Нижегородские застройщики ждут повышение спроса на жилье
На Всероссийском архитектурно-строительном форуме «ДК» встретился с ведущими игроками рынка недвижимости и строительных материалов региона. Эксперты убеждены, кризис — время для творческой работы.
В 17й раз Нижний Новгород встретил Международный научно-промышленный форум «Великие реки». Традиционно проходит и Российский архитектурно-строительный форум. Его участниками становятся производители строительных и отделочных материалов, представители рынка недвижимости и специализированного оборудования.
Строительная отрасль остается одним из драйверов экономики. Новые экономические реалии прогнозировали различные сценарии ее развития. Однако данные за первый квартал 2015 г. не подтвердили прогноз: физический объем введенного жилья вырос на 32,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Подтверждают ли федеральную статистику региональные игроки рынка представителей строительной отрасли Нижегородской области — узнал «ДК» на традиционной встрече с представителями отрасли региона.
Недвижимость: перспективные направления
В I квартале 2015 г. в Нижегородской области введено 264 тыс. кв. м жилья, что на 13% больше, чем за тот же период прошлого года. Предприятия и организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и население построили 1,5 тыс. жилых зданий на 3,1 тыс. квартир — приводит данные НИЖЕГОРОДСТАТ.
И.о. начальника управления развития жилищного строительства министерства строительства Нижегородской области Евгений Морозов отмечает, что приоритетным в регионе сегодня является комплексная застройка территорий, поскольку точечная застройка увеличила нагрузку на существующую социальную и инженерную инфраструктуру. Набирает обороты тенденция микрорайонной застройки за пределами города.
«Свободных территорий становится меньше, и очевидно, что продолжится освоение новых участков, прилегающих к областному центру — Борский, Кстовский и Богородские районы. Застройщики акцентируют внимание на строительстве жилья экономического класса — тенденция эта продолжается с 2008 г. Этот сегмент пользуется стабильным спросом», — уточняет г-н Морозов.
Финансовый директор ГК «Андор» Ирина Маркова соглашается с экспертом:
«В последние годы стало очень востребованным пригородное направление. Это привлекательно и для застройщика, и для покупателя. В первую очередь, с точки зрения цены, потому что невысокая стоимость земельных участков позволяет сделать жилье для конечного покупателя доступнее. Но здесь возникает вопрос инфраструктуры. Поэтому многие создают ее заново. Это накладывает определенные неудобства и ограничения на жителей по причине разницы во времени между вводом в эксплуатацию первых домов и построенными садиками, магазинами, школами. Инфраструктуру приходится ждать. В прошлом году компания «Андор» приступила к строительству ЖК «Красная поляна». Он расположен на границе престижного микрорайона Верхние Печеры и деревни Афонино, где цены приближены к уровню загородного строительства, а инфраструктура уже развита на уровне города».
«В настоящее время на нижегородском рынке недвижимости 75% составляет жилье эконом-класса, 25%— премиум-класса и 5%— бизнес-класса», — продолжает генеральный директор ГК «Приволжье» Елена Титова.
Она отмечает, что за последние 3-5 лет изменилась структура предложения на данном рынке. Причины: появление микрорайонной застройки.
«В первом квартале этого года спрос на недвижимость упал на 30%. Существуют объективные причины: повышение ключевой ставки и подорожание ипотечных кредитов. Кроме того, снизилась покупательская способность у населения в силу увольнений и сокращений, а также роста инфляции», — продолжает эксперт.
По мнению эксперта, рынок недвижности инертный, и не сразу реагирует на экономические процессы. Но к концу года станет возможным увидеть реальные последствия этого кризиса:
«Часть проектов строительства жилья могут быть заморожены, а сроки реализации могут быть изменены. Инвесторы любят растущий рынок и точечную застройку, падающий рынок, который сейчас находится на пике цен, воспринимают эмоционально. В кризис застройщики становятся более лояльными к своим клиентам, предлагая специальные предложения, например, так называемые антикризисные дома. Но как только рынок оживет, я бы обратила их внимание на комфорт класс, на который в Москве и Питере — бум спроса».
