НИКОЛАЙ ТЕРЕЩЕНКО:«Для малого бизнеса продумать стратегию это уже фанк»

досьеНиколай ТЕРЕЩЕНКОМаркетолог, начальник отдела по продвижению банковских про­дуктов и связям с общественностью ОАО «НБД-Банк». Соучредитель и председатель правления АНО «Центр маркетинговых исс

Николай Терещенко — успешный маркетолог. Он считает, что руководители малых и средних компаний до сих пор не задумываются о том, что будет с их бизнесом завтра. О типичных ошибках предпринимателей и о том, что такое фанк по-нижегородски, он рассказал «Деловому кварталу».

досье
Николай ТЕРЕЩЕНКО
Маркетолог, начальник отдела по продвижению банковских про­дуктов и связям с общественностью ОАО «НБД-Банк». Соучредитель и председатель правления АНО «Центр маркетинговых исследований и коммуникаций». Консультировал компании «Ваш компьютер», «Бобров и Ко», «Ариент», «Спорт-Экспресс-НН», «Терем», «Аква Ленд НН» и др.
Образование: в 1994 г. окончил Волжскую Государственную Академию водного транспорта по специальности «инженер-механик». В 1997 г. — Выс­ший колледж ННГУ по программе MBA, защитил магистерскую диссертацию и получил диплом по специальности «управление бизнесом». В 1995 г. прошел практику в Тейлорском Университете (США).
Карьера:
с 1995 г. работает в НБД-Банке.
В 2000-2004 гг. преподавал на курсах Института переподготовки кадров ВВАГС, курсах подготовки специалистов по связям с общественностью агентства «PR-Эксперт», на кафедре философии и теории коммуникации НГЛУ им. Добролюбова.
С 2003 г. — председатель оргкомитета проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес».
Достижения: Соавтор книги «Re: Маркетинг. Возможна ли практика в стиле funk?» (вместе с Е. Трибунской и О. Коренем). Пишет продолжение.

Какие ошибки совершают нижегородские маркетологи?
Почему малый и средний бизнес «копирует» конкурентов?
Что такое фанк по-нижегородски?

Идеи Нордстрема и Риддер­страле становятся модными среди нижегородских предпринимателей. Реально же «срабатывает» другой фанк — местный. Совсем не обязательно быть лысым и эпатировать публику. Для эффективного бизнеса зачастую достаточно просто не копировать друг друга.

Бизнесмены копируют и успехи, и ошибки конкурентов

Можно ли выделить тенденции в развитии нижегородского бизнеса за последние год-два?

— Бизнес становится более системным и логичным. Я замечаю это, общаясь с руководителями малых и средних компаний при работе над проектом «Лидер года. Малый и средний бизнес». За последние два года увеличилось количество наемных управленцев, что раньше не было характерным для малого и среднего бизнеса. Ошибок же предприниматели по-преж­нему совершают немало.


Можете назвать типичные?

— Копирование конкурентов. Есть, например, в Московском районе кафе «Сова». Рядом — два кафе конкурентов: в одном — бильярдный зал, в другом — шашлычная. Для владельца «Совы» логичнее было бы попытаться разработать непохожие предложения. Вместо этого он установил у себя бильярдный стол и мини-шашлычную. Логика простая: «У одного конкурента — бильярд, у другого — шашлык. У меня будет все!» В данном микрорайоне не хватает детского кафе. Почему бы первым не занять эту нишу? Становиться первыми большинство нижегородских предпринимателей почему-то боятся.

В том же микрорайоне открылось небольшое ателье. Владельцы воспользовались стандартными способами продвижения: разместили объявление в газете «Из рук в руки» и рекламу в «Экстра-Н». Лучшее из принятых ими решений — раздать визитки продавцам тканей из близлежащих магазинов. Получился «выстрел из пушки по воробьям». В городе, между тем, по-преж­нему нет ателье по пошиву костюмов для учеников танцевальных школ — родителям приходится заказывать костюмы чуть ли не в Москве. Свободный рынок, но его активно никто не замечает.

Подобные примеры типичны для нашего малого бизнеса. Предприниматели предпочитают работать, как все, и удивляются, что клиентов мало.


Вы сказали, что бизнес становится системным, привлекаются наемные специалисты. Почему малые компании продолжают копировать действия конкурентов?

— Далеко не все предприниматели понимают, что такое бизнес-стратегия. Зачастую они не смотрят дальше, чем на ближайшие месяц — два. Как у нас добиваются успеха? Появилась идея, как поднять продажи. Попробовали — спрос пошел вверх. На этом успокоились. Мало кто думает о том, что будет с его бизнесом через три-пять лет. Даже на год вперед мыслит меньшая часть малых предпринимателей.

