Обзор: Мебельный ритейл - 19.11.2007

эксперты Эдуард Барсуков управляющий МЦ «Открытый Материк» Дмитрий Бирман президент производственно-торгового холдинга «КАРИНА» Арсен Гиносян директор сети Mibel Hause Игорь Кочетов генеральный дир

Региональный рынок мебельного ритейла переживает период бурного роста: мебели продается все больше, средние цены на нее растут. Игроки считают, что сейчас в регионе есть все предпосылки для того, чтобы тенденция роста сохранилась, обернувшись через несколько лет «мебельным бумом». Ритейлеры осваивают пустующие ниши среднего и высокого ценовых сегментов и перебираются из отдельно стоящих магазинов в мебельные центры.

эксперты
Эдуард Барсуков
управляющий МЦ «Открытый Материк»
Дмитрий Бирман
президент производственно-торгового холдинга «КАРИНА»
Арсен Гиносян
директор сети Mibel Hause
Игорь Кочетов
генеральный директор компании «Мебель плюс»
Ольга Мельникова
руководитель отдела продаж компании «Командор»
Сергей Захаров
генеральный директор компании «Мебель Захарова»
Инге Юлиуссон
директор «ИКЕА Нижний Новгород»

Почему приход крупных игроков выгоден продавцам мебели? Какие ниши пустуют на мебельном рынке города?
Зачем ритейлеры открывают мебельные магазины по соседству с конкурентами?

Приход в Нижний Новгород шведской компании IKEA в конце 2006 г. напугал местных мебельных ритейлеров. Перед открытием магазина IKEA провела широкую рекламную кампанию, устроила масштабные акции, аналогов которым в городе еще не было, и продажи мебели в городе резко снизились. Вскоре после открытия IKEA покупатели вернулись в нижегородские магазины — демократичная шведская мебель понравилась далеко не всем. Все опрошенные «ДК» эксперты отмечают, что 2007 г. стал для них удачным — спрос вырос на треть. Ранее, по данным экспертов, рынок рос на 15–20% в год. Как поясняет директор «ИКЕА Нижний Новгород» ИНГЕ ЮЛИУС­СОН, его задача не переманить покупателей у конкурентов, а в первую очередь привлечь внимание нижегородцев к отрасли товаров для дома: «Стоит говорить не о внутренней конкуренции мебельных ритейлеров, а о конкуренции с другими отраслями. Наша сверхзадача — привлечь внимание людей к обуст­ройству дома, сделать его приоритетным по сравнению с другими нуждами. Таким образом, мы расширим наш рынок и завоюем кошельки потребителей. Наш пирог сначала надо испечь вместе, а потом уже делить его между собой». Управляющий ТЦ «Открытый материк» Эдуард Барсуков отмечает, что рост нижегородского мебельного рынка опережает среднероссийские темпы (12–13%) и темпы рынков Москвы и Санкт-Петербурга, где пик роста пройден, и сейчас продажи мебели растут на 5–8% в год. Эксперты считают, что через два года в Нижнем Новгороде вслед за начавшимся в 2007 г. подъемом жилищного строительства может начаться настоящий «мебельный бум».

Ритейлеры осваивают мебель более дорогих сегментов

По оценке Эдуарда Барсукова, объем рынка мебели составляет 3–4 млрд руб. в год, в регионе работает около 100 мебельных ритейлеров. Около половины объектов по торговле мебелью принад­лежат сетевым структурам, имеющим в своем составе пять и более магазинов. К лидерам рынка относятся компании «Мебель плюс», «Формула мебели», «Лазурит». Около 80% игроков делают ставку на сегмент эконом-класса и чуть выше.

Эксперты отмечают жесткую конкуренцию в данном сегменте: в городе представлена продукция почти всех крупных российских производителей недорогой мебели. Цены на нее в разных салонах почти не отличаются. Как добавляет президент производственно-торгового холдинга «КАРИНА» ДМИТРИй БИРМАН, мебель эконом-класса предлагают и небольшие компании, которые производят мебель и сами же ее продают: «Они не регистрируют свое предприятие и, соответственно, не платят налоги. Мебель производят в неприспособленных помещениях, например, в гаражах, используя некачественные материалы и неспециализированное оборудование. Внешне их продукцию трудно отличить от качественной, хотя она быстро рассыпается. Это дает им возможность занижать цены и создавать конкурент­ное преимущество перед другими игроками по цене». Участники рынка затруднились сказать, сколько компаний в городе работает таким образом, но отметили, что их доля на рынке постоянно снижается.

По мнению Эдуарда Барсукова, это связано с тем, что потребители сейчас готовы переплачивать за качество, которое не могут гарантировать кустарные производители: «Сейчас у нижегородцев есть желание тратить на мебель больше. Они придают все большее значение ее виду и качеству. Они не хотят покупать в «сарае». Сегодня покупатели ждут не только уважительного отношения к себе — они желают получать и дополнительные услуги: своевременную доставку, качественную сборку, услуги дизайнера, который покажет им еще до покупки, как будет смотреться новая мебель в их интерьерах. Кустари таких услуг предоставить не могут».

Эксперты констатируют, что в городе опережающими темпами растет спрос на мебель среднего и выше среднего ценовых сегментов. Как отмечает коммерческий директор компании «Мебель плюс» ДМИТРИЙ КОЧЕТОВ, в Нижнем Новгороде до сих пор было не так много потребителей, способных купить достаточно хорошую мебель — эконом-класс преобладал. В последние год–два проявилась тенденция роста продаж мебели для среднего класса. Г-н Кочетов: «Наша компания, ориентирующаяся на эконом-класс, стала развивать и направление middle. Медленно, но доходы населения повышаются. Современные молодые люди, относящиеся к более высокому классу, считают приобретение мебели долговременным вложением средств».

