Обзор: Мебельный ритейл - 21.04.2008
Эдуард Барсуков управляющий МЦ «Открытый материк» Роман Владимиров директор салона «Частная коллекция» Игорь Кочетов генеральный директор компании «Мебель плюс» Дмитрий Куликов начальник службы упр
Эдуард Барсуков
управляющий МЦ «Открытый материк»
Роман Владимиров
директор салона «Частная коллекция»
Игорь Кочетов
генеральный директор компании «Мебель плюс»
Дмитрий Куликов
начальник службы управления проектами департамента розничной торговли Славянской мебельной компании
Андрей Лиозов
генеральный директор «Мебель Респект»
Ирина Скосырева
генеральный директор нижегородского представительства компании Mr.Doors
Как небольшие салоны привлекают клиентов с помощью крупных торговых центров?
Что делают ритейлеры, чтобы сотрудничать с застройщиками?
Подъем жилищного строительства в Нижнем Новгороде всколыхнул рынок мебельного ритейла. Как отмечает директор салона «Мебель Респект» Андрей Лезов, средний класс сейчас раз в несколько лет меняет квартиру и заодно обставляет ее новой мебелью: «После переезда из однокомнатной квартиры в двухкомнатную новоселам в любом случае понадобится еще один диван или шкаф».
Прошлый год был для игроков рынка результативным — спрос вырос на треть. Ранее, по данным экспертов, региональный мебельный рынок увеличивался на 15–20% в год. На него вышли почти все федеральные компании и фабрики — производители мебели, а местные компании стали укрупняться. В городе стало намного больше розничных точек продажи мебели. Только в течение прошлого года в Нижнем Новгороде открылись гипермаркет мебели «Открытый Материк» и несколько магазинов сети «Мебель плюс». Участники рынка напоминают также о том, что идет строительство рядом с торговыми центрами «Открытый материк» и «Новая эра».
По оценке управляющего гипермаркетом «Открытый материк» Эдуарда Барсукова, объем рынка мебели составляет 3–4 млрд руб. в год. Это примерно 3% всего товарооборота в Нижнем Новгороде или около 200 руб. в месяц на одного жителя. Данные исследования «Росбизнесконсалтинга» показывают, что из 140 общероссийских мебельных сетей в Нижнем Новгороде представлено сорок. Общее количество сетевых магазинов достигает двухсот. Около половины объектов по торговле мебелью принадлежат структурам, имеющим в своем составе пять и более магазинов. По количеству местных сетевых операторов Приволжский федеральный округ находится на втором месте после Центрального, сообщают аналитики «РБК».
В сегментах «эконом» и «мидл» работает добрая половина всех нижегородских мебельных салонов, таких как «Мебель плюс», «Икеа», «Меббери», «Лазурит», «Формула дивана». В сегменте «премиум» лидируют Mobel & Zeit, DISO, Albert & Shtein, «Сильва», «Калинка» и т.п. Люксовую эксклюзивную мебель, по словам игроков, в городе продают всего три салона: «Частная коллекция», «Калипсо» и «Камея». В городе действуют также два специализированных мебельных торговых центра: «Открытый Материк» и «БУМ». Около 80% игроков делают ставку на сегмент эконом-класса и средний. Стоимость мебели, в зависимости от вида, в эконом-классе доходит до 20 тыс. руб., в среднем — колеблется в пределах от 20 до 150 тыс., а дорогая мебель престиж-, премиум- и элит-классов стоит примерно от 150 до 500 тыс. руб.
Бурное развитие мебельного ритейла в Нижегородской области повлияло на предпочтения нижегородцев, еще недавно закупавших мебель в столице. По словам генерального директора нижегородского представительства компании Mr.Doors Ирины Скосыревой, некоторые клиенты салона, находясь в командировке в Москве, по привычке сравнивают, насколько нижегородские цены на мебель отличаются от московских: «Возвращаясь, сообщают, что действительно дешевле, но только если не заказывать доставку и сборку». Дмитрий Куликов, начальник службы управления проектами департамента розничной торговли Славянской Мебельной Компании, считает, что мебель эконом- и среднего классов в Москве и Нижнем Новгороде стоят примерно одинаково. При этом, покупая мебель в московских салонах, нижегородцы не только не выигрывают в цене, но и упускают возможность получить дополнительные услуги по доставке, сборке и гарантийному ремонту, которые местный ритейлер оказывает для своих покупателей. По мнению экспертов «ДК», качественный сервис напрямую зависит от степени удаленности заказчика от мебельного салона. Сборка любого сложного образца требует профессиональных навыков, но иногородние поставщики не в состоянии выполнить доставку товара, отправив, к примеру, специалиста в другой город. Местные ритейлеры считают, что сейчас нижегородцы стали реже ездить за мебелью в Москву. Коммерческий директор сети салонов «Мебель плюс» Игорь Кочетов уверяет, что в среднем и эконом-сегментах рынка компания не чувствует конкуренции со стороны столичных коллег. Лишь немногие состоятельные нижегородцы покупают мебель в Москве, чтобы создать уникальные интерьеры.
