Обзор: Поставщики и установщики климатического оборудования

ЭкспертыАлла Гладкая исполнительный директор Нижегородского регионального представительства Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК)Александр Жуков директор ООО «ПоволжьеНВ»Михаил Кузьминд

Рынок климатической техники растет на 2030% в год. Компании борются за крупных заказчиков, предлагая им комплекс услуг, активизируют работу с представителями малого и среднего бизнеса и отдают розницу торговым сетям. Все фирмы развивают сервис, а основные игроки вкладывают деньги в собственное производство.


Эксперты
Алла Гладкая исполнительный директор Нижегородского регионального представительства Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК)
Александр Жуков директор ООО «ПоволжьеНВ»
Михаил Кузьминдиректор ООО «Вентцентр ПСК»
Георгий Литвинчукдиректор компании «Литвинчук Маркетинг»
Владислав Назиров коммерческий директор ГК СТК
Игорь Словиковский Директор ООО «Группа компаний «Эйлит»
Михаил Степин технический директор ПК «НЭСТ»
Евгений Щегловдиректор ООО «Джи-Би Климат»
Игорь Яковлевдиректор компани «Атмосфера»
 

Из-за чего компании не хотят продавать кондиционеры в розницу?
Почему продавцы климатического оборудования делают ставку на сервис?
Зачем крупные операторы климатического рынка развивают собственное производство?

 

Эксперты отмечают устойчивый рост спроса на климатическую технику. ЕВГЕНИЙ ЩЕГЛОВ, директор ООО «Джи-Би Климат»: «Каждый год оборот нашей компании увеличивается примерно в 1,5 раза». По информации ГЕОРГИЯ ЛИТВИНЧУКА, директора компании «Литвинчук Маркетинг», за год нижегородский рынок вырос примерно на 20%, хотя по стране этот показатель составил 40%. Относительно низкие темпы роста г-н Литвинчук объясняет в первую очередь климатическими условиями: в Нижнем Новгороде не очень жаркое лето и кондиционер не предмет первой необходимости.

В регионе работает около 110 климатических компаний. 85 участников рынка специализируются на климатической технике постоянно, остальные — сезонные бригады. АЛЛА ГЛАДКАЯ, исполнительный директор Нижегородского регионального представительства Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК): «На крупных тендерах обычно встречаются не более 20 профессиональных фирм». По мнению экспертов, наиболее крупные компании  — «Эйлит», «Вентцентр», «ВентСервис», «Даичи-НН», «Дзержинскпромвентиляция», ПГ «Озон», ГК «СТК», «ТехноТест». На рынке работают и нижегородские производители климатической техники: «Эван», «Провенто», «Климатехника», «Термаль», «Озон», «Климат-контроль», НЭСТ.

 

Климатические компании не развивают розницу
Крупные игроки ориентируются на корпоративных клиентов. Эксперты «ДК» считают, что рынок розничных продаж имеет потенциал — пока кондиционеры есть лишь у 7% населения. Основной сдерживающий фактор — невысокий уровень зар­плат в регионе. Средние доходы нижегородцев в 4,5 раза меньше, чем в Москве, и в 1,5 раза ниже, чем в Самаре и Екатеринбурге. «Климатическую технику в рознцу продают и торговые дома. Но их доля настолько мала в денежном выражении, что погоды на рынке она не делает», — заявляет Алла Гладкая.
 
АЛЕКСАНДР ЖУКОВ, директор ООО «Поволжье НВ»: «Мы за год продаем частникам кондиционеров тридцать — это копейки по сравнению с количеством заказов от корпоративных клиентов». Технический директор ПК «НЭСТ»МИХАИЛ СТЕПИН соглашается, что сегодня крупным компаниям выгоднее и удобнее работать с крупным заказом, чем обслуживать десяток частников. Как уточняет Александр Жуков, инсталлятор обычно занимается и сервисом — обслуживать климатическую систему, установленную в торговом центре, ему выгоднее, чем несколько недорогих рассредоточенных по городу кондиционеров частников. Другой причиной нежелания крупных компаний браться за обслуживание частников коммерческий директор ГК СТКВЛАДИСЛАВ НАЗИРОВ считает невысокое качество оборудования, купленного в торговых сетях, и не всегда грамотный его монтаж. Она отвлекает много сил и не позволяет брать большие объемы». Директор компании «Атмосфера» ИГОРЬ ЯКОВЛЕВ добавляет, что многие недорогие кондиционеры не рассчитаны на российский климат и чаще выходят из строя.