Генеральный директор компании «Мебель Захарова» СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ заявляет, что его компания перешла в средний ценовой сегмент около года назад. «Наверное, все нижегородцы уже покупали мебель невысокого класса. Сейчас они ее меняют и хотят приобретать более качественные предметы интерьера», — делится наблюдениями эксперт. Несмотря на то, что ритейлеры начали переориентироваться на более дорогую мебель, в среднем ценовом сегменте, по словам Эдуарда Барсукова, сейчас в городе существует дефицит.

Нынешней осенью в Нижнем Новгороде открыла представительство компания Mibel Hause. Как отмечает директор сети АРСЕН ГИНОСЯН, прежде чем выйти на нижегородский рынок, он проанализировал ситуацию и выяснил, что в городе фактически пустует ниша элитной мебели. Существующие компании не справляются с заказами, и состоятельные нижегородцы зачастую покупают мебель в Москве или за границей. Дмитрий Бирман не согласен с тем, что ниша элитной мебели в городе пустует: «Если бы это было не так, не исчезали бы вновь открываемые салоны премиум-класса. Конкуренция идет на уровне технологий продаж и предлагаемых услуг. Вперед вырывается тот, кто может предоставить передовое обслуживание клиентов». Одна из сложностей для выхода на данный рынок — необходимость привлечения больших площадей и, соответственно, высокие арендные ставки. Дмитрий Бирман: «Чтобы представить экспозицию элитной мебели, не хватит 50 или 100 кв м. Для открытия салона импортной мебели нужно не менее 200–300 кв.м плюс складские площади».

Многие работающие на рынке продавцы предпочитают экономить на склад­ских помещениях и работают «под заказ». По словам экспертов, таким образом в городе реализуется около 70% мебели. Сроки ожидания заказа составляют несколько недель.

Рынок офисной мебели уже поделен

Эксперты отмечают, что рынок мебели для дома далек от насыщения. В 2007 г. в городе открыли магазины такие федеральные сети, как Mibel House, «Цвет диванов». Эксперты полагают, что в город еще будут приходить новые федеральные игроки. На рынке офисной мебели, по словам руководителя отдела продаж компании «Командор» ОЛЬГи МЕЛЬНИКОВой, в последний раз новый крупный игрок появился около 10 лет назад. Лидируют здесь компании «Алтэкс», «Офис-галерея», «Балтик», «Командор». Значительных изменений в расстановке сил между ними не происходит. Участники отмечают, что спрос на офисную мебель растет примерно теми же темпами, что и на домашнюю, но большинство крупных и средних компаний в регионе давно выбрали поставщиков мебели и меняют их редко. Ольга Мельникова: «Мы постоянно отслеживаем появление новых предприятий в регионе и предлагаем им свои услуги. Делать это нетрудно: информация о них постоянно появляется в интернете. Кроме того, как члены ТПП мы всю информацию можем получать из первых рук». За счет лучших скидок производителей, большего ассортимента и комплекса дополнительных услуг лидеры рынка выигрывают тендеры у небольших компаний, которые сейчас работают исключительно в сфере малого бизнеса.

Эксперты отмечают, что и в этом сегменте происходит перераспределение спроса в пользу более дорогой мебели. По мнению г-жи Мельниковой, это связано с тем, что руководители компаний стали больше внимания уделять имиджу. Чтобы создать образ солидного учреждения, они приобретают соответствующую статусу мебель не только для кабинетов руководителей, но и для менеджеров компании. Средняя цена рабочего места постоянно растет.

В городе создаются мебельные конгломераты

Эдуард Барсуков отмечает, что основное конкурентное преимущество мебельного магазина, работающего в любом из ценовых сегментов — удобное расположение: «Хорошая площадь — половина успеха. В Нижнем Новгороде сейчас с этим все сложнее». До весны 2007 г. в городе было лишь два мебельных места — на улице Переходникова и на улице Бекетова. Два года назад ритейлеры начали арендовать или выкупать помещения на первых этажах жилых зданий в шаговой доступности от «БУМа». В городе образовался «мебельный квартал». Подобные, хотя и меньшие по масштабам конгломераты мебельных магазинов возникают и в других частях города — например, в Автозаводском районе на улице Переходникова, в центре Сормова и на проспекте Ленина.

В этом года «Славянская мебельная компания» открыла первую очередь гипермаркета мебели «Открытый материк» площадью 30 тыс. кв.м. Сейчас площади центра заняты на 100%. Как утверждает г-н Барсуков, успех гипермаркетов и «мебельных кварталов» связан с моделью поведения покупателей на этом рынке. Они методично обходят все извест­ные им мебельные магазины в поисках лучшего сочетания «цена–качество». Если же выбор представленной на ограниченной территории мебели кажется им большим, покупают ее здесь. Сергей Захаров рассказал, что объем продаж магазинов, расположенных в специализированных торговых центрах, примерно в 1,5 раза больше, чем в отдельно стоящих магазинах при тех же площади и ассортименте. Г-н Захаров: «Мы ушли от формата отдельно стоящего магазина три года назад и сейчас стараемся получить площади только внутри больших специализированных магазинов».

Эксперты считают, что сегодня мебельный гипермаркет — наиболее перспективный формат на мебельном рынке. По данным экспертов «ДК», сейчас в городе идет строительство еще двух мебельных гипермаркетов: рядом с «Открытым материком» и на Московском шоссе, неподалеку от ТЦ «Новая эра», часть площадей которого владельцы сдали под торговлю мебелью.

Самое читаемое
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
  • Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынкиКак уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.