Нижегородская область — край легенд и народных промыслов. Почему этот слоган пора забыть?

Отгремел чемпионат мира по футболу, и нижегородцы оценили плюсы большого туристического потока. Отельеры и рестораторы получили прибыль, а остальные жители — удовольствие от атмосферы праздника.

Но вот гости уехали. Какова же сейчас ситуация с туристами в Нижнем Новгороде? Об этом размышляет Мария Свиридова, генеральный директор компании «Роза ветров НН».

 

Мария, давайте начнем с исходных данных. Какова статистика турпотока, с вашей точки зрения?

Нижегородская область — край легенд и народных промыслов. Почему этот слоган пора забыть? 1

- Официально расчет ведется по загрузке отелей. Получаются миллионные показатели. К примеру, Москва в 2017 году приняла 21 млн туристов,  Санкт-Петербург — 7,2 млн, а Нижний Новгород — около 2 млн. Но данные  не соответствуют действительности, точнее, отражают не турпотоки, а скорее визиты командировочных, приехавших не по своей воле. Поток настоящих туристов в этих цифрах тоже присутствует, но он намного меньше.

 

 

Для Нижнего Новгорода, например, косвенный признак того, что посещение города связано с деловыми целями — загрузка отелей в будние дни и пустые номера в выходные. Мы же говорим сейчас о гостях, которые приезжают с культурно – познавательными целями в свое свободное время. И по нашим подсчетам, в Нижнем и области речь идёт лишь о сотнях тысяч туристов, а не миллионах. Объясню, почему.  Туристы приезжают  организованными группами и индивидуально. И те, и другие ночуют, едят, ходят в музеи, одним словом, приносят  региону  доход. Если организованных туристов можно посчитать, то индивидуалов  учесть практически невозможно. Поэтому возьмем за основу данные нашей компании. Мы принимаем гостей в Нижегородской области уже  более 20 лет, обслуживая  в основном группы.

 

Итак, наша фирма принимает 4-5 тысяч туристов в год. В Нижнем турфирм с таким оборотом не более 20. Получается максимум 100 тысяч. Предположим, что самостоятельных туристов втрое больше, и получаем общую цифру около 400 тысяч гостей в год. Следует добавить, что в статистику попадают и нижегородцы, которые едут в Болдино и Дивеево. Причем в каждом городе их считают заново. В наши расчеты, кстати, тоже попадают нижегородские школьники, которых мы везем, например, с ночевкой в Городец.

 

Летом в городе появляется поток экскурсантов благодаря речным круизам.  По нашим подсчетам, Нижний Новгород за навигацию имеет 250-300 судозаходов со средней пассажировместимостью судна 150 человек. Таким образом, навигация дает нам еще около 40 тысяч гостей. Туристы выходят на берег, за два часа пробегают достопримечательности и отправляются обратно на судно. Мало кто успевает посетить музеи, практически никто не обедает, потому что обеды организованы на корабле. Но, тем не менее, эти экскурсанты тоже попадают в статистику турпотоков.

 

Таким образом, выводы неутешительные. Реальный туристский поток меньше полумиллиона, что для такого города, как наш, очень мало. В этом году благодаря футболу добавилось еще  250-300 тысяч, как утверждают наши власти. Но чемпионат мира по футболу у нас, к сожалению, не каждый год.

 

А что, по- вашему мнению, привлекает в наш город туристов?

- В марте 2018 мы провели опрос на одной из столичных туристических ярмарок, которая походила в формате b2b и b2c. Опросили 100 профессионалов (из разных регионов) и столько же туристов (москвичей, в основном пенсионеров, которые любят путешествовать по России). Вопрос, касающийся узнаваемости Нижнего Новгорода, звучал так: с какими образами, символами, брендами ассоциируется у Вас Нижний Новгород? Около 70 % ответов были: Волга и Ока, реки, набережные и много воды. На втором месте (более 53%): Кремль, третье место: более 40% заняли ассоциации, связанные с купечеством и  ярмаркой, а также Максимом Горьким. Про хохлому и промыслы мало кто знает (16%). И практически никто этой темой не интересуется. В свободной строке упоминалась канатная дорога, автомобили Волга и Газель, Немцов, Дивеево, грязь и плохие дороги.

