«Нужны люди, которые умеют управлять хаосом». Так ли важно сегодня высшее образование?

«Выигрывать будут те учебные заведения, что обеспечат дистанционный формат, практику на современном оборудовании и обновленную базу знаний. Для большинства российских вузов это пока неподъемно».

В 2018 г. команда интернет-агентства TexTerra решила создать онлайн-университет TeachLine, который бы выпускал специалистов по интернет-маркетингу. Открытие учебного центра стало логичным шагом: компания испытывала сложности при наборе специалистов, а новых сотрудников приходилось обучать с нуля. NN.DK.RU поговорил с руководителем онлайн-университета Юлией Блынской о том, чего добился TeachLine за год, перспективах онлайн-образования и моде на курсы.

TeachLine исполняется год, расскажите немного об истории создания и о том, чего удалось добиться за время существования онлайн-университета.

— Да, TeachLine всего год, хотя идея открытия онлайн-школы на базе TexTerra у нас была давно. Она витала в воздухе, во-первых, потому что в TexTerra мы постоянно испытываем сложности при наборе специалистов — аккаунт-менеджеров, проджект-менеджеров, контент-стратегов, smm-специалистов, большую часть которых нам приходилось обучать с нуля. Это отнимало много ресурсов. Мы поняли, что нам нужно систематизировать наши знания в специальные программы, и по сути это будет готовый курс.

То есть TeachLine мы задумывали, в первую очередь, чтобы решать проблему обучения наших новых сотрудников. Во-вторых, мы видели, как растет направление онлайн-образования. И, имея компетенции в интернет-маркетинге, штатных экспертов-практиков, было вполне понятно, что мы решили развивать это как новую бизнес-единицу.

Первый поток курса «Интернет-маркетолог» стартовал в сентябре 2018 г. Вскоре запустили курс «Контент-маркетолог», и далее — «Коммерческий автор», «SMM-менеджер», «SEO-специалист» и другие. Сейчас у нас в каталоге девять курсов. Какие-то мы открывали, но потом закрывали из-за низкого спроса. Обучение прошло более 300 человек.

Как вы считаете, насколько сейчас важно классическое высшее образование? Можно ли добиться успеха, не имея его?

— Уверена, что можно. И для этого сейчас самое подходящее время — когда развиваются технологии и компаниям нужны люди, которые умеют управлять хаосом, ориентироваться в хаосе, быстро принимать решения, обучаться на ходу, находить идеи и также быстро реализовывать их. Это не значит, что я полностью отрицаю институт высшего образования. Я говорю о том, что без него можно стать компетентным и востребованным экспертом. Ну и потом, если говорить конкретно об интернет-маркетинге, назовите хотя бы одно высшее заведение в нашей стране, в котором возможно получить релевантное образование?

В чем преимущества TeachLine по сравнению с другими подобными площадками?

— В том, кто преподает и что преподает. У нас преподают специалисты, которые ежедневно работают с онлайн-проектами: создают сайты, продвигают их, работают с SEO, создают контент для блогов, соцсетей, рассылок, ведут контекстную и таргетированную рекламу. Все грабли, через которые они прошли и все еще проходят, навыки и знания, как получать результаты в продвижении бренда, — бесценны. Этот опыт мы и передаем нашим обучающимся.  Еще один плюс: наши курсы проходят онлайн, и студенты имеют возможность задавать вопросы в прямом эфире.

На что делается упор в ваших курсах?

— На курирование обучающихся и подробную обратную связь по домашним заданиям, которые есть после каждой лекции. Мы уверены, что в онлайн-обучении важно вести студентов, а не просто отчитать свою лекцию.

Кто выступает преподавателями? На что обращаете внимание при их отборе?

— Я уже упомянула, что наши преподаватели — это сотрудники TexTerra. Есть и внештатники, в частности на курсе «Коммерческий автор». Несколько лекций там ведут авторы статей блога TexTerra.  Главный критерий отбора — есть ли практический опыт у специалиста. Другими словами, делал ли этот человек своими руками то, о чем нужно рассказать и донести на лекции. Здесь должна сказать, что не все наши преподаватели обладают хорошими ораторскими навыками. В этом есть недостаток, мы это видим и понимаем. Но если взвешивать, что важнее, искусная подача материла или экспертиза, мы выбираем второе, исходя из тех условий, в которых находимся. К тому же, умение выступать и подавать материал — это навык, и мы видим, как наши преподаватели, которые никогда не выступали, растут от лекции к лекции.

Какие курсы TeachLine наиболее востребованы и почему?

