Новогодний экспорт

Найти нижегородскую фабрику стеклянных елочных игрушек «Ариель» на карте города не составляет труда. Добраться до нее — почти подвиг. Несколько сот метров вдоль гаражей и заборов с колючей провол

Фабрика «Ариель» производит стеклянные игрушки в здании без канализации и возможности подключения газа, необходимого для работы стеклодувного цеха. Работают с газовыми горелками. Несмотря на это, продукция пользуется спросом в 15 странах мира — от Германии до Австралии.

Елены Терсинских и Аркадия Гаранова

Найти нижегородскую фабрику стеклянных елочных игрушек «Ариель» на карте города не составляет труда. Добраться до нее — почти подвиг. Несколько сот метров вдоль гаражей и заборов с колючей проволокой по дороге, напоминающей раллийный спецучасток, ведут к мрачному зданию. О том, что здесь делают елочные игрушки, возвещает лишь маленькая ржавеющая табличка. Никакого намека на праздник. «Место у нас хорошее, тихое, — иронизирует директор фабрики Аркадий Гаранов, — с одной стороны воинская часть, с другой — образцово-показательная колония №5». Причем исправительное учреждение выглядит симпатичнее фабрики.

Иностранных клиентов фабрика находит на выставках
Фабрика «Ариель» — уникальный в масштабах страны семейный бизнес. Супруги Аркадий Гаранов и Елена Терсинских (директор фабрики и его заместитель соответственно) занимаются им уже более 15 лет. Уникальность — в технологиях. Стеклянные елочные шары выдувают с помощью газовых горелок, работающих от баллонов со сжиженным газом, и расписывают вручную. В Германии, например, на аналогичных производствах используют природный газ. Российский, к слову сказать.
Впрочем, благодаря дедовским технологиям спрос на продукцию фабрики остается стабильным: по словам собственников фабрики, на западе ручной труд всегда в цене. Кроме того, художники, расписывая шары, могут нанести — детально и точно — любое изображение: от логотипа компании до архитектурного объекта.
Большая часть продукции фабрики «Ариель» идет на экспорт. Основные потребители — Германия, Италия, США, Австралия Всего порядка 15 стран.
«Ариель» изначально была ориентирована на работу с зарубежьем. «17 лет назад мы начинали предприятие с польским партнером, — рассказывает Аркадий Гаранов. — Он поставлял нам посуду, мы ее раскрашивали, отправляли обратно. Один из друзей нашего партнера — немец — спросил, можем ли мы сделать и расписать елочные шары. Мы решили рискнуть. Так у нас появился свой стеклодувный цех, и предприятие, по сути, из ремесла стало бизнесом».
Сейчас почти все своих клиентов фабрика находит на международных выставках. Елена Терсинских: «Все выставки у нас расписаны, и на протяжении всего года мы принимаем в них участие. Начинается все в январе в США, потом — Германия и дальше по накатанной». Кстати, нижегородская фабрика «Ариель» — единственное российское предприятие, которое представляет Россию на ежегодной выставке сувенирной продукции во Франкфурте.
Иностранные заказчики хотят видеть на новогодних игрушках, изготовленных в далекой России, современные архитектурные сооружения, исторические зарисовки, корпоративную символику (куда ж без нее), портрет нового президента, в конце концов.
С президентов денег не берем
Именно благодаря заказу на партию шаров с изображением Барака Обамы о фабрике узнала широкая общественность. Нестандартность ситуации — американцы заказывают в Нижнем Новгороде елочные игрушки с портретом Обамы — спровоцировала несколько звонких публикаций и сюжетов по центральным каналам. «Мы поставляем игрушки в крупнейшие магазины елочных украшений в США. С клиентом, который заказал на шарах изображение американского президента, сотрудничали и раньше. Контракт заключили, как обычно, на одной из выставок», — рассказывает г-жа Терсинских. Местные СМИ, узнав о таком заказе, писали, что, дескать, специалисты фабрики чуть ли не полгода рассматривали выступления президента США, чтобы уловить мимику и какие-то особенности внешности. «На самом деле опытный экземпляр нарисовали за 3 дня», — говорит г-жа Терсинских. Обама широко улыбался. Заказчик посмотрел и принял решение, что не нужно американскому президенту во время экономического кризиса так явно радоваться. В итоге в США ушли игрушки, где Обама серьезен.
