Нижегородский бизнесмен дал советы начинающим предпринимателям

"Вы взвалили на себя кучу обязанностей, прямо не связанных с вашей должностью? Зачем? Вы можете адекватно оценить качество выполняемой вами работы?"

Юрий Кузьмичев, совладелец "Бугров хостел", директор "Магазина готового бизнеса"

Опыт встреч с более чем тысячей предпринимателей позволил мне выявить несколько часто повторяющихся обстоятельств, из-за которых происходят конфликты и проблемы внутри бизнеса, приводящие к ужасным последствиям. Я пытаюсь сформулировать некоторые правила, которые могут помочь начинающим предпринимателям «навести порядок в голове».

1.       Договоритесь «на берегу».

Бизнес – это брак не по любви, бизнес – это брак по расчету. В момент старта бизнеса должно быть все прописано, особенно четко – процесс развода. Возможно, вы никогда не захотите продать свой бизнес (или, возможно, это случится раньше, чем вы думаете), но правила развода (выхода из бизнеса) должны быть написаны заранее. Когда в бизнес уже все плохо (по каким-то причинам) или , наоборот, все очень хорошо (настал день продажи бизнеса), увы, собственники часто уже не могут договариваться и менять ранее установленные правила игры.

2.       Все работают за деньги.

Даже если вы со своим партнером вместе начинаете новый бизнес и у вас нет денег платить себе зарплату, четко оговорите, когда вы начнете ее получать , и как будет компенсироваться период бесплатной работы. Также не стоит забывать, что зарплата вас (директора) и вашего партнера-друга (например, коммерческого директора) должна оплачиваться по–разному и на рыночных условиях. Это важно, чтобы никогда не возникла ситуация, когда кто-то кому-то в вашем бизнесе сказал: «Я пахал в нашем бизнесе, а ты прохлаждался». Запомните: внутри бизнеса вы все работаете на должностях наемных сотрудников, и ДОЛЖНЫ ЗА ЭТО ПОЛУЧАТЬ ЗАРПЛАТУ. Особенно это важно в случае, когда одни партнеры работают в бизнесе, а другие – вкладывают только деньги.

3.       Или друзья и родственники или бизнес.

Хотите, чтобы ваши близкие друзья оставались ими и дальше? Хотите хороших отношений с родными? НЕ ВЕДИТЕ С НИМИ БИЗНЕС или, на крайний случай, научитесь разграничивать: «до 9:00 и после 18:00 я – друг, муж, брат, а в рабочее время я – ваш руководитель». Не можете так? Не начинайте с ними совместный бизнес. Вы сможете депремировать свою жену (например, по совместительству главного бухгалтера вашей компании) за ошибки в работе? Вы можете уволить своего лучшего друга (например, коммерческого директора) за невыполнение плана продаж? Вы сможете повысить в должности не своего брата, а лучше работающего сотрудника, не обидив родственника? Вы уверены, что ваш родственник-друг, работающий на вас, получает справедливую зарплату и работает лучше, чем бы это делал нанятый с улицы специалист? И, вообще, зачем вам все это?

4.       Заведите «мальчика», его хотя бы наказать можно.

Вы взвалили на себя кучу обязанностей, прямо не связанных с вашей должностью? Зачем? Вы можете адекватно оценить качество выполняемой вами работы? Вы можете себя материально наказать за плохо сделанную работу? Ну, наградить-то вы точно можете. Совет: научитесь делегировать некоторые обязанности на наемного работника. Да, это будет стоить денег, но результат превзойдет все ваши ожидания.

5.       Ведите учет доходов-расходов с первого дня работы вашего бизнеса.

Записывайте сами или пусть это делает нанятая «девочка». Записывайте ВСЕ! В тетрадке в клеточку, в телефоне, в компьютере — не важно. Без этого вы просто не сможете адекватно оценивать ситуацию в бизнесе, плюс, статистика, накапливаясь, дает картину в динамике.

6.       Научитесь в своей голове четко делить время, когда вы нанятый управленец, а когда вы владелец бизнеса.

Часто цели в бизнесе у собственников и наемного управляющего сильно расходятся, иногда они прямо противоположны. Вы умеете сидеть на двух стульях сразу? Всегда ли вы принимаете управленческие решения, четко понимая, в чьих интересах вы это сейчас делаете? Идеально: с 9:00 до 18:00 в рабочие дни вы всегда НАНЯТЫЙ ТОП-МЕНЕДЖЕР. И очень важно этому же научить остальных своих партнеров, исполняющих какие-то функции в вашем бизнесе на должностях наемных сотрудников. Такой должности как «совладелец бизнеса» не существует, за нее не платят зарплату и за плохое исполнение этой работы нельзя человека уволить. Разговоры ваших партнеров во время работы, типа: «Чего ты меня отчитываешь, я такой же совладелец, как и ты», должны пресекаться на корню. Сотрудники все это видят, не подкладывайте под бизнес мину замедленного действия.

7.       В бизнесе нет ничего бесплатного. Как и в жизни.

Какой-то ваш сотрудник делает что-то «за идею» и вы ему это не оплачиваете? Может быть, вы сами работаете без зарплаты? Ваш бизнес располагается на собственных площадях, и вы не платите себе (как владельцу помещения) за аренду? Вы пользуетесь собственных автомобилем в служебных целях, но не учитываете ГСМ, ремонт, налоги и т.д. в структуре затрат? Вы смогли взять у друзей деньги на бизнес без процентов и считаете, что это деньги как бы бесплатные? Вы занимаетесь самообманом. Вы видите искаженную картину  доходов-расходов, и вы, возможно, на основании этого принимаете ошибочные управленческие решения. Проблема в том, что вся эта «халява» внезапно может кончиться, и выяснится, что вся ваша прибыль и состояла из этих «как бы сэкономленных денег». А бывает, что прибыль, которую вы получаете с вашего бизнеса, меньше, чем ваша рыночная стоимость как наемного специалиста. Может лучше пойти работать на кого-то другого?

8.       Ваш бизнес – это не ваш ребенок, ваш бизнес – это продукт на продажу.

Я много видел разных бизнесов: больших, средних, маленьких, даже состоящих из одного человека. Но достаточно четко видно, когда Предприниматель создает Бизнес, он всегда помнит о возможности его продать. Такой бизнес финансово и юридически прозрачен, в нем понятная структура, сотрудники в нем не привязаны к конкретным собственникам, они работают на результат и за адекватные деньги, такой бизнес автономен от своих владельцев. Такой бизнес всегда имеет интерес со стороны инвесторов и покупателей. Возможно, нынешние собственники никогда его и не будут продавать, но понимание того, что ты движешься в бизнесе очень важно.

9.       Помните о принципе «зеленого диванчика».

Этот принцип придумал мой знакомый, известный московский бизнес-брокер Алексей Москвич. Как-то он продавал в Подмосковье небольшой завод. Собственник-директор привел Алексея к себе в кабинет и указал ему на зеленый диванчик, стоявший в углу: «Вот на этом диванчике я жил первый год становления моего бизнеса. Сейчас я ищу нового хозяина своему диванчику». Мне кажется, это отличная метафора. Вы сомневаетесь, стоит ли затевать бизнес? Представьте зеленый диванчик, и скажите себе, готовы ли вы год спать у себя на работе на таком вот диванчике? Готовы? Тогда вперед, у вас все получится!

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.