Нижегородский эксперт рассказал о фатальных ошибках собственников бизнеса

«Зачастую собственник и руководитель компании – один и тот же человек – пытается выполнять все функции управления сразу. Нужно смириться с мыслью, что во всём быть молодцом не получится».

Переход на новый уровень может привести к утрате, казалось бы, успешного бизнеса. Такой парадокс консультант по систематизации бизнеса Артём Ефимов наблюдал неоднократно. DK.RU попросил эксперта описать типичные ошибки собственников бизнеса, которые, будучи незамеченными, могут перерасти в крупные проблемы: уход клиентов, утрату компании.

Работа с «чёрным ящиком»

«Малый бизнес нередко выглядит как проверка некой гипотезы (бизнес-идеи). Новые решения создаются по мере необходимости, концепция дорабатывается в процессе. Вместо системного развития получается постоянный поиск «костылей» для все новых задач.

В России предприниматель, как правило, экспериментатор, вот почему первое, второе начатое дело, как правило, «умирает», когда нужно перейти от эксперимента к системной работе. Необходимость внесения изменений: открыть франшизу, выйти в другой регион - зачастую губит бизнес, красивый “фасад” которого держится на хлипких “подпорках”.

Первая проблема заключается в том, что руководитель не имеет должного понимания, как происходят процессы внутри его компании. Постепенно он передаёт управление отдельным сотрудникам (слишком доверяя им, планируя руководить «издали») и перестаёт вникать в ситуацию. Собственный бизнес превращается в “чёрный ящик”.

Эта ошибка проявляется в некачественной работе с клиентами, отсутствии долгосрочного планирования. К примеру, база клиентов копится, но не обрабатывается без грамотного внедрения и контроля CRM, обзвон клиентов ведётся по “интуиции” сотрудника, а не по скрипту, возникают «авральные» траты (на рекламу, аудит, новых специалистов для «тушения пожаров»)».

Отсутствие системы и понимания своего места в ней

«На мой взгляд, самое важное в развивающейся компании – уловить момент перехода на новый уровень, от «делаю сам» к созданию системы, команды, формированию новых отделов и так далее.

Именно на этой стадии – роста – необходимо найти мудрость и время приостановиться, чтобы подробно проанализировать собственный бизнес и свое место в нем, поскольку при расширении системы должна произойти и смена методов управления. Необходимо разобраться, как именно работает компания и какое Ваше место в ней. Вторая ошибка владельца бизнеса – плохое представление о том, в чём, собственно, лично его сильные и слабые стороны как члена команды.

Зачастую собственник и руководитель компании – один и тот же человек – пытается выполнять все функции управления сразу. Нужно смириться с мыслью, что вы не универсальный солдат, что во всём быть молодцом не получится, и найти помощника, партнёра, «спеца», который возьмёт на себя то, в чем вы менее эффективны.

Такая предварительная подготовка - платформа для безопасного перехода на новый уровень. Она позволяет создать реалистичный сценарий развития компании. Изменения должны быть не кардинальными, а последовательными: это должна быть не революция, а постепенная доработка существующей системы.

Когда я систематизирую бизнес клиента, мы с командой начинаем с подробного разбора существующей архитектуры бизнеса. Сначала - верхнеуровневое описание ключевых процессов; затем – более детализированное и только потом – разработка решений. Это как наведение порядка в шкафу: сначала нужно всё достать, выкинуть лишнее, определиться с новым порядком и разложить всё так, как задумано. В итоге оказывается, что ранее переполненный шкаф наполовину свободен и не нужно покупать новый».

«Замыленный» взгляд

«Собственник располагает всей информацией о компании, но это не помогает, а иногда и мешает действовать эффективно. Зачастую предприниматель настолько погружён в процесс, что теряет объективность, свежесть восприятия. Для сравнения: наблюдая своё отражение в зеркале каждый день, мы не замечаем изменений во внешности.

Мысль простая, но на практике собственник-руководитель зачастую пребывает в иллюзии, что лучшие решения для его бизнеса может принять только он сам. А если собственник к тому же склонен к импульсивности и лоялен к риску, то шансы в одночасье похоронить своё дело растут в геометрической прогрессии.

Решение этой проблемы начинается с поиска твёрдой базы объективных данных, позволяющих делать обоснованные управленческие выводы. Для этого опять-таки понадобится аудит бизнес-процессов, описание, к примеру, в виде блок-схем. Для каждого блока нужно иметь объективный цифровой показатель эффективности и возможность его посчитать.

После этого станет понятно, какой блок полноценен, а какой требует комплектации специалистами; где необходимо усложнение или обновление системы (поскольку бизнес-процессы постепенно и незаметно деградируют), чтобы сохранить её гибкость и эффективность. И лучше всего, чтобы этот аудит делал привлечённый профессионал, владеющий методикой и способный взглянуть на бизнес независимо и объективно».

Отрыв от сотрудников и клиентов

- эта ошибка более характерна среднему и крупному бизнесу и связана, в первую очередь, с бюрократизацией. Малый бизнес быстро развивается благодаря тому, что сотрудники, которые обладают актуальной, свежей информацией, быстро передают её «наверх» и вовлечены в принятие решений. В процессе роста собственник теряет эту связь и часто по инерции принимает решения по старинке, отрываясь от реальности.

Хороший вариант - проводить стратегические сессии в кругу совета директоров. Ещё лучше - приглашать сотрудников, работающих на «передовой», потому что вся ценная и актуальная информация находится у низового звена. Собственник, потерявший контакт с рядовыми сотрудниками, может понести серьёзные убытки или вовсе утратить контроль над компанией.

Не так давно я был свидетелем случая, когда внедрение идеальных на бумаге, но оторванных от реальной ситуации решений по «перезагрузке» бизнес-процессов привело к увольнению по собственному желанию более половины ключевых сотрудников. Их попытки повлиять на разработку решения были проигнорированы руководством. 

Роль руководителя – помочь сотрудникам выдать максимум, и это касается не только контроля поставленных задач.  Если подчинённых долго не слушать, они устают предлагать: начинают работать «на автомате», теряют лояльность или вовсе уходят из компании, освобождая место для послушных, но безынициативных.

Чтобы не потерять связи с реальностью и сохранять эффективность бизнес-процессов, нужно регулярно привлекать для консультации носителей настоящих «инсайтов», благодаря которым и живёт то, что вы называете «мой бизнес».

Литература

«Полезные советы собственникам и руководителям даёт американский писатель, специалист по эффективному управлению Ицхак Адизес. На мой взгляд, его книги «Идеальный руководитель» и «Жизненный цикл организации» обязательны к прочтению каждым, кто задумывается о развитии своего бизнеса или хочет его сохранить».

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.