Нижегородские банкиры рассказали о точках роста и антикризисных планах
Традиционные встречи с банковским сообществом в начале года позволяют довольно четко обозначить тренды, характеризующие экономику нашего региона в конкретный момент времени.
На читательском совете «Делового Квартала», - «Банковский сектор-2016: драйверы роста», - нижегородские банкиры рассказали о текущем состоянии своих кредитных портфелей и поделились планами на ближайшее будущее.
Оптимизация кредитной нагрузки
Продолжающееся падение объемов выдач новых кредитов в той или иной степени отметили все участники читательского совета: кто-то при этом демонстрировал и общее снижение кредитного портфеля, другие показали небольшой рост, в основном, за счет корпоративного сектора.
«Наши основные направления - малый бизнес и премиум и розница. Розничный кредитный портфель по итогам прошлого года сократился, поскольку политика банка стала консервативной, чем ранее. Мы сократили объёмы кредитования на открытом рынке и переориентировались на клиентов Банка, корпоративных клиентов, а так же кредитные программы для пенсионеров. А вот кредитный портфель малого бизнеса вырос», особенно большой популярностью пользуются долгосрочные кредиты и «коммерческая ипотека» для бизнеса», - рассказала управляющий ОО «Нижегородский» ПАО «Ханты-Мансийский банк «Открытие» Ирина Козлова.
В «Юниаструм банке» также был отмечен рост кредитного портфеля сегмента МСБ на 20%. «В первую очередь, мы наращивали кредитный портфель за счет структурирования кредитных портфелей клиентов других банков, которым мы помогали привести их кредитный портфель в соответствие с текущими реалиями и ожиданиями», - пояснила управляющий нижегородским филиалом «Юниаструм банка» Юлия Баранник.
«В чистом виде кредитный портфель у нас уменьшился примерно на 10%. Но он был скомпенсирован документарным портфелем, поэтому совокупная цифра осталась прежней», - добавил управляющий нижегородским филиалом ПАО Банк «ФК Открытие» Владимир Рогозин.
Вообще, по словам управляющего нижегородским филиалом ВТБ24 в Нижегородской области Георгия Гречина, «существенных ухудшений за прошлый год отмечено не было, а уменьшение активов вполне закономерно на фоне общей ситуации в экономике и ужесточившемуся подходу банков к заемщикам».
Не могли не затронуть банкиры и долю просрочки. Как оказалось, несмотря на кризисную ситуацию, проблемные кредиты у большинства участников рынка не только не нарастают, а продолжают снижаться. Вместе с клиентами банки активно занимаются реструктуризацией имеющихся кредитов и более пристально рассматривают новые заявки.
Где прибыло?
Драйвером роста прошлого года собравшиеся единодушно отметили ипотечное кредитование.
«Существенное влияние оказал механизм господдержки. Имея возможность формировать продукт под 10,5%, мы успешно поработали на первичном рынке. Правда, вторичный рынок при этом выглядит не так позитивно», - заметил управляющий нижегородским филиалом «Транскапиталбанка» Марк Фельдман.
«В нашем розничном портфеле по итогам 2015 г. были отмечены разные тенденции по кредитным продуктам. Наиболее стабильный портфель оказался у кредитных карт. Для многих банков этот продукт является якорным, так как срок его жизни у клиента достаточно длительный. В POS-кредитовании отмечался достаточно серьезный тренд на снижение портфеля в начале 2015 г., но уже летом начался подъем, продолжавшийся до конца года. Самые слабые позиции оказались у портфеля кредитов наличными. Что также закономерно после роста ключевой ставки. Кроме того, в целом поведение людей стало меняться в сторону не расходования, а накопления денежных средств», - сказал директор по розничному бизнесу филиала "Нижегородский" «Альфа-банка» Сергей Нагайцев.
«Наш кредитный портфель сократился, но при этом доля на рынке Волго-Вятского банка Сбербанка России выросла на 6%. И это более реальный дисбаланс, поскольку на данный момент она уже составляет 38-39%. Логичным объяснением здесь служат действия коммерческих банков, которые действовали более жестко в своей политике кредитования. Но при этом мы вернулись к нормальной конкурентной среде, к борьбе за клиента», - отметил заместитель управляющего по корпоративному блоку Нижегородского головного отделения Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк» Всеволод Евстигнеев.
Директор Нижегородского филиала компании БКС Александр Юдин добавил, что клиенты сегодня понимают, что банковские депозиты не панацея, а хотят инвестировать свои средства. При этом механизмы евро-облигаций в премиум-сегменте сегодня являются драйвером роста.
Курс на транзакционный бизнес
Основными точками роста в 2016 г. нижегородские банкиры видят комиссионный доход и работу с премиум-сегментом.
