«Нужны люди, которые умеют управлять хаосом». Так ли важно сегодня высшее образование?

Юлия Блынская
Юлия Блынская. Иллюстрация: личный архив

«Выигрывать будут те учебные заведения, что обеспечат дистанционный формат, практику на современном оборудовании и обновленную базу знаний. Для большинства российских вузов это пока неподъемно».

В 2018 г. команда интернет-агентства TexTerra решила создать онлайн-университет TeachLine, который бы выпускал специалистов по интернет-маркетингу. Открытие учебного центра стало логичным шагом: компания испытывала сложности при наборе специалистов, а новых сотрудников приходилось обучать с нуля. NN.DK.RU поговорил с руководителем онлайн-университета Юлией Блынской о том, чего добился TeachLine за год, перспективах онлайн-образования и моде на курсы.

TeachLine исполняется год, расскажите немного об истории создания и о том, чего удалось добиться за время существования онлайн-университета.

— Да, TeachLine всего год, хотя идея открытия онлайн-школы на базе TexTerra у нас была давно. Она витала в воздухе, во-первых, потому что в TexTerra мы постоянно испытываем сложности при наборе специалистов — аккаунт-менеджеров, проджект-менеджеров, контент-стратегов, smm-специалистов, большую часть которых нам приходилось обучать с нуля. Это отнимало много ресурсов. Мы поняли, что нам нужно систематизировать наши знания в специальные программы, и по сути это будет готовый курс.

То есть TeachLine мы задумывали, в первую очередь, чтобы решать проблему обучения наших новых сотрудников. Во-вторых, мы видели, как растет направление онлайн-образования. И, имея компетенции в интернет-маркетинге, штатных экспертов-практиков, было вполне понятно, что мы решили развивать это как новую бизнес-единицу.

Первый поток курса «Интернет-маркетолог» стартовал в сентябре 2018 г. Вскоре запустили курс «Контент-маркетолог», и далее — «Коммерческий автор», «SMM-менеджер», «SEO-специалист» и другие. Сейчас у нас в каталоге девять курсов. Какие-то мы открывали, но потом закрывали из-за низкого спроса. Обучение прошло более 300 человек.

Как вы считаете, насколько сейчас важно классическое высшее образование? Можно ли добиться успеха, не имея его?

— Уверена, что можно. И для этого сейчас самое подходящее время — когда развиваются технологии и компаниям нужны люди, которые умеют управлять хаосом, ориентироваться в хаосе, быстро принимать решения, обучаться на ходу, находить идеи и также быстро реализовывать их. Это не значит, что я полностью отрицаю институт высшего образования. Я говорю о том, что без него можно стать компетентным и востребованным экспертом. Ну и потом, если говорить конкретно об интернет-маркетинге, назовите хотя бы одно высшее заведение в нашей стране, в котором возможно получить релевантное образование?

В чем преимущества TeachLine по сравнению с другими подобными площадками?

— В том, кто преподает и что преподает. У нас преподают специалисты, которые ежедневно работают с онлайн-проектами: создают сайты, продвигают их, работают с SEO, создают контент для блогов, соцсетей, рассылок, ведут контекстную и таргетированную рекламу. Все грабли, через которые они прошли и все еще проходят, навыки и знания, как получать результаты в продвижении бренда, — бесценны. Этот опыт мы и передаем нашим обучающимся.  Еще один плюс: наши курсы проходят онлайн, и студенты имеют возможность задавать вопросы в прямом эфире.

На что делается упор в ваших курсах?

— На курирование обучающихся и подробную обратную связь по домашним заданиям, которые есть после каждой лекции. Мы уверены, что в онлайн-обучении важно вести студентов, а не просто отчитать свою лекцию.

Кто выступает преподавателями? На что обращаете внимание при их отборе?

— Я уже упомянула, что наши преподаватели — это сотрудники TexTerra. Есть и внештатники, в частности на курсе «Коммерческий автор». Несколько лекций там ведут авторы статей блога TexTerra.  Главный критерий отбора — есть ли практический опыт у специалиста. Другими словами, делал ли этот человек своими руками то, о чем нужно рассказать и донести на лекции. Здесь должна сказать, что не все наши преподаватели обладают хорошими ораторскими навыками. В этом есть недостаток, мы это видим и понимаем. Но если взвешивать, что важнее, искусная подача материла или экспертиза, мы выбираем второе, исходя из тех условий, в которых находимся. К тому же, умение выступать и подавать материал — это навык, и мы видим, как наши преподаватели, которые никогда не выступали, растут от лекции к лекции.

