Нижегородских туроператоров обяжут увеличить объем фингарантий
Комитет ГД РФ предложил законопроект о реформе туротрасли. Это грозит увеличением размера фингарантий туроператоров.Нижегородский бизнес считает страхование бюрократической процедурой.
Как отметила в ходе заседания глава комитета по финансовым вопросам Наталья Бурыкина, необходимо страховать не ответственность туроператора, а туристическую путевку. Правда, добавила, что по этому пути никто не идет. Тенденция страхования банкротства туристических компаний сохранится.
«Идет имитация того, что мы защищаем туристов», - сказала она.
В свою очередь, член комитета Борис Кашин считает, что необходимо ограничить долю одной страховой компании на туристическом рынке, напомнив историю с отзывом ЦБ РФ лицензии у страховой компании «Возрождение», которая была страховщиком более 40 турфирм. Но при этом, она не обладала достаточным объемом денежных средств. Комитет предлагает добавить в документ норму, решающую проблему несоответствия финансового положения страховых организаций и принимаемых ими на себя обязательств по договорам страхования ответственности туроператоров.
Заместитель директора по урегулированию убытков и сопровождению программ личного страхования ОАО «СОГАЗ» Ольга Пак рассказала DK.RU, что прогнозы участников туррынка о существенном снижении потока выездного туризма оправдались: количество россиян, предпочитающих проводить, например, новогодние праздники за границей, в этом году существенно сократилось. Это можно проследить следующим образом: количество заключенных в декабре 2014 г. договоров страхования выезжающих за рубеж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось в 2,5 раза. А вот число заявленных по этим полисам страховых случаев за время новогодних каникул увеличилось вдвое. И всего один договор страхования заключен с туристом, путешествующим по России.
«Наши соотечественники предпочитают страховать не медицинские расходы, поскольку помощь они могут получить и по полису ОМС. Чаще они приобретают страховку от несчастного случая, чтобы позднее получить страховую выплату и компенсировать расходы на лечение. Любители отечественных горнолыжных курортов иногда страхуют свою гражданскую ответственность на случай, если, например, повредят экипировку «коллег» по горнолыжным спускам или причинят вред здоровью по неосторожности. Однако сказать, что любители внутреннего туризма массово обращаются к страховщикам, чтобы приобрести страховой полис на время путешествия, пока преждевременно», - прокомментировала Ольга Пак.
Директор компании «Галерея ВИП ТУР», которая занимается выездным авторским туризмом, Светлана Вахтель на этот счет имеет свое мнение:
«Наша компания работает таким образом, что мы четко рассчитываем маржу с каждого проекта. Мы не работаем на оборотах, не идем в минусы по проектам, чтобы захватить рынок. Для меня, в принципе, страхование - только бюрократическая обязательная процедура, от которой я не могу отклониться, обязана платить по ней, чтобы создавать свой продукт и иметь регистрацию туроператорской деятельности. Думаю, что, помимо оборотов, должны быть другие способы определения суммы обязательной страховки туроператора: к примеру «поднимает» он самолеты или нет, делает закупку отельных мест или нет, возможно, и отчетность о деятельности за предыдущие периоды».
Г-жа Вахтель рассуждает, что существует опыт страхования в других областях, например автострахование, где учитывается возраст водителя, количество ДТП за прошедшие годы, надежность, мощность автомобиля: «Ну так почему не перенести данный опыт на страхование туристической деятельности?!».
Она добавляет, даже если законодательство будет считать единственным критерием обороты туркомпаний, а это тоже самое, что и общая цена турпродукта за год . Законотворцам неплохо было бы изучить рынок, и понять, что при больших оборотах в массовом туризме, доход с продукта порой может составлять 3-5%. В перспективе эта доходность, видимо, и пойдет на оплату гарантий.
«На мой взгляд, с учетом нынешнего курса доллара и евро, эта законодательная инициатива просто «уронит» отрасль. Увеличение расходов возможно только при повышении уровня цен. А куда его сейчас увеличивать, когда игроки рынка будут стараться снижать цену турпродукта и делать дисконты, чтобы сохранить объем туристов?! Такие критерии определения страхования, мне кажется, могут привести к увеличению объемов скрытых доходов компаний. Однозначно, что очередной законопроект рыночную ситуацию не улучшит. А небольшие туроператоры, которые предпочитают выпускать качественный и менее рискованный туристический продукт, могут просто не выжить», - отмечает Светлана Вахтель.
После вступления в силу закона об увеличении фингарантий сумма страхования компании «Галерея ВИП ТУР» увеличится более чем на 400%:
«Что касается моей компании, то сумма страхования увеличится более чем на 400% . И у меня четкое ощущение, что я выбрасываю деньги на ветер», - резюмировала Светлана Вахтель.
Напомним, что проектом реформы отрасли предусмотрено, что для турфирм, занимающихся внутренним въездным туризмом, размер фингарантий останется неизменным - 500 тыс. руб. При этом для компаний в сфере выездного туризма предполагается ввести страхование собственных рисков по схеме 3% на 2015 г. и 5% на 2016 г. от так называемой «общегодовой цены туристического продукта».
Сейчас финансовая гарантия туроператора в сфере выездного туризма составляет 12% от оборота. Однако в реальности компании страхуют 12% от маржи, и размер страховки в итоге составляет менее 1% от оборота. В целом комитет поддержал изменение базы для расчета размера финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, что на практике приведет к существенному увеличению размера финансового обеспечения.