Нижегородским благотворителям пиар не нужен
Нижегородскими меценатами царской России двигало желание развивать свой город, а вместе с ним и свое дело, то современные жертвователи преследуют иные благие цели.
Традициям нижегородской благотворительности более двухсот лет. Однако если нижегородскими меценатами царской России двигало желание развивать свой город, а вместе с ним и свое дело, то современные жертвователи преследуют иные благие цели, в частности стараются привлечь внимание к острым социальным проблемам.
Расцвет благотворительной деятельности в Нижнем Новгороде пришелся на XVIII–XIX вв. Купцы Рукавишниковы, Бугровы, Блиновы и другие на свои пожертвования создавали больницы, сиротские и вдовьи дома. Все потому, что они не забывали, что собственное дело будет успешным в том случае, если город, в котором живешь, будет красивым и ухоженным, а земляки не будут ни в чем знать нужды.
Кстати, первый фонтан и водопровод в центре Нижнего Новгорода были также построены на средства нижегородских меценатов. В 1878 г. местные купцы и промышленники братья Блиновы, отец и сын Бугровы, а также Устин Курбатов предложили городу денежную помощь на устройство нового водопровода. В расклеенных ко дню пуска объявлениях нижегородцы извещались, что «согласно воле жертвователей, жители города во все времена существования водопровода никогда никакими налогами за пользование водою из онаго не будут облагаемы».
Сегодня традиции нижегородской благотворительности поддерживают, как крупные федеральные компании, так и местные бизнесмены. По их признанию, цели остались прежними — помочь нуждающимся и обратить внимание общества и власти на неразрешенные социальные проблемы.
К сожалению, их благотворительную деятельность зачастую воспринимают как пиар, забывая, что без привлечения внимания общества к той или иной проблеме ее не решить.
Помогать особенным людям
В Нижегородской области более 150 благотворительных организаций. Основной источник финансирования фондов составляют добровольные пожертвования коммерческих компаний и небезразличных нижегородцев. Ряд НКО дополнительно зарабатывают, например, организовывая рабочие места для инвалидов. Также средства на реализацию своих проектов фонды получают, участвуя в различных конкурсах на право получения грантов.
Благотворительным организациям правительство Нижегородской области и администрация города оказывает посильную поддержку. Кроме налоговых льгот, власти могут предоставить НКО помещение в пользование на безвозмездной основе. В свою очередь, у благотворителей от государства преференций нет.
Векторы помощи за 100–200 лет изменились не сильно. По словам руководителей нижегородских благотворительных фондов, бизнес в основном помогает сиротам и жертвуют на строительство храмов. К сожалению, некоторые сферы благотворительности, такие, как поддержка людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, ветеранов и детей из неблагополучных семей, остаются в тени.
Эти категории граждан, как правило, находятся на попечении государства. Руководители крупнейших благотворительных организаций объясняют это тем, что бизнесмены не хотят дублировать функцию властей по поддержке социально незащищенных слоев населения.
Хотя для того чтобы создать в городе доступную среду для людей с ограниченными возможностями только средств муниципального или областного бюджета недостаточно. Кроме того, из за недостаточного финансирования власть не может себе позволить организовать интересные программы, например для адаптации инвалидов или детей с ограниченными возможностями.
В Нижнем Новгороде есть бизнесмены, которые не просто помогают этим людям, но и вовлекают в свою благотворительную деятельность своих партнеров и коллег. Например, у председателя совета директоров ГК «Симона» Ольги Никитиной нет собственного благотворительного фонда, но с ноября 2010 г. она является председателем попечительского совета общественной организации Содействия Развитию Театра «Пиано». Актерами этого театра являются дети с ограниченными возможностями. «У этих ребят нет возможности слышать, что происходит вокруг, и говорить, но каждый из этих детей обладает большим сердцем и дарит зрителю на спектаклях любовь, доброту и положительные эмоции», — рассказывает она.
«Этим детям оказывается не только спонсорская помощь в проведении различных мероприятий. Мы также с ними встречаемся, обсуждаем проблемы и достижения, строим планы на будущее. Видя на лицах детей улыбки, и сам становишься счастливее, ведь дети растут с поразительной быстротой, хочется подарить им как можно больше прекрасных и радостных моментов», — делится Ольга Никитина.
Важно, что дети театра «Пиано», несмотря на свои ограниченные возможности, тоже научились помогать тем, кому еще хуже. В конце 2012 г. маленькие актеры дали спектакль для пациентов НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко и центре детской гематологии им. Дмитрия Рогачева в рамках проекта «Дети — детям — 2012».
Благотворительность по крупному
Представительства крупных федеральных компаний в Нижегородской области также активно участвуют в благотворительной жизни региона. Плюс в том, что у них больше возможностей привлечь внимание нижегородцев к самым актуальным вопросам.
Филиал «Нижновэнерго» тоже помогает детям с ограниченными возможностями. В частности, компания сотрудничает с фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», совместно с которым реализует благотворительную программу «Книжки в подарок». «В 2011–2012 гг. мы приобрели и передали специально разработанные книжки слабовидящим малышам Автозаводского района. Такие дети должны развиваться наравне со своими сверстниками, и мы рады по мере сил помогать им в этом», — рассказал директор филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Олег Шавин.
Кроме сотрудничества с благотворительными фондами, организация реализует самостоятельные благотворительные проекты. Например, 15 й фестиваль детского творчества «Северное сияние». В этом году его лауреаты получили возможность пройти персональную стажировку в лучших школах и творческих коллективах региона. «Дети очень радуются подаркам, а нам приятно видеть их счастливые лица и знать, что с нашей помощью они смогут и дальше развивать свои незаурядные творческие способности», — комментирует г-н Шавин.
