Нижегородский эксперт рассказал о фатальных ошибках собственников бизнеса
«Зачастую собственник и руководитель компании – один и тот же человек – пытается выполнять все функции управления сразу. Нужно смириться с мыслью, что во всём быть молодцом не получится».
Переход на новый уровень может привести к утрате, казалось бы, успешного бизнеса. Такой парадокс консультант по систематизации бизнеса Артём Ефимов наблюдал неоднократно. DK.RU попросил эксперта описать типичные ошибки собственников бизнеса, которые, будучи незамеченными, могут перерасти в крупные проблемы: уход клиентов, утрату компании.
Работа с «чёрным ящиком»
«Малый бизнес нередко выглядит как проверка некой гипотезы (бизнес-идеи). Новые решения создаются по мере необходимости, концепция дорабатывается в процессе. Вместо системного развития получается постоянный поиск «костылей» для все новых задач.
В России предприниматель, как правило, экспериментатор, вот почему первое, второе начатое дело, как правило, «умирает», когда нужно перейти от эксперимента к системной работе. Необходимость внесения изменений: открыть франшизу, выйти в другой регион - зачастую губит бизнес, красивый “фасад” которого держится на хлипких “подпорках”.
Первая проблема заключается в том, что руководитель не имеет должного понимания, как происходят процессы внутри его компании. Постепенно он передаёт управление отдельным сотрудникам (слишком доверяя им, планируя руководить «издали») и перестаёт вникать в ситуацию. Собственный бизнес превращается в “чёрный ящик”.
Эта ошибка проявляется в некачественной работе с клиентами, отсутствии долгосрочного планирования. К примеру, база клиентов копится, но не обрабатывается без грамотного внедрения и контроля CRM, обзвон клиентов ведётся по “интуиции” сотрудника, а не по скрипту, возникают «авральные» траты (на рекламу, аудит, новых специалистов для «тушения пожаров»)».
Отсутствие системы и понимания своего места в ней
«На мой взгляд, самое важное в развивающейся компании – уловить момент перехода на новый уровень, от «делаю сам» к созданию системы, команды, формированию новых отделов и так далее.
Именно на этой стадии – роста – необходимо найти мудрость и время приостановиться, чтобы подробно проанализировать собственный бизнес и свое место в нем, поскольку при расширении системы должна произойти и смена методов управления. Необходимо разобраться, как именно работает компания и какое Ваше место в ней. Вторая ошибка владельца бизнеса – плохое представление о том, в чём, собственно, лично его сильные и слабые стороны как члена команды.
Зачастую собственник и руководитель компании – один и тот же человек – пытается выполнять все функции управления сразу. Нужно смириться с мыслью, что вы не универсальный солдат, что во всём быть молодцом не получится, и найти помощника, партнёра, «спеца», который возьмёт на себя то, в чем вы менее эффективны.
Такая предварительная подготовка - платформа для безопасного перехода на новый уровень. Она позволяет создать реалистичный сценарий развития компании. Изменения должны быть не кардинальными, а последовательными: это должна быть не революция, а постепенная доработка существующей системы.
Когда я систематизирую бизнес клиента, мы с командой начинаем с подробного разбора существующей архитектуры бизнеса. Сначала - верхнеуровневое описание ключевых процессов; затем – более детализированное и только потом – разработка решений. Это как наведение порядка в шкафу: сначала нужно всё достать, выкинуть лишнее, определиться с новым порядком и разложить всё так, как задумано. В итоге оказывается, что ранее переполненный шкаф наполовину свободен и не нужно покупать новый».
«Замыленный» взгляд
«Собственник располагает всей информацией о компании, но это не помогает, а иногда и мешает действовать эффективно. Зачастую предприниматель настолько погружён в процесс, что теряет объективность, свежесть восприятия. Для сравнения: наблюдая своё отражение в зеркале каждый день, мы не замечаем изменений во внешности.
Мысль простая, но на практике собственник-руководитель зачастую пребывает в иллюзии, что лучшие решения для его бизнеса может принять только он сам. А если собственник к тому же склонен к импульсивности и лоялен к риску, то шансы в одночасье похоронить своё дело растут в геометрической прогрессии.
Решение этой проблемы начинается с поиска твёрдой базы объективных данных, позволяющих делать обоснованные управленческие выводы. Для этого опять-таки понадобится аудит бизнес-процессов, описание, к примеру, в виде блок-схем. Для каждого блока нужно иметь объективный цифровой показатель эффективности и возможность его посчитать.
После этого станет понятно, какой блок полноценен, а какой требует комплектации специалистами; где необходимо усложнение или обновление системы (поскольку бизнес-процессы постепенно и незаметно деградируют), чтобы сохранить её гибкость и эффективность. И лучше всего, чтобы этот аудит делал привлечённый профессионал, владеющий методикой и способный взглянуть на бизнес независимо и объективно».
Отрыв от сотрудников и клиентов
- эта ошибка более характерна среднему и крупному бизнесу и связана, в первую очередь, с бюрократизацией. Малый бизнес быстро развивается благодаря тому, что сотрудники, которые обладают актуальной, свежей информацией, быстро передают её «наверх» и вовлечены в принятие решений. В процессе роста собственник теряет эту связь и часто по инерции принимает решения по старинке, отрываясь от реальности.
Хороший вариант - проводить стратегические сессии в кругу совета директоров. Ещё лучше - приглашать сотрудников, работающих на «передовой», потому что вся ценная и актуальная информация находится у низового звена. Собственник, потерявший контакт с рядовыми сотрудниками, может понести серьёзные убытки или вовсе утратить контроль над компанией.
Не так давно я был свидетелем случая, когда внедрение идеальных на бумаге, но оторванных от реальной ситуации решений по «перезагрузке» бизнес-процессов привело к увольнению по собственному желанию более половины ключевых сотрудников. Их попытки повлиять на разработку решения были проигнорированы руководством.
Роль руководителя – помочь сотрудникам выдать максимум, и это касается не только контроля поставленных задач. Если подчинённых долго не слушать, они устают предлагать: начинают работать «на автомате», теряют лояльность или вовсе уходят из компании, освобождая место для послушных, но безынициативных.
Чтобы не потерять связи с реальностью и сохранять эффективность бизнес-процессов, нужно регулярно привлекать для консультации носителей настоящих «инсайтов», благодаря которым и живёт то, что вы называете «мой бизнес».
Литература
«Полезные советы собственникам и руководителям даёт американский писатель, специалист по эффективному управлению Ицхак Адизес. На мой взгляд, его книги «Идеальный руководитель» и «Жизненный цикл организации» обязательны к прочтению каждым, кто задумывается о развитии своего бизнеса или хочет его сохранить».







