Нижегородским предпринимателям будет проще получить с ответчика в суде "упущенную выгоду"
Значимых прецедентов по возмещению упущенной выгоды в суде до сих пор не было: как правило, выносились решения об отказе в удовлетворении иска, поскольку размер убытков невозможно было доказать.
Ранее предпринимателям приходилось доказывать в суде наличие упущенной выгоды — то есть причинно-следственную связь между действиями ответчика и убытками истца.
Теперь ответчикам придется доказывать обратное — то есть отсутствие упущенной выгоды.
Об этом стало известно по итогам работы нижегородской площадки Петербургского международного юридического форума.
"Сейчас суд сам может определить размер убытков. Например, основываясь на экспертизе. Прецедент случился в 2015 году: суд вынес решение о выплате упущенной выгоды. Это решение разбиралось на седьмом пленуме Верховного суда России 24 марта этого года. И теперь мы ждем, как минимум, увеличения количества исков о компенсации упущенной выгоды", — пояснил судья арбитражного суда Нижегородской области Сергей Окутин.
"Суд, рассматривая дело, будет теперь предполагать, что причинно-следственная связь между действиями ответчика и убытками истца есть. Следовательно, сложности с доказыванием отсутствия причинно-следственной связи с убытками будут на стороне ответчика. Мяч, если можно так выразиться, теперь на его стороне поля", — рассказал Алексей Тихомиров, заместитель генерального директора юридической компании "Гео-ГИД".
Как считают участники форума, последствия и перспективы у такого прецедента огромны: новое правило должно снизить злоупотребления недобросовестных контрагентов, к примеру, при проведении тендеров и исполнении договорных обязательств.
А нарушений, которые возникают в ходе таких отношений, довольно много — со стороны и поставщиков, и подрядчиков.
"Заказчики зачастую хитрят, указывая противоречащие друг другу требования к поставке. Это такие уловки, дающие возможность снять поставщика с участия в конкурсе, излишние требования. Например, требуется семь лицензий сразу. Есть и процедурные нарушения — в частности, по срокам размещения заявки. Вчера всех сняли, потом выходной, в понедельник уже новая заявка, а через 5 дней уже заключен контракт. Почему не выжидают 10 дней на обжалование?» — рассказала начальник отдела контроля закупок Нижегородского УФАС Светлана Кирьякова,.
Впрочем, в некоторых случаях заключение контракта "не терпит".
"Пока предприниматель обращается в суд, пока суд идет, объявляется новый аукцион и заключается новый контракт. Даже если предыдущий победитель доказывает, что он прав, сделать с этим уже ничего нельзя. Предъявить убытки просто некому. Персональной ответственности чиновника нет. Поэтому сколько бы УФАС не отменял торги, они повторяются в том же формате", — говорит Роман Санинский, председатель Арбитражного суда Нижегородской области.
Бывают и спорные ситуации из-за неграмотно сформулированного техзадания.
"Заказчик пишет в контракте: "бумага белая". А по факту поставки выясняется, что бумагу нельзя использовать в принтере. Поставщик говорит: этого не было в требованиях! И по закону оказывается прав и получает деньги из бюджета за бумагу, которую нельзя использовать", — привел пример Роман Санинский.
У "принимающей" стороны также есть свои претензии, к примеру, к качеству поставки и оказания услуг:
"Например, в контракте заложено качество бензина не ниже ЛУКОЙЛа, по факту — поставляется самый дешевый не качественный бензин", — рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.
По данным юристов, с начала 2016 г. в Арбитражном суде Нижегородской области находятся на рассмотрении 53 дела по 44 ФЗ (закон о госзакупках).
СПРАВКА. Нижегородская площадка Петербургского международного юридического форума работала 18-19 мая, собрав более 100 участников и спикеров. Организатором выступила юридическая компания Гео-ГИД.