Елена Терсинских: «Как мы и ожидали, вскоре последовал запрос от частного заказчика из России, который за большие деньги предложил сделать партию шаров с изображением лидеров нашего государства — президента и премьер-министра. Когда поняли, что с соответствующими администрациями частный заказчик ничего не согласовывал, мы отказались». «Просто американцы умеют и готовы из всего сделать шоу, даже из президента. Мы, россияне, в этом плане серьезнее, консервативнее и суевернее: не дай бог, шарик с портретом разобьется!» — добавляет Аркадий Гаранов.
Впрочем, с администрацией Владимира Путина, когда он занимал должность президента РФ, фабрика сотрудничала. «Это был даже не госзаказ, — вспоминает г-жа Терсинских. — Нас попросили изготовить чемоданчик шаров с видами Москвы и Санкт-Петербурга. Набор г-н Путин преподнес в подарок тогдашнему канцлеру Германии Герхарду Шредеру». «Просто изготовили и отправили, даже денег не взяли. Так и сказали: с президента денег не берем», — продолжает рассказ Аркадий Гаранов. В благодарность супругам прислали духи, на коробках которых выгравировано: «От президента России Владимира Путина». Один экземпляр супруги продемонстрировали. Аромат, кстати, на любителя.
Спрос позволяет увеличить производство в 2 раза
Несмотря на кажущуюся сезонность бизнеса, фабрика работает круглогодично. В Америке, говорят собственники, есть магазины, которые продают елочные украшения круглый год. К тому же западные заказчики начинают оформлять заказы заблаговременно. Российские клиенты этим похвастаться не могут. Во время интервью, которое пришлось на конец ноября, городские и мобильные телефоны руководителей не умолкают. Менеджеры по продажам умудряются разговаривать по двум аппаратам одновременно, плюс разгребать заявки на сайте. Елена Терсинских: «Вот особенность нашего менталитета. Такое ощущение, что у российских заказчиков нет 100% уверенности, что Новый год наступит. Они просыпаются в ноябре — декабре, осознав неотвратимость надвигающегося события и потребность в сувенирах. Мы не отказываемся, поэтому работаем в конце года почти круглосуточно».
Сейчас на фабрике ежедневно выдувают от 300 до 400 шаров в день. По словам собственников, фабрике необходимо увеличивать производственные мощности — в 2–2,5 раза. Для этого имеются все предпосылки. Конкуренции как таковой нет: китайские и современные отечественные предприятия в основном делают упор на массовую продукцию. Спрос со стороны иностранных клиентов остается стабильным, со стороны российских — растет. Аркадий Гаранов: «Мы понимаем, что бизнес необходимо развивать. Готовы встраиваться в туристические маршруты, сами организовывать экскурсии и мастер-классы на предприятии. Подумываем об открытии розничного магазина при фабрике».
Все планы руководителей по развитию бизнеса упираются в острую необходимость переезда в новое здание. «Когда начался кризис, заговорили о социальной ответственности бизнеса и тому подобных вещах. В итоге аренду нам подняли единовременно в четыре раза», — говорит Аркадий Гаранов. К тому же, само здании фабрики, которое находится в федеральной собственности (собственник — ФГУП «ФТ-центр»), находится в неудовлетворительном состоянии, малодоступно для транспорта. Это мешает наладить поток экскурсий на предприятие и открыть здесь розничный магазин.
Интерес к предприятию в этом году проявили нижегородские чиновники. Обещают помочь. В конце ноября фабрику посетил губернатор Нижегородской области. «У предприятия очень много заказов, и ему не нужна помощь в поиске рынков сбыта. Необходимо помочь фабрике создать нормальные условия для работы. Мы предложили руководству на выбор два здания с более доступной арендной платой», — отметил глава региона.
По словам владельцев фабрики, предложенные варианты они готовы рассмотреть, однако пока конкретных предложений не поступило.

Фабрика стеклянных елочных игрушек «Ариель» в цифрах

51 сотрудник
персонал
300–400 шаров в день
мощность производства
90–3000 руб.
стоимость 1 шара
более 20 млн руб.
ежегодный оборот

Источник: «ДК».
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.