«Коммерческие банки этот год в большей степени посветят оттачиванию качества обслуживания клиентов. Тем более, что упор в целом делается на транзакционный, или расчетный, вид бизнеса. Где клиентам предлагается с одной стороны простой технологический продукт, а с другой стороны для банка все расходы идут в интернет-технологии. Задача в том, чтобы при снижении кредитных рисков возрастала роль комиссионных доходов. Соответственно, предлагаются максимально услуги расчетно-кассового обслуживания. За счет чего банки восполняют снижение в кредитных доходах. На этот год основной драйвер роста - комиссионный бизнес», - уверен Владимир Рогозин.
«А поскольку размер комиссии практически у всех банков одинаков, роль повышения качества обслуживания также велика», - добавил управляющий нижегородским филиалом банка «Глобэкс» Николай Русов.
Увеличение комиссионных доходов своей задачей видит и «Сити-банк». Основной, но не единственной.
«Мы планируем, кроме того, еще глубже сконцентрировать свое внимание на премиальном обслуживании физических лиц. То есть мы сегментируем даже этот сегмент, выделяем из него прайвит-банкинг и отделяем от простого персонального обслуживания. Как показывает наш опыт, если в предыдущий кризис наблюдался существенный спад по многим сегментам, то у состоятельных людей меньше ресурсов не становится. И более того, именно в кризисные времена они ищут более надежную гавань и чаще обращаются за советом к финансистам», - пояснил Владимир Нелюбов.
С коллегами согласился и Георгий Гречин: «В нашей стратегии развития на 2016 г. присутствуют все озвученные тренды: это и рост комиссионных доходов, и повышение операционной эффективности, и развитие обслуживания состоятельных клиентов. Но мы собираемся по-прежнему наращивать и кредитный портфель, причем по всем направлениям».
«Транзакционный бизнес, безусловно, привлекателен, и в прошлом году практически у всех игроков рынка он был ведущим. Но он не является локомотивом, банки продолжают развитие по всем направлениям», - добавил Марк Фельдман.
Кредитовать продолжат
Амбициозные задачи по расширению присутствия на рынке поставили новые собственники и банку «Юниаструм Банк». По словам Юлии Баранник, тенденция к росту кредитного портфеля будет продолжена, в том числе и за счет введения новых продуктов: банковских гарантий и овердрафта. «За счет одного только комиссионного дохода поставленных задач не решить, потому мы продолжим активно кредитовать. И особый акцент мы планируем сделать на компании-производители, особенно связанные со сферой импортозамещения», - пояснила она.
Как отметил заместитель управляющего нижегородского филиала банка «Легион» Игорь Курицын, «рост кредитного портфеля хоть и ограничен проблемами в экономике, но кредитование продолжает быть основным видом банковского бизнеса наряду с ростом комиссионных доходов».
«Рынок стабильным не стал, но уже появилась какая-то определенность. Наметился пул клиентов, с которыми можно работать. Поэтому кредитовать мы будем достаточно активно. К тому же постоянно совершенствуются сами банковские продукты, в частности достаточно хорошо себя зарекомендовали инвестиционные продукты в тандеме со страховыми, такие как, инвестиционное и накопительное страхование жизни. Что позволяет получать более высокий доход, чем по депозитам, получить социальный налоговый вычет и обеспечивать финансовую защиту капитала, себя и своих близких», - добавила Ирина Козлова.
Курс на онлайн
Так или иначе, оптимизация бизнеса коснулась всех банков. Даже Сбербанк России в 2015 г. занялся реорганизацией сети отделений и развитием удаленных сервисов. По словам Всеволода Евстигнеева, корпоративный сегмент практически полностью переведен на дистанционное обслуживание. «Кроме того, 80% клиентов пользуются нашими онлайн-депозитами. При этом многие даже отказываются от повышенных ставок в пользу удобства и оперативности».
«Развитие дистанционных каналов обслуживания - задача номер один для всех банков. На сегодняшний день порядка 80% наших клиентов пользуются интернет-банкингом. Но мы считаем, что потенциал роста есть, поскольку мы активно инвестируем в развитие решений удаленного банковского обслуживания и их продвижение», - отметил управляющий филиалом «Приволжский» ЗАО КБ «Ситибанк» Владимир Нелюбов.
Активное развитие дистанционного обслуживания клиентов через онлайн-банкинг, - веб-версию и мобильное приложение, - видит своим стратегическим направлением развития и Райффайзенбанк.
«До конца 2016 г. мы планируем вывести максимальное количество сервисов в онлайн, позволяющее клиентам минимизировать свои обращения в отделения. Разумеется, в рамках существующего законодательства, так как проведение некоторых операций все еще невозможно без личного присутствия клиента», - рассказал директор регионального центра «Волжский» Райффайзенбанка Александр Грицай.
Во мнении, что полный переход банковского обслуживания в онлайн сегодня все-таки невозможен, оказались солидарны все участники читательского совета. Сказывается российский менталитет и, в частности, степень личного доверия тому или иному финансовому учреждению, которая складывается из многих факторов - как рейтингов и репутации, так и не такого уж банального качества обслуживающего персонала.
«Последним уйдет в онлайн прайвит-сегмент, которому все еще необходимо персональное внимание», - констатировал Сергей Нагайцев.
Подготовила Арина Миронова