Большинство ориентируется на конкурентов в своем микрорайоне, не пытаясь раздвинуть свой мирок и подумать, с кем придется конкурировать через три года. Типичный пример — нижегород­ские пейджинговые компании. Семь лет назад у них был рынок, спрос, большие обороты. Где эти компании теперь? Давно было понятно, что конкурировать пейджинговым компаниям придется не между собой, а с сотовыми операторами. Почему не подготовились?!

Мы до сих пор
продаем сверла, хотя пора предлагать дырки

Какими инструментами сегодня пользуется малый бизнес для продвижения своих товаров?

— Предприниматели чаще всего рассуждают так: «Если сокращаются продажи, нужно снижать цены». Для малого предприятия стратегия постоянного снижения цен может привести к банкрот­ству. Продажи могут не идти, потому что компания не создала посыла аудитории или ее посыл неправильный. 80% нижегородского маркетингового сообщества находится в заблуждении. Наши маркетологи ратуют за креативность в рекламе. Мы привыкли, что креатив — это в первую очередь эпатаж, вызов обществу. Но эпатаж в рекламе уходит в прошлое. Мне кажется, креатив сегодня — в том, чтобы совместить понятное и непонятное. Можно эпатировать не в общепринятом понимании этого слова, а по отношению к конкурентам. Посмотрите на банковскую наружную рекламу. В основном это цифры и слоганы. Сколько банков в Нижнем Новгороде используют в своей рекламе образ человека? Среди визуальных образов наибольшее внимание привлекают изображения людей, детей и животных — для маркетологов это банальность. Но банальность работает! Наш банк первым в регионе начал успешно использовать в рекламе образы. На фоне остальных банков — это эпатаж, на самом деле — следование классическим канонам. Другой пример: реклама стоматологических клиник. На большинстве рекламных модулей изображены рот, улыбка, зубы. Общеизвестно, что в первую очередь привлекают внимание человека глаза — здесь глаз нет.

Сколько малых компаний, работая в секторе b2b, устраивают презентации? Яне встречал компании, в которой менеджеры по продажам проводили бы презентации для своих потенциальных клиентов. Если они это делают, то их главное предложение — низкие цены, широкий ассортимент. Низкой цены и широкого ассортимента уже не достаточно, чтобы привлечь внимание. Заезженный пример со сверлами (продавайте дырки, а не сверла) применим к любому бизнесу. Продавайте возможности, а не товар. Найти не известную конкурентам, но нужную потребителю «дырку» — тоже фанк.

Не воспринимайте фанк лишь как вызов Вы говорите о том, что эпатаж уходит в прошлое. Но бизнес в стиле «фанк» предполагает именно вызов обществу.

— После прочтения книги Нордстрема и Риддерстрале «Бизнес в стиле funk. Капитал пляшет под дудку таланта» многие решили, что фанк в бизнесе — только вызов. Фанк — в первую очередь грамотный расчет. Я считаю, что название сети магазинов «Домашний компьютер» — это фанк — прямое попадание в целевую аудиторию. В одной из рецензий на нашу книгу «Re: Маркетинг. Возможен ли бизнес в стиле funk» было написано: «Домашний компьютер» мог бы быть настоящим фанком, если бы сеть называлась «Digital превед». Может быть, где-то и сработает «превед», но надо понимать, что «превед» — молодежный сленг, который может оттолкнуть представителей взрослой аудитории. Уловить золотую середину — и есть фанк. Просто «выкрикнуть» недостаточно.


Под funk вы подразумеваете лишь способ продвижения?

— Сам способ организации бизнеса может попасть в эту категорию. Типичный пример. Человек решил открыть новый бизнес. С чего он начинает? В 90% случаев — с поисков офиса. За ним следует ремонт, поиск сотрудников. Бизнес еще не начал приносить доход, а его собст­венник уже вложился... в издержки. Он еще ничего не заработал, а уже должен платить зарплату сотрудникам, перечислять аренд­ную плату за офис... А вот, например, компания, издавшая нашу книгу — это виртуальное издательство. Ничего нет — ни складов, ни офисов, ни секретарш. Восемь сотрудников, компьютер, электронная почта — и 10 бестселлеров за год. Вот это фанк! У нас в городе тоже есть такие компании. Шоу-агентство «Карусель», например. Никаких офисов и ковровых дорожек... И успешно работают. Я бы определил термин «фанк» следующим образом: это отличный от большин­ства других способ достичь желаемого результата при минимальных ресурсах. Но то, что вчера было фанком, сегодня может таковым уже не являться. Мир стремительно меняется, и ценности одних бизнес-моделей быстро перетекают в другие.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.