Профессиональные компании не хотят конкурировать с торговыми сетями, поскольку видят их преимущества. Владислав Назиров: «Клиенты со средним доходом скорее обратятся в магазины: там есть кредитная система, а главное — в торговых залах можно посмотреть на выбранную модель. Специализированные компании в основном работают по каталогу». Г-н Назиров к числу преимуществ торговых сетей относит и широкий ассортимент — если человек пришел за холодильником и увидел кондиционер, он может заинтересоваться и этим товаром. У таких точек больше шансов завлечь клиента.

Как рассказал Владислав Назиров, розничное направление отвлекает силы и средства от основных клиентов — корпоративных. Поэтому с физлицами активно работают только новые игроки рынка. Эксперты «ДК» признают, что розничное направление перспективно из-за высокого потенциала рынка — люди привыкают к комфорту. В то же время они считают, что основная борьба за частника — впереди. Владислав Назиров: «К нам обращаются покупатели, которые либо сами «обожглись» на недорогой технике, либо это случилось с их знакомыми — их становится все больше. Мы с ними работаем, но специальных акций не проводим».
 
Крупные компании развивают комплексное обслуживание
Все участники рынка отмечают рост спроса на климатическую технику со стороны юридических лиц. Алла Гладкая: «Поток инвестиций в регион увеличился, что повлекло за собой развитие производственных объектов, строительство торговых и офисных центров». Александр Жуков указывает на тенденцию расширения направлений деятельности крупных игроков: «Заказчик хочет работать с меньшим количеством исполнителей. Если компания может предложить комплекс услуг от проектировки до монтажа, то она имеет преимущества. При комплексном подходе действия согласованнее и легче учитывать все особенности монтажа». Игорь Яковлев: «Заказывая отопление, вентиляцию и климатическое оборудование в одном месте, клиент получает скидку от 5 до 15% в зависимости от объемов». Г-н Яковлев отмечает, что его компания, занимаясь кондиционированием, отоплением и вентиляцией, планирует включить в комплекс услуг электромонтажные работы.

Чтобы заинтересовать клиента на самом раннем этапе, игроки начинают сотрудничать уже на стадии проекта и развивают проектные подразделения. Директор ООО «Группа компаний «Эйлит» ИГОРЬ СЛОВИКОВСКИЙ: «Проектирование объектов гражданского и промышленного назначения мы включили в число основных направлений нашей деятельности. Компания специально создала проектный отдел и получила право генерального проектирования. Мы можем привлекать субподрядчиков по некоторым инженерным коммуникациям. Но в комплексе ответственность мы берем на себя».

Евгений Щеглов подчеркивает, что работа с предприятиями малого и среднего бизнеса становится выгодным направлением: «Компании начинают менять устаревшее климатическое оборудование и предъявляют новые, более высокие требования. Даже если заказчики стеснены в средствах, они предпочитают сегодня затянуть пояса, но не проиграть впоследствии. Например, для кафе плохая вентиляция грозит потерей клиента, а выход кондиционера из строя в разгар лета приведет к снижению работоспособности коллектива». По словам Игоря Словиковского, предприиматели стремятся минимизировать эксплуатационые расходы. Поэтому растет спрос на энергоэффективное оборудование — системы вентиляции, кондиционирования, отопления и грамотные энергоэффективные решения. Владислав Назиров обращает внимание на перспективность небольших корпоративных клиентов: «Они постепенно развиваются, переходят в новые помещения, открывают новые точки, где тоже нужна климатическая техника». Компании развивают сервис
Эксперты «ДК» указывают, что востребованность сервиса растет и игроки развивают это направление. Даже для небольших корпоративных клиентов сервисное обслуживание стало не роскошью, а осознанной необходимостью. Средняя стоимость обслуживания одного кондиционера — около 1000 руб. в год. Евгений Щеглов: «Вложения в это направление составляют около $2 тыс. плюс стоимость транспорта и зарплата специалистам. Инвестиции окупаются примерно за полтора сезона». Владислав Назиров отмечает, что многие заказчики переходят на более сложные — мультизональные системы кондиционирования, которые не могут функционировать без сервисного обслуживания. Александр Жуков: «Большие объемы дает обслуживание крупных корпоративных клиентов. В 2006 г. «Нижновэнерго» мы продали четыре кондиционера, а обслужили 200. Среди наших заказчиков — ГЖД, «ВолгаТелеком», Дзержинская ТЭЦ. Компания может получать прибыль только с этого направления, даже не занимаясь продажами».
 