 

Согласно нашему опросу, 79% респондентов-туристов уже были в Нижнем Новгороде. Многие — во время речных круизов и командировок. И только 19% имеют планы посетить Нижний Новгород в будущем. Опрос работников турбизнеса получился более оптимистичным. Это возрастная группа от 25 до 45 лет. Половина из них в Нижнем Новгороде уже была, а вторая половина не была, но планирует.

 

А теперь попробую ответить на вопрос о том, что привлекает в наш город туристов. Среднестатистический турист приходит в агентство в своем городе или заходит в интернет с вопросом  «туры по России», среди прочих  вариантов видит Нижний Новгород  и рассуждает так: большой город, миллионник, я там не был. Вот и вся мотивация. Даже по результатам нашего мини-опроса видно, что основные носители информации о Нижнем Новгороде — круизные туристы, которые выбирают корабль и маршрут, а не город, да и в городе проводят всего несколько часов.

 

К сожалению, наша богатейшая история и культура мало кому известна за пределами Нижегородского региона. Мы все еще ассортиментный товар на рынке путешествий по  России, и такое положение дел давно пора менять. 

 

Как можно переломить ситуацию?

- Необходимо повысить осведомленность жителей  других регионов России о наших туристских ресурсах, достопримечательностях и вызвать у них желание приехать. А вот как – сложный вопрос! 

 

  1. Использовать уже сложившиеся у россиян ассоциации и образы, связанные с городом, а не пытаться упорно навязывать то, что не работает. Администрация много лет на выставках и в рекламе продвигала слоган "Нижегородская область - край легенд и народных промыслов". Однако он уже не актуален, его давно пора на свалку! Картинка хохломской чашки сегодня не мотивирует немедленно подорваться и приехать в Нижний, а картинка красивого заката над Волгой и Стрелкой или вид города с воды - мотивируют очень. После того, как мы это осознали и изменили визуальную  подачу наших туров, нам стали говорить : «Ух, какой красивый у вас город, а мы и не знали! Надо приехать!»
  2. Совместными усилиями туроператоров, отельеров, рестораторов и, конечно, администрации нужно нащупать, придумать, выработать ключевые ценности нашей туристической территории и всем сосредоточиться на их продвижении. У нас много всего интересного, и мы во время путешествия  обязательно расскажем о промыслах, купечестве, судах на подводных крыльях , шаурме... Но продвигать в информационном пространстве надо что-то одно:  Санкт-Петербург – Северная Венеция,  Стамбул – город контрастов. Кстати, то, что Стамбул – город контрастов, все узнали   из фильма «Бриллианотовая рука», поверили и запомнили.
  3. Хорошо бы создать классное уникальное предложение, объект, за которым к нам поедут даже с Камчатки. Если мы город промышленности и науки, неплохо было бы иметь Политехнический музей, как в Мюнхене. А экспонаты для него «арендовать» в ведомственных музеях нижегородских заводов. Тут вам Кулибин, подводные лодки ,  МИГи, первые лампы и микросхемы. Если мы Волжская столица, нужен музей Волги. У нас есть замечательный Музей речного флота в Волжской государственной академии водного транспорта. Добавить к нему экранопланы, суда на воздушных подушках, подводные лодки, экспозицию о  геологии, фауне и флоре реки Волга, народах, живущих по ее берегам, и прочее. Получится прекрасный объект познавательного туризма. В качестве образца можно использовать регион Аоста (Италия), где есть аналогичный музей Альп.

Для всего этого нужны деньги и воля руководства. На примере нашей компании могу сказать, что мы сделали ставку на адресную работу с партнерами в других городах, которые реализуют наши туры. Подготовили материалы, провезли их по маршруту, все показали и рассказали. Мы буквально влюбили их в наш город, поэтому среднестатистический турист, приходящий  в партнерское агентство с вопросом «Куда бы поехать?», едет в Нижний Новгород.

 

 

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.