Директор по маркетингу компании «Жилстрой-НН» Ольга Сажина продолжает, что на примере компании можно сказать о том, что спрос на жилье эконом-класса в этом году не изменился.
«В кризис покупатель больше обращает внимания на репутацию застройщика и фокусируется на жилье эконом-класса. Радует, что вернулась ипотека с господдержкой, которая поддержит интерес покупателей. Кроме того, если в прошлом году мы наблюдали высокий спрос на квартиры-студии, то в этом году ситуация меняется в пользу однокомнатных квартир», — отмечает она.
По ее мнению, сокращение издержек — это вопрос сокращения доходности застройщика. Покупатели продолжают получать тот же продукт и того же качества, что и до кризиса, но на фоне растущей стоимости на стройматериалы.
Производители —в творчестве
Производители строительных материалов напрямую зависят от спроса на рынке недвижимости.
«Ни в 2014 г., ни 2015 г. мы не наблюдаем спада спроса. Наоборот, наблюдается рост показателей в 10-15%. Но это нас пугает еще больше, поэтому готовим запасы прочности к 2016 г. — наш рынок цикличен, волна роста оценивается в семь лет», — рассказывает заместитель генерального директора компании «Силикатстрой» Светлана Кроткова.
Директор компании «Терминал» Карим Ибрагимов, наоборот, говорит об обратном.
«Мы наблюдаем падение спроса, и говорим об этом откровенно. Снижается интерес потребителей к материалам для частного домостроения, чего не было в 2008 -2009 гг. Компенсирует потери наше участие в реализации федеральных проектов — строительстве Южного обхода Нижнего Новгорода, стадиона к ЧМ-2018, ведутся переговоры по участию в реконструкции взлетной полосы Международного аэропорта».
Директор компании «МКД-Пром» Андрей Жилкин соглашается: рынок строительных материалов падает.
«На примере нашей компании в этом году мы наблюдаем снижение спроса на клееный брус и панельно-каркасные дома примерно на 20-25%. Связано это с тем, что происходит сокращение покупательской способности. При этом стоимость на свою продукцию мы не стали повышать, прогнозируя подобную ситуацию. Мы работаем с застройщиками, которые говорят о том, что падает спрос на жилье, и это отражается и на нас», — комментирует он.
Генеральный директор завода «Керма» Дмитрий Наймарк поделился опытом, как нижегородскому предприятию удалось встроиться в модный тренд импортозамещения:
«Еще до повышения курса доллара и евро нам удалось подвинуть на российском рынке стройматериалов прибалтийских и финских производителей. Кроме того, дилеры, которые работали ранее с импортными марками — голландской, немецкой, финской, эстонской, — развернулись к нам лицом».
На счет набирающего обороты тренда экологичности эксперты отмечают: этот тренд прослеживается в премиум сегменте и бизнес-классе жилья. В эконом-классе об этом говорить не приходится.
Однако даже в сложных реалиях промышленники не готовы менять приоритеты в пользу производства качественных материалов.
Генеральный директор компании «Матисс» Максим Цыганов высказывает свою точку зрения:
«Скупой платит дважды». Эта пословица актуальна в настоящее время и на рынке строительных материалов. При существующем разнообразии современных строительных материалов сложно сделать выбор. К сожалению, этим часто пользуются недобросовестные продавцы и подрядчики, предлагая продукцию низкого качества. Потребителю стоит изучить все свойства этих материалов. Цена и качество идут рука об руку, и никак нельзя игнорировать этот факт. Поэтому мы пошли по пути использования качественных и проверенных материалов».
Очевидным трендом первых месяцев 2015 г. на рынке строительных материалов стало снижение стоимости из-за низкого спроса.
«Считаю, что новые реалии заставили думать нас головой и искать новые варианты. Сейчас время для творческой работы», — заключил Карим Ибрагимов.