарифы и незапятнанную в судах репутацию». Леонид Алов связывает возможные изменения со вступлением России в ВТО: «Они могут быть вызваны снятием ныне действующего ограничения на деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке. Но даже в этом случае резкие изменения маловероятны».
Гораздо серьезнее в качестве ключевого фактора большинством экспертов расценивается приказ Минфина РФ №149н, утвержденный российским Минюстом в конце января 2006 г. Он существенно ужесточает требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков. По мнению Страхнадзора, требования будут распространяться не на все собственные средства, а на больший из двух показателей — минимальный размер уставного капитала или нормативный размер маржи платежеспособности. Количество страховых компаний на рынке может сократиться, крупные страховые компании с развитой системой урегулирования убытков и отлаженными бизнес-процессами будут укрепляться на рынке, мелкие и средние компании будут либо переходить под контроль крупных, либо разоряться. Эксперты сходятся в том, что на ситуацию на рынке повлияет и ожидаемое присоединение России к Европейскому протоколу. Основной плюс для застрахованных будет состоять в том, что убытки, полученные в результате наступления страхового случая по ОСАГО, будет оплачивать собственный страховщик, а не страховщик виновника ДТП. Дальнейший вопрос урегулирования убытков со страховой компанией виновника будет решаться уже без участия клиента. Это приведет к более осознанному выбору страховщика, а также к новому этапу в конкурентной борьбе страховых компаний за этот рынок.
Источники: Федеральная служба страхового надзора, Росгосстрах-Поволжье.
В целом по России
Автовладельцы, имеющие полис ОСАГО [86%]
Автовладельцы, не имеющие полис ОСАГО [14%]
В Российских городах — миллионниках
Автовладельцы, имеющие полис ОСАГО [92%]
Автовладельцы, не имеющие полис ОСАГО [8%]
Источник: Росгосстрах (по данным опроса 25745 российских автовладельцев).
Довольны ОСАГО [54%]
Не довольны ОСАГО[46%]
ОСАГО [50%]
КАСКО [25%]
Все остальные виды страхования [8%]
Не пользуются вообще [17%]