Нижегородский бизнес подсчитывает убытки от низкого курса рубля
Международные события 2014 г. заставили бизнес в новом году приостановить запланированные инвестпроекты. Сокращение издержек — «номер один» на повестке дня.
Эффект от введенных санкций против России одни компании ощутили сразу. Другие пока не заметили изменений макроэкономических условий и готовятся к реализации новых проектов, выиграв на тренде импортозамещения. «ДК» узнал, с каким настроением нижегородский бизнес вступил в 2015 г.
Андрей Дэко, генеральный директор компании «Фройденберг Политекс»
(производство полиэфирных нетканых материалов)
Несмотря на то, что ухудшение имиджа России на международной арене отражается на отношениях с зарубежными клиентами, предприятию удалось увеличить долю экспорта производимой продукции. Девальвация рубля позитивно сказалась на конкурентоспособности предприятия. Мы продолжаем поставлять продукцию на наши традиционные экспортные рынки, в основном европейские. Однако рассматриваем возможности выхода и на рынки других стран мира.
Политическая конъюнктура крайне негативно повлияла на условия работы с зарубежными банками. Выросшие страновые риски вместе с падением курса рубля привели к значительному увеличению стоимости кредитных ресурсов. Кроме того, существенно усилились риски невыполнения нашими российскими партнерами своих обязательств по договорам. Также наблюдается рост уровня цен на различные виды работ и услуг.
Еще в 2012 г. мы завершили масштабный проект по увеличению производственных мощностей предприятия, серьезных инвестиций на ближайшее время не планируем. В то же время все относительно небольшие проекты по модернизации существующей площадки и запуску производства новой продукции будут обязательно завершены, несмотря на складывающуюся экономическую ситуацию.
Борис Пухов, исполнительный директор компании «КНАУФ ГИПС Дзержинск»
(производство гипсовых плит, строительных смесей и отделочных материалов)
Собственную продукцию предприятие «КНАУФ ГИПС Дзержинск» реализует в основном на российском рынке и не экспортирует ее за пределы Евразийского союза. На уровень продаж влияет как конъюнктура рынка, так и платежеспособность наших клиентов. Так как оба этих фактора находятся в негативном тренде, то спрос на продукцию дзержинского предприятия снижается.
Еще в 1997 г. головное предприятие «КНАУФ» инвестировало значительные средства в реконструкцию и переоснащение гипсового цеха и конвейерной линии по производству «КНАУФ-суперлистов» и внедрила в производство инновационные технологии. Финансирование инвестиционных проектов на производственных площадках осуществляется из собственных средств, без привлечения крупных банковских кредитов. В 2015 г. большая часть инвестиционных вливаний будет направлена прежде всего на увеличение производительности линии по склейке элементов пола «КНАУФ-суперпол».
Павел Рыбаков, генеральный директор компании «Юнилин»
(производство ламинированных напольных покрытий Quick Step)
Политическая ситуация 2014 г. и санкции против России на деятельности предприятия не отразились. Хотя обвал рубля в декабре прошлого года не прошел для нас незамеченным. Часть продукции компании «Юнилин» производится в Дзержинске, часть привозится из Бельгии. После падения курса национальной валюты бельгийское производство постепенно будет локализовано в России. Также будем использовать больше материалов, изготовленных в России. При этом география экспорта продукции компании не изменилась. Сделки «Юнилина» не проходят через зарубежные банки, платежи осуществляются только зарубежным контрагентам, поэтому политическая конъюнктура не скорректировала нашу деятельность. Планируем продолжать начатые проекты и инвестировать в новые. В первую очередь — в запуск очередных продуктов на дзержинском заводе.
Влад Иващенко, генеральный директор компании BINOM-NN
(продажа систем отопления и водоснабжения)
Рост курсов иностранных валют напрямую отражается на деятельности нашей компании. Поскольку мы занимаемся реализацией в основном импортного оборудования, этот фактор влияет на уровень закупочных цен. Если до нового года отмечался рост спроса на технику, то в январе-феврале, и так «мертвые» для нас месяцы, наблюдается еще меньший потребительский интерес из-за увеличения конечной стоимости. В 2015 г. инвестиционных вливаний в новые проекты мы не планируем. Главное — сохранить существующие позиции и оптимизировать расходы. Впервые за 15 лет деятельности компании остро встал вопрос сокращения персонала.
BINOM-NN использует собственные складские помещения и арендуемые площади, на которых размещаются точки продаж. В случае с последними планируем вести переговоры с арендодателями о снижении ставок. Свободные склады мы сами предоставляем в аренду, но в текущих условиях сложнее найти новых клиентов. Рынок коммерческой недвижимости перегрет, все больше площадей освобождается, и стоит ожидать снижения стоимости аренды. А это становится невыгодным для нас как для арендодателя.
В настоящее время история кризисных 2008—2009 гг. повторяется — требования к заемщикам возросли, как и ставки по кредитам. Однако приоритетной задачей компании является сокращение заемных средств в оборотах компании. По существующим кредитным договорам радует тот факт, что банки, с которыми мы сотрудничаем, сохранили прежние условия — 13-15% — по сравнению с 30%, предлагаемыми другими кредитными учреждениями.
Антон Романов, заместитель управляющего директора по стратегическому развитию «УК «Русское поле»
(агрохолдинг по выращиванию птицы и реализации готовой продукции в собственной розничной сети)
Стратегия активного развития компании «Русское поле» была принята задолго до последних изменений в экономике. Наша компания является лидером на рынке мяса птицы Нижегородской области и активно участвует в реализации задачи обеспечения продовольственной безопасности России.
Стратегия «От поля до прилавка» позволила нам выстроить замкнутый принцип работы, который мало подвержен внешним факторам. Она, конечно, помогает в кризисные времена, но на нас оказывает большое влияние повышение курса валют, так как весь племенной материал в России импортный, кормовые витамины и оборудование также импортные, а ставки по кредитам выросли до 30%. Все это неизменно ведет к увеличению себестоимости.
Мы разработали новую инвестиционную программу развития птицеводческого комплекса до 2019 г., включая все звенья производственной цепочки. Это позволит существенно нарастить наши мощности и сократить зависимость от сторонних поставок. Конечно, все это возможно только с учетом государственной программы проектного финансирования в приоритетных отраслях, которую правительство уже утвердило.