Какие курсы TeachLine наиболее востребованы и почему?

— На данный момент самые востребованные куры — это интернет-маркетолог и SMM-специалист. Это два направления, которые сейчас пользуются высоким спросом. Бизнесу как никогда нужны те, кто сможет прийти в компанию и выстроить стратегию продвижения бренда в интернете, подключить сразу несколько онлайн-каналов, получать оттуда трафик. И, конечно, те, кто сможет выстроить коммьюнити в соцсетях. 

Есть ли какие-то лайфхаки, облегчающие процесс обучения? Что бы вы могли посоветовать?

— Облегчающих, пожалуй, нет.  Обучение — это труд. Но это вовсе не значит, что он обязательно должен происходить из-под палки. Знаете, сейчас модно коллекционировать курсы. Люди тратят свои ресурсы — деньги и время — впустую, на программы, которые в тренде, чтобы рассказать об этом друзьям. А не то, что реально им нужно, зажигает. Поэтому забивают, пропускают или насилуют себя. Это пусть в никуда. Прежде чем записывать на курс, стоит задать себе вопрос: что нового я смогу после обучения? В чем я стану лучше, увереннее? Какие задачи смогу решать? И если ожидаемый конечный результат вас вдохновляет — обучение будет даваться проще.

Какова основная аудитория курсов? Это студенты, ищущие себя в перспективных профессиях, или взрослые люди, решившие сменить сферу деятельности?

— Большая часть аудитории, как ни странно, — это те, кто уже работает в сфере интернет-маркетинга. Это штатные маркетологи, либо фрилансеры, которые продвигают один или несколько проектов. Работая с одним проектом, достаточно быстро достигаешь потолка, глаз замыливается, и становится не ясно, что делать с проектом дальше. Такие люди идут на наши курсы, чтобы углубить свои знания, перенять опыт, найти новые идеи. Еще частый запрос —  систематизировать свои знания, т.е. теории в голове много, а целостная картина отсутствует, из-за этого сложно работать результативно.

Отслеживаете ли вы как-то судьбу прошедших обучение?

— Да, мы начали это делать. Проводим рассылки среди тех, кто окончил обучение, спустя несколько месяцев. В основном, нас благодарят, пишут о том, что курс задал им правильное направление, они наконец разобрались в каком-то сложном аспекте и пробуют внедрять новые техники. Но, честно говоря, мы очень ждем, что кто-то, наконец, поделится с нами своими серьезными результатами.

TeachLine проводит обучение по направлениям интернет-маркетинга. Сейчас складывается впечатление, что таких специалистов много. Раньше было модно учиться на юриста или экономиста, теперь — на интернет-маркетолога или SMM-щика. Не грозит ли рынку труда перенасыщение такими специалистами?

— Судя по последним исследованиям и тому, что вижу сама, работая в сфере интернет-маркетинга уже седьмой год, спрос превышает предложение. И картина вряд ли поменяется в ближайшие несколько лет. Причин достаточно даже на поверхности: аудитория интернета, количество сайтов, бюджеты на онлайн-рекламу растут от года к году. А вот компетентных специалистов пока еще недостаточно, в том числе, потому что этому не учат в институтах. Просто нет такой специализации даже. Учат как раз на курсах. Поэтому у онлайн-школ сейчас лучшее время для развития. Но тут еще один вопрос: кого считать специалистом? Те, кто становятся интернет-маркетологами и SMM-специалистами сейчас — в основном люди, окончившие гуманитарные вузы по некой специальности, например, преподаватель английского языка. И, думаю, если однажды случится так, что спрос на интернет-маркетологов упадет, действующие маркетологи смогут быстро перепрофилироваться.

Как вы считаете, каковы перспективы и тренды образования в России и в мире? Какие форматы будут востребованы?

— Это вопрос для министров. На мой взгляд, образования в целом как социальный институт — очень законсервированная система. При этом жизнь многократно ускорилась, что давит и не может не влиять на образование. Требование к системе образования сейчас — быть гибкой, быстро перестраиваться, обновлять методы и программы, отвечать потребностям продвинутых молодых людей. Быть на связи с реальностью. Посмотрите на печальную статистику безработицы среди выпускников вузов, и все станет понятно. Поэтому выигрывать будут те учебные заведения, что обеспечат дистанционный формат, практику на современном оборудовании, и, конечно, экспертную обновленную базу знаний, с учетом последних тенденций и открытий. Для большинства российских вузов это пока неподъемно, поэтому продолжится спрос на дополнительное образование и курсы профессиональной переподготовки.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.