По словам экспертов, климатические компании стали охотнее принимать на обслуживание оборудование, установленное другими фирмами. Игорь Яковлев: «Если мы видим, что компания перспективная, то беремся за обслуживание такого оборудования. Возможно, в скором времени ей потребуются и другие наши услуги — они захотят купить новое оборудование, инсталлировать его».
Как прогнозирует Георгий Литвинчук, в 20082009 гг. спрос на сервисные услуги начнет расти еще стремительнее: «Будет ломаться недорогая техника, установленная в 20012002 гг. Затем, года через три, станут менять более серьезные модели. В большинстве случаев кондиционер заменяет компания, которая его обслуживала, — не имеющие сервисной службы фирмы и продавать нормально не смогут. Это будет началом заката торговых домов и фирм-однодневок». Игроки открывают собственные производства
Массовое использование пластиковых окон и навесных фасадов, строительство подземных автостоянок и бассейнов в коттеджах, развитие и реконструкция производственных и офисных центров активизировали спрос на вентиляционное оборудование. Рост спроса вынудил многие климатические компании создать свое производство, чтобы, в первую очередь, не зависеть от сроков поставки. Александр Жуков: «Мы открыли производство, потому что объемы заказов у основного поставщика резко возросли, и сроки поставок увеличились». Директор ООО «Вентцентр ПСК» МИХАИЛ КУЗЬМИН добавляет, что собственное производство позволяет оптимизировать стоимость монтажных работ.
 
Как отмечает Александр Жуков, для повышения рентабельности компании производят комплектующие не только для себя — часть продукции они продают другим фирмам: «Сейчас 80% продукции «Поволжье-НВ» изготавливает для своих нужд, 20% продает».
В отрасли начинается кадровый дефицит
За последние шесть лет региональный рынок климатического оборудования увеличился более чем в четыре раза. «Этого времени недостаточно, чтобы подготовить квалифицированные кадры, — уверен Георгий Литвинчук. — Нехватка специалистов влечет за собой качественные изменения рынка — начинают преобладать простые решения». Эксперты «ДК» согласны с его мнением, однако отмечают, что ситуация в Нижнем Новгороде несколько лучше, чем по России в целом. Алла Гладкая: «Высокий научный потенциал — особенность нашего региона. Нижегородская архитектурно-строительная академия готовит инженеров по специальности «теплогазоснабжение и вентиляция». Квалифицированные кадры в климатический бизнес приходят из «оборонки». Фирмы могут своими силами исполнять технически сложные заказы. Игорь Словиковский: «В Нижнем Новгороде, например, одна из самых высоких по России доля продаж систем вентиляции с рекуперацией». Игорь Яковлев: «Имея одного грамотного монтажника, можно организовать под его руководством группу рядовых исполнителей, которых на рынке много». Эксперты считают, что привлечь и удержать специалиста можно не только деньгами, но и возможностью карьерного роста. Г-н Литвинчук вместе с тем предупреждает, что компаниям не стоит расслабляться — года через два-три общероссийский дефицит квалифицированных кадров даст о себе знать, и тогда «охотиться за головами» в Нижнем Новгороде будут не только столичные компании, но и представители провинций: «Дефицит исполнителей приведет к тому, что компании будут драться только за наиболее «сладкие» и статусные объекты. Если объект малорентабельный, заказчику придется самому побегать за исполнителем. Такая ситуация уже наблюдается в некоторых городах России».

 

На рынке пока есть место для новых игроков
По мнению экспертов, сейчас количество игроков растет пропорционльно росту рынка. В то же время участники рынка не ожидают в ближайшее время создания новых крупных компаний «с нуля» — скорее всего, такие операторы будут возникать путем деления существующих организаций. Эксперты «ДК» считают, что стоимость вхождения в рынок достаточно высока. Александр Жуков: «В нее входят аренда офиса, стоимость транспорта, техническое оснащение. Чтобы оснастить хорошим инструментом одну бригаду, нужно около 100 тыс. руб. Компании также необходимы оргтехника, складские помещения, средства на зар­плату специалистам». Михаил Степин добавляет, что для успешного развития нужны квалифицированные сотрудники. Г-н Литвинчук предсказывает эпоху глобальной замены устаревшей техники и прогнозирует еще более стремительный рост рынка. «Через 10 лет около 65% всей техники компании будут продавать через сервис, как в странах со сложившимся рынком. В Израиле, Японии, Великобритании 7080% всех продаж приходится на замену оборудования». Компании, не уделяющие внимания развитию сервиса, будут вынуждены бороться за оставшиеся 2030% рынка, то есть за клиентов, покупающих первый кондиционер в своей жизни.

Алла Гладкая: «В городе высокий уровень специалистов-климатехников. Поэтому фирмы могут своими силами реализовывать технически сложные объекты».

Игорь Яковлев: «Имея одного грамотного монтажника, можно организовать группу рядовых исполнителей — их очень много на рынке, — и назначить его руководителем».

Владислав Назиров: «Розничное направление отвлекает силы и средства от основных клиентов — корпоративных. Поэтому с физлицами активно работают только новые игроки рынка».

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.