В прошлом году ОАО «ТГК 6» реализовало донорский проект «По зову сердца», в котором приняли участие более 85 добровольцев. Акция получила широкий резонанс, и уже в этом году ожидается значительно больше добровольных доноров.
Кроме того, директор Нижегородского филиала ОАО «ТГК 6» Дмитрий Морозов рассказал, что компания организует и поддерживает ряд социальных проектов, ориентированных на детей: «В прошлом году мы запустили проект «ТГК 6 — открытый урок», провели для воспитанников социальных приютов праздник спорта и музыки. Также на протяжении нескольких лет наш филиал выступает спонсором областного конкурса «Голос ребенка».
Г н Морозов рассказал, что компания выбрала детское направление социальной помощи из за желания вырастить новое поколение россиян физически и духовно здоровыми. Именно с этой целью в прошлом году они провели «Открытый антинаркотический урок для родителей».
Центральный филиал ОАО «МегаФон» организует собственный спортивный проект — турнир по футболу среди команд детских домов и школ интернатов «Будущее зависит от тебя». «В этих соревнованиях принимают участие сотни ребят из регионов России и бывших союзных рес¬публик, и для них это реальная возможность проявить себя, побывать в Сочи и даже в Лондоне», — рассказал директор Центрального филиала ОАО «МегаФон» Павел Корчагин.
Кроме собственных программ, федеральные компании поддерживают местные благотворительные фонды и с помощью собственных связей помогают им получить финансирование из международных общественных организаций. Например, генеральный директор макрорегиона «Волга и Урал» Tele2 Россия Игорь Жижикин рассказал, что компания с 2011 г. поддерживает международный благотворительный фонд «Навстречу переменам», созданный шведским фондом Reach for Change. Деятельность фонда направлена на поддержку уникальных личностей, которые помогают изменить жизнь детей и подростков к лучшему.
Для того чтобы найти интересные идеи и выбрать из их числа потенциально успешные, фонд ежегодно в мае проводит конкурс социальных предпринимателей. «Победители конкурса получают финансирование, наставническую поддержку и помощь в продвижении проектов заявителей от функциональных специалистов нашей компании. Нижегородские предприниматели, к сожалению, еще ни разу не добирались до финала конкурса. Надеюсь, в этом году ситуация изменится», — рассказал г-н Жижикин.
Немаловажно, что федеральные компании могут поддержать тех, кто срочно нуждается в помощи. ОАО «МТС» в рамках федеральной программы оказывает адресную финансовую поддержку детям, которым требуется незамедлительная медицинская помощь. Кроме того, компания бесплатно предоставляет голосовые и интернет-сервисы людям с ограниченными возможностями, детям, проживающим в отдаленных районах, при помощи фиксированных каналов связи МТС организует бесплатные wi fi зоны в больницах и перинатальных центрах Поволжья.
Объединить усилия
Зачастую бизнес проводит социальные акции совместно с благотворительными организациями. Свои средства предприниматели доверяют только надежным фондам, деятельность которых широко известна и абсолютно прозрачна. В 90 е гг. благотворительностью занимались бизнесмены, желающие отмыть средства, и западные страны, осуществляющие свою деятельность через подобные организации. Все это породило у нашего населения недоверие к фондам. Однако этот стереотип, по мнению жертвователей, давно разрушен. Ольга Никитина, например, считает, что дело не столько в доверии, сколько в желании сделать кого то чуточку счастливее. «Каждый сам кузнец своего счастья, если человек не доверяет благотворительным организациям, но имеет желание помогать, он может создать свой собственный благотворительный фонд», — говорит она.
Нижегородские бизнесмены утверждают, что к ним очень часто обращаются за помощью, однако подержать всех нуждающихся у них нет возможности. «В день бывает по три четыре заявки. К сожалению, мы не всем можем помочь. Поэтому приходится выбирать случаи, которые максимально отвечают задачам нашего фонда», — рассказывает директор общественного благотворительного фонда «Красочное общество» Ирина Гричанюк.
Этот фонд уникален тем, что помогает делать Нижний Новгород ярче и комфорт¬нее. «Мы выделяем средства и материалы на обустройство дворов, ремонт помещений детских садов, благоустройство парков», — комментирует деятельность фонда г жа Гричанюк.
Однако не все нижегородские компании готовы жертвовать на благотворительные проекты. И дело здесь вовсе не в нежелании помочь. По словам Ирины Гричанюк, многие из потенциальных благотворителей не верят в эффективность тех или иных акций. «Поэтому приходится предлагать что то новое, такие схемы, которые в других странах, с богатыми традициями социальной помощи, дают очень хороший эффект. Из этих соображений мы сейчас внедряем в свою деятельность схему краудфандинга позволяющую объединять усилия различных людей для достижения одной общей цели — создания яркого города будущего. Под свои знамена фонд призывает всех творческих жителей Нижнего Новгорода: архитекторов, художников, журналистов, писателей и даже президента.
В других странах эта схема успешно позволяет разрабатывать новые, более дешевые технологии производства популярных товаров. Конкретный пример — разработка проекта 3D-принтера, который можно собрать дома из подручных материалов.
Традицию объединять людей во имя общего доброго дела поддерживают и другие компании. Например, Нижегородский филиал ОАО «Ростелеком» силами всех своих сотрудников реализует волонтерский проект «Елка желаний», который проходит в 30 городах России, в том числе и в Нижнем Новгороде. «Воспитанники детских домов пишут свои пожелания на Новый год, а сотрудники их выполняют, устраивая детям настоящую новогоднюю сказку», — рассказал директор Нижегородского филиала ОАО «Ростелеком» Михаил Иванов.
Екатерина Мясникова