Нижегородский патентовед рассказал о пяти типичных ошибках брендинга
Имя – нематериальный актив. Чем известнее, крупнее бизнес, тем дороже стоит этот бренд. Как назвать свою «яхту» так, чтобы плыть стремительно, красиво и не ко дну, DK.RU спросил у эксперта.
Нижегородский патентовед Михаил Михайлов готовит к публикации книгу, в основу которой лёг его собственный опыт юридической защиты интеллектуальной собственности предприятий. Среди клиентов г-на Михайлова – городецкий пансионат «Буревестник», нижегородский ресторан «Соляная биржа», Заволжский деревообрабатывающий завод, Арзамасский хлебозавод, нижегородская компания по продаже автозапчастей «Автомиг» и другие.
«Я занимаюсь разработкой и продвижением брендов и могу сказать, что в последнее время число судебных разбирательств, связанных с защитой авторских прав, значительно выросло. Новички на рынке начинают копировать известные бренды, вредят правообладателям, и бизнес с хорошей репутацией теряет прибыль», - рассказывает г-н Михайлов.
Как лучше не называть компанию?
«Без фантазии и творчества» и предварительной проверки, нет ли уже такого зарегистрированного бренда, не нарушаются ли чьи-либо права. «В соответствии со статьёй 1515 Гражданского кодекса РФ правообладатель может взыскать с нарушителя до 5 млн рублей за незаконное использование бренда, - отмечает г-н Михайлов. – На практике сумма иска может быть гораздо крупнее. В одном из регионов кондитерскую фабрику оштрафовали на 144 млн рублей – просто потому, что сотрудники не проверили уникальность наименования продуктовой линейки».
Банально, по сфере деятельности. Такое название никак не выделяет организацию на фоне конкурентов. К примеру, продавать жидкие обои под названием «Жидкие обои» или открыть магазин под названием «Магазин». Таких точек по городу и по России могут быть тысячи.
Похоже на популярные товарные знаки. Яркий пример – копия американского Adidas в китайском варианте Abibas. «Копирование, подделка известной торговой марки – это риск уголовной ответственности, крупного штрафа за незаконное использование интеллектуальной собственности», - поясняет патентовед.
Неконкретно, когда имя не отражает сферу деятельности, не указывающее на качество продукта, услуги. «Я рекомендую называть бренд, указывая на конкретное конкурентное преимущество. Яркий пример – «Хлеболёт». Владелец бизнеса указал род деятельности: торговля хлебом, - подчеркнув «скоростную» характеристику», - добавляет эксперт.
На заказ без передачи прав. «Многие компании заказывают разработку бренда, фирменного стиля на стороне. Они считают, что, заплатив за разработку, купили авторские права. Однако у многих в договоре о передаче авторских прав не говорится», - рассказывает Михаил Михайлов.
Впрочем, и самостоятельно регистрировать бренд не стоит: лучше доверить дело специалистам. По статистике, ежегодно около 20% заявок на регистрацию товарных знаков в Роспатенте получают отказ.