Нынешний покупатель мебели «эконом» и среднего классов желает получить не меньше внимания, чем состоятельный клиент, заказывающий индивидуальный проект. Понимая это, ритейлеры создают удобные парковки, открывают кафе, предлагают клиентам оформить кредит или воспользоваться услугами дизайнера по интерьерам. Последнее, как правило, включено в общую стоимость заказа. По словам Эдуарда Барсукова, сегодня его компания нацелена на продвижение эксклюзивного пула арендаторов: «Мы хотим иметь максимальное количество эксклюзивных марок, которые либо нигде больше в городе не присутствуют, либо имеют свои салоны, но у нас их ассортимент представлен наиболее полно. К таким можно отнести «Maibel House», Albert & Shtein, Fillipe Grandy, «Диваны 8 Марта», «Калинку», DISO.
По мнению Дмитрия Куликова, кредитование позволило нижегородцам приобретать более дорогую мебель среднего класса, и они чаще стали интересоваться экологичностью материалов и прочностью механизмов, а потом уже спрашивать о цене. Однако в первую очередь покупателей привлекает богатство ассортимента. Как и раньше, вопрос выбора мебели они решают «ногами», обходя несколько магазинов и сравнивая уровни цен. С этой точки зрения наиболее перспективно выглядят торговые центры. «В будущем, — прогнозирует Эдуард Барсуков, — основная конкуренция развернется между большими торговыми центрами». Причины очевидны: мебельный ритейл нашего города повторяет мировой тренд укрупнения торговли.
Многие игроки уже задумываются о том, чтобы стать арендатором мебельных центров. «До конца года мы намерены арендовать небольшие территории в ТЦ в городе и области, — делится Ирина Скосырева. — На нескольких рекламных стендах мы продемонстрируем образцы материалов, из которых делается наша мебель, или покажем презентацию на компьютере». Г-жа Скосырева считает, что таким образом компания привлечет покупателей в основные салоны города.
Дмитрий Куликов не может сказать однозначно, какой из форматов наиболее привлекателен — отдельно стоящий магазин или специализированный мебельный центр: «Многое зависит от местоположения объекта и его внешней привлекательности для покупателей. Удачно расположенный салон может быть в несколько раз рентабельнее плохо расположенной площади в торговом центре». Нижегородские ритейлеры полагают, что, несмотря на существующий дефицит предложений в отдельно стоящих салонах, они имеют ряд очевидных преимуществ. Основное — большая по сравнению с ТЦ ориентация на клиента. «Богатому клиенту приятнее пойти в небольшой салон, где работает кондиционер, играет музыка, где готовы предложить посетителю чашечку кофе и рассказать о тенденциях этого сезона. К тому же не каждый захочет взбираться на второй или третий этажи торгового центра, — утверждает Игорь Кочетов. — Хотя у небольшого магазинчика есть и недостаток — когда ты листаешь каталоги, то покупаешь картинку». Идеальный вариант, по мнению собеседников «ДК», — тандем магазина с большой торговой площадью и маленького салона в рамках одной сети. Игорь Кочетов: «Человек приходит в маленький салон, где он «нежится», но если ему захотелось пощупать диван или кресло, он поднимется и на второй, и на третий этаж, несмотря на лень». По словам эксперта, «Мебель плюс» уже реализует данную стратегию: в начале этого года компания решила открыть внутри торговый центр «Этажи» салон доступной итальянской мебели. Для этого компания выводит на рынок бренд «Мебель респект», планируя, что в этом магазине корпусная мебель будет стоит столько же, сколько российская премиум-класса, либо дороже на 10–15%. Однако, по словам Андрея Лезова, отечественного потребителя не пугают цены выше рыночных — для многих гораздо важнее скорость поставки: «Российский потребитель не заглядывает в будущее. Люди вначале покупают квартиру, делают ремонт «под ключ» и только потом идут приобретать мебель». Эксперт отмечает, что российские фабрики делают мебель два–три месяца. Итальянские фабрики выполняют заказ по мере поступления, но в любом случае срок ожидания не превышает двух месяцев. К тому же эксперт уверен: «Патриотизм у людей иссяк: если им предложат на выбор российскую и итальянскую мебель по сопоставимой цене — они выберут итальянскую».
