Обзор: Поставщики и установщики климатического оборудования
ЭкспертыАлла Гладкая исполнительный директор Нижегородского регионального представительства Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК)Александр Жуков директор ООО «ПоволжьеНВ»Михаил Кузьминд
Алла Гладкая исполнительный директор Нижегородского регионального представительства Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК)
Александр Жуков директор ООО «ПоволжьеНВ»
Михаил Кузьминдиректор ООО «Вентцентр ПСК»
Георгий Литвинчукдиректор компании «Литвинчук Маркетинг»
Владислав Назиров коммерческий директор ГК СТК
Игорь Словиковский Директор ООО «Группа компаний «Эйлит»
Михаил Степин технический директор ПК «НЭСТ»
Евгений Щегловдиректор ООО «Джи-Би Климат»
Игорь Яковлевдиректор компани «Атмосфера»
Почему продавцы климатического оборудования делают ставку на сервис?
Зачем крупные операторы климатического рынка развивают собственное производство?
Эксперты отмечают устойчивый рост спроса на климатическую технику. ЕВГЕНИЙ ЩЕГЛОВ, директор ООО «Джи-Би Климат»: «Каждый год оборот нашей компании увеличивается примерно в 1,5 раза». По информации ГЕОРГИЯ ЛИТВИНЧУКА, директора компании «Литвинчук Маркетинг», за год нижегородский рынок вырос примерно на 20%, хотя по стране этот показатель составил 40%. Относительно низкие темпы роста г-н Литвинчук объясняет в первую очередь климатическими условиями: в Нижнем Новгороде не очень жаркое лето и кондиционер не предмет первой необходимости.
Крупные игроки ориентируются на корпоративных клиентов. Эксперты «ДК» считают, что рынок розничных продаж имеет потенциал — пока кондиционеры есть лишь у 7% населения. Основной сдерживающий фактор — невысокий уровень зарплат в регионе. Средние доходы нижегородцев в 4,5 раза меньше, чем в Москве, и в 1,5 раза ниже, чем в Самаре и Екатеринбурге. «Климатическую технику в рознцу продают и торговые дома. Но их доля настолько мала в денежном выражении, что погоды на рынке она не делает», — заявляет Алла Гладкая.
Профессиональные компании не хотят конкурировать с торговыми сетями, поскольку видят их преимущества. Владислав Назиров: «Клиенты со средним доходом скорее обратятся в магазины: там есть кредитная система, а главное — в торговых залах можно посмотреть на выбранную модель. Специализированные компании в основном работают по каталогу». Г-н Назиров к числу преимуществ торговых сетей относит и широкий ассортимент — если человек пришел за холодильником и увидел кондиционер, он может заинтересоваться и этим товаром. У таких точек больше шансов завлечь клиента.
Все участники рынка отмечают рост спроса на климатическую технику со стороны юридических лиц. Алла Гладкая: «Поток инвестиций в регион увеличился, что повлекло за собой развитие производственных объектов, строительство торговых и офисных центров». Александр Жуков указывает на тенденцию расширения направлений деятельности крупных игроков: «Заказчик хочет работать с меньшим количеством исполнителей. Если компания может предложить комплекс услуг от проектировки до монтажа, то она имеет преимущества. При комплексном подходе действия согласованнее и легче учитывать все особенности монтажа». Игорь Яковлев: «Заказывая отопление, вентиляцию и климатическое оборудование в одном месте, клиент получает скидку от 5 до 15% в зависимости от объемов». Г-н Яковлев отмечает, что его компания, занимаясь кондиционированием, отоплением и вентиляцией, планирует включить в комплекс услуг электромонтажные работы.
Чтобы заинтересовать клиента на самом раннем этапе, игроки начинают сотрудничать уже на стадии проекта и развивают проектные подразделения. Директор ООО «Группа компаний «Эйлит» ИГОРЬ СЛОВИКОВСКИЙ: «Проектирование объектов гражданского и промышленного назначения мы включили в число основных направлений нашей деятельности. Компания специально создала проектный отдел и получила право генерального проектирования. Мы можем привлекать субподрядчиков по некоторым инженерным коммуникациям. Но в комплексе ответственность мы берем на себя».
За последние шесть лет региональный рынок климатического оборудования увеличился более чем в четыре раза. «Этого времени недостаточно, чтобы подготовить квалифицированные кадры, — уверен Георгий Литвинчук. — Нехватка специалистов влечет за собой качественные изменения рынка — начинают преобладать простые решения». Эксперты «ДК» согласны с его мнением, однако отмечают, что ситуация в Нижнем Новгороде несколько лучше, чем по России в целом. Алла Гладкая: «Высокий научный потенциал — особенность нашего региона. Нижегородская архитектурно-строительная академия готовит инженеров по специальности «теплогазоснабжение и вентиляция». Квалифицированные кадры в климатический бизнес приходят из «оборонки». Фирмы могут своими силами исполнять технически сложные заказы. Игорь Словиковский: «В Нижнем Новгороде, например, одна из самых высоких по России доля продаж систем вентиляции с рекуперацией». Игорь Яковлев: «Имея одного грамотного монтажника, можно организовать под его руководством группу рядовых исполнителей, которых на рынке много». Эксперты считают, что привлечь и удержать специалиста можно не только деньгами, но и возможностью карьерного роста. Г-н Литвинчук вместе с тем предупреждает, что компаниям не стоит расслабляться — года через два-три общероссийский дефицит квалифицированных кадров даст о себе знать, и тогда «охотиться за головами» в Нижнем Новгороде будут не только столичные компании, но и представители провинций: «Дефицит исполнителей приведет к тому, что компании будут драться только за наиболее «сладкие» и статусные объекты. Если объект малорентабельный, заказчику придется самому побегать за исполнителем. Такая ситуация уже наблюдается в некоторых городах России».
На рынке пока есть место для новых игроков
Алла Гладкая: «В городе высокий уровень специалистов-климатехников. Поэтому фирмы могут своими силами реализовывать технически сложные объекты».
Игорь Яковлев: «Имея одного грамотного монтажника, можно организовать группу рядовых исполнителей — их очень много на рынке, — и назначить его руководителем».
Владислав Назиров: «Розничное направление отвлекает силы и средства от основных клиентов — корпоративных. Поэтому с физлицами активно работают только новые игроки рынка».