— На данный момент самые востребованные куры — это интернет-маркетолог и SMM-специалист. Это два направления, которые сейчас пользуются высоким спросом. Бизнесу как никогда нужны те, кто сможет прийти в компанию и выстроить стратегию продвижения бренда в интернете, подключить сразу несколько онлайн-каналов, получать оттуда трафик. И, конечно, те, кто сможет выстроить коммьюнити в соцсетях. 

Есть ли какие-то лайфхаки, облегчающие процесс обучения? Что бы вы могли посоветовать?

— Облегчающих, пожалуй, нет.  Обучение — это труд. Но это вовсе не значит, что он обязательно должен происходить из-под палки. Знаете, сейчас модно коллекционировать курсы. Люди тратят свои ресурсы — деньги и время — впустую, на программы, которые в тренде, чтобы рассказать об этом друзьям. А не то, что реально им нужно, зажигает. Поэтому забивают, пропускают или насилуют себя. Это пусть в никуда. Прежде чем записывать на курс, стоит задать себе вопрос: что нового я смогу после обучения? В чем я стану лучше, увереннее? Какие задачи смогу решать? И если ожидаемый конечный результат вас вдохновляет — обучение будет даваться проще.

Какова основная аудитория курсов? Это студенты, ищущие себя в перспективных профессиях, или взрослые люди, решившие сменить сферу деятельности?

— Большая часть аудитории, как ни странно, — это те, кто уже работает в сфере интернет-маркетинга. Это штатные маркетологи, либо фрилансеры, которые продвигают один или несколько проектов. Работая с одним проектом, достаточно быстро достигаешь потолка, глаз замыливается, и становится не ясно, что делать с проектом дальше. Такие люди идут на наши курсы, чтобы углубить свои знания, перенять опыт, найти новые идеи. Еще частый запрос —  систематизировать свои знания, т.е. теории в голове много, а целостная картина отсутствует, из-за этого сложно работать результативно.

Отслеживаете ли вы как-то судьбу прошедших обучение?

— Да, мы начали это делать. Проводим рассылки среди тех, кто окончил обучение, спустя несколько месяцев. В основном, нас благодарят, пишут о том, что курс задал им правильное направление, они наконец разобрались в каком-то сложном аспекте и пробуют внедрять новые техники. Но, честно говоря, мы очень ждем, что кто-то, наконец, поделится с нами своими серьезными результатами.

TeachLine проводит обучение по направлениям интернет-маркетинга. Сейчас складывается впечатление, что таких специалистов много. Раньше было модно учиться на юриста или экономиста, теперь — на интернет-маркетолога или SMM-щика. Не грозит ли рынку труда перенасыщение такими специалистами?

— Судя по последним исследованиям и тому, что вижу сама, работая в сфере интернет-маркетинга уже седьмой год, спрос превышает предложение. И картина вряд ли поменяется в ближайшие несколько лет. Причин достаточно даже на поверхности: аудитория интернета, количество сайтов, бюджеты на онлайн-рекламу растут от года к году. А вот компетентных специалистов пока еще недостаточно, в том числе, потому что этому не учат в институтах. Просто нет такой специализации даже. Учат как раз на курсах. Поэтому у онлайн-школ сейчас лучшее время для развития. Но тут еще один вопрос: кого считать специалистом? Те, кто становятся интернет-маркетологами и SMM-специалистами сейчас — в основном люди, окончившие гуманитарные вузы по некой специальности, например, преподаватель английского языка. И, думаю, если однажды случится так, что спрос на интернет-маркетологов упадет, действующие маркетологи смогут быстро перепрофилироваться.

Как вы считаете, каковы перспективы и тренды образования в России и в мире? Какие форматы будут востребованы?

— Это вопрос для министров. На мой взгляд, образования в целом как социальный институт — очень законсервированная система. При этом жизнь многократно ускорилась, что давит и не может не влиять на образование. Требование к системе образования сейчас — быть гибкой, быстро перестраиваться, обновлять методы и программы, отвечать потребностям продвинутых молодых людей. Быть на связи с реальностью. Посмотрите на печальную статистику безработицы среди выпускников вузов, и все станет понятно. Поэтому выигрывать будут те учебные заведения, что обеспечат дистанционный формат, практику на современном оборудовании, и, конечно, экспертную обновленную базу знаний, с учетом последних тенденций и открытий. Для большинства российских вузов это пока неподъемно, поэтому продолжится спрос на дополнительное образование и курсы профессиональной переподготовки.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.