Конечно, не все предприниматели столь озабочены развитием премиум-сегмента. Основной костяк компаний, позиционирующих себя как ритейлеры эконом- и мидл-классов, предпочли остаться в своих нишах, считая, что тех 10%, которые сейчас занимают продажи в элитном сегменте, недостаточно, чтобы идти в этот бизнес.
По словам директора мебельного салона «Частная коллекция» РОМАНА ВЛАДИМИРОВА, в этом году его компания ощутила необычайный спрос на элитную мебель. Причем возросло количество крупных заказов: «Клиенту не очень интересно слышать, что сколько стоит по отдельности — он хочет знать, сколько всего ему придется потратить на меблировку квартиры или дома, в том числе — на освещение и декорирование». Роман Владимиров отмечает, что в 2007 г. «Частной коллекции» поступил заказ на сумму 1 млн евро — первый столь дорогостоящий проект — как правило, даже самые крупные заказы скромнее в три–четыре раза.
Эксперты констатируют, что объемы продаж элитной мебели гораздо ниже, чем в других сегментах. По мнению Романа Владимирова, с показателями «Мебель плюс» они не сопоставимы. Сроки поставки импортной мебели достаточно велики — от четырех месяцев, однако заказчика это не пугает: детальная разработка дизайн-проекта сама по себе требует много времени. Г-н Владимиров утверждает, что на него уходит, как минимум, два месяца, а стоимость, в зависимости от приглашаемого дизайнера и архитектора, варьируется в пределах от 10 до 40 евро за 1 кв.м. На выполнение заказа требуется от полугода до года.
Не у всех обеспеченных нижегородцев есть свободное время, чтобы детально заниматься выбором мебели и интерьера. Андрей Лезов: «Премиум-класс покупают в основном люди, которые много времени проводят на работе, поэтому специально для таких клиентов мы предоставим услугу — выезд дизайнера в офис или на дом. Приглашенный специалист поможет правильно подобрать мебель, обсудит дизайн-проект или привезет все интересующие клиента каталоги».
Крупные игроки, продающие дорогую мебель, мечтают об оптовых заказах и стремятся работать напрямую с застройщиками. Для этого мебельные салоны берут планы будущих квартир и к моменту сдачи объекта рисуют готовые дизайн-проекты. Застройщики обычно не против такого симбиоза. Игорь Кочетов утверждает, что дизайнеры проявляют большой интерес к такого рода деятельности и впоследствии добавляют работы в собственные портфолио. Г-н Кочетов поделился опытом сотрудничества компании «Мебель плюс» с застройщиками Нижнего Новгорода в сегменте жилья эконом-класса. Тогда потенциальным покупателям бесплатно предлагали на выбор несколько типовых вариантов расстановки домашней мебели. Однако услуга оказалась невостребованной: после покупки квартиры финансовые возможности многих новоселов были исчерпаны. Поэтому компания решила пойти в более дорогой сегмент бизнес-жилья. Сейчас «Мебель плюс» ведет переговоры с ООО «Жилстрой-НН» на предмет создания полноцветных каталогов для квартир в новом жилом комплексе, строительство которого только началось. По словам г-на Кочетова, услуга будет ориентирована на тех клиентов, которые покупают квартиру в доме с отделкой «под ключ»: «Теоретически, если человек может себе позволить отделку «под ключ», вполне вероятно, что ему будет интересно получить и готовую мебель».
детали
Нижегородцы предпочитают покупать небольшие предметы интерьера
Разовые расходы на мебель (семьи из трех человек)
Свыше 15 тыс. руб. [20%]
8–10 тыс. руб. [5%]
4–8 тыс. руб. [14%]
2–4 тыс. руб. [23%]
1–2 тыс. руб. [6%]
Менее 1 тыс. руб [3%]
Затрудняются дать ответ [29%]
Источник: «Медиа Навигатор».
детали
Свыше трети нижегородцев берут мебель в кредит
Наиболее распространенные способы оплаты (семьи из трех человек)
Приобрели мебель за наличные средства [48%]
Воспользовались кредитом [33%]
В рассрочку [19%]
Источник: «Медиа Навигатор».