«Нет правды на земле, но правды нет и выше». Как обличали суд в эпоху до Фейсбука?
У адвоката Михаила Гаранина — обширная судебная практика и коллекция старинных гравюр, объединенных общим сюжетом: заседанием суда. Вероятно, в будущем она принесёт владельцу неплохие дивиденды.
Человек всегда мечтал о справедливом суде, будь то суд Божий или тот, что происходит на Земле. Михаил Гаранин увлеченно рассказывает о сюжетах своих гравюр: вот на Диком Западе разворачивается беспощадный суд Линча, прокуратор слушает обвинение апостолу Павлу, а вот во Франции судят коррупционеров, затянувших строительство Панамского канала. Всего в коллекции более 50 экспонатов, которые украшают домашний кабинет Михаила, а также переговорную комнату в его офисе.
Михаил, ваша коллекция показывает эволюцию судебной системы или то, что практика суда, по сути, не изменилась?
— Гравюры дают богатую почву для размышлений. Скажем, в Киевской Руси была написана и постепенно дополнена «Русская правда» — свод правовых норм. В ней, к примеру, предписывалась кровная месть как наказание за убийство. Забавный факт: отсечение усов или бороды считалось более оскорбительным действием для пострадавшего, чем отсечение мизинца, и каралось более высоким штрафом. Во время судебных разбирательств применялись испытания водой (подозреваемого связывали и бросали в воду), а также огнем (подозреваемый должен был вытащить кусок металла из костра). Если человек не тонул и не получал ожог, то считался невиновным. Можно ли считать такой суд справедливым? С позиции нашего времени, конечно, нет. Кстати, в моей коллекции есть картина на эту тему - «Суд во времена Русской Правды». С этой картины Ивана Билибина было сделано несколько десятков цветных литографий, но большая их часть по иронии судьбы сгорела в большом пожаре. Так что литографии стали настоящей редкостью. А я заказал копию полотна в одной американской мастерской.
Суд во времена Русской Правды. Иван Билибин (копия)
Презумпция невиновности в России появилась лишь восемь веков спустя — ее впервые развил А.Н. Радищев. Однако долгое время она не отражалась в законодательстве.
А вот гравюра на тему коррупционного скандала, которая актуальна до сих пор. Один из моих любимых авторов XVIII века, англичанин Уильям Хогарт, воспроизвел заседание суда над Бэмбриждем, начальником тюрьмы, где заключенные недоедали и жили в ужасных условиях. Палата общин вынесла вердикт: виновен! Представляете, какой ажиотаж в обществе вызвало это произведение искусства. Ведь раньше оттиски гравюры были единственным способом перенести изображение в газету. Сейчас для горячих новостей у нас есть лента Фейсбука, а когда-то все рассматривали и обсуждали гравюры в газетах.
Рассмотрение дела Бэмбриджа Палатой Общин. Томас Кук с оригинала Уильяма Хогарта, 1729
Тема вашей коллекции — достаточно редкая. Можно ли назвать её уникальной?
— История гравюры насчитывает более 500 лет, и ее особенность — большая тиражность. Оттисков, как вы понимаете, было немало, и какая-то часть дошла до наших дней. Лет 10 назад мне в руки попался офорт с изображением заседания Центрального уголовного суда в Лондоне. Я оформил его в багет, затем купил ещё одну гравюру и задумался о коллекционировании.
Я решил, что нужно сосредоточиться на узкой теме и выбрал суд как сферу своих профессиональных интересов. Гравюр на эту тему немного, но тем больше разгорается азарт! Попутно узнаю много интересного о техниках и видах гравюры. Я завсегдатай профильных интернет-ресурсов и столичных антикварных салонов. С юридической точки зрения, считаю коллекцию уникальной, пока не доказано обратное. Но я буду рад, если найдется коллега, единомышленник!
Плох тот коллекционер, который не мечтает о выставке...
— Конечно, я собираюсь провести выставку. Было бы здорово сделать это на базе Областного суда или на профессиональных форумах. Готовлюсь выпустить книгу об истории судебных процессов и проиллюстрировать её своими экспонатами. Ведь они — живые свидетели эпохи, общественной формации. Мечтаю пополнить свою коллекцию русскими гравюрами. Например, судебная реформа Александра II нашла своё отражение в произведения графики. Но найти их непросто.
Какой смысл вы вкладываете в свою коллекцию?
— Для меня ее ценность в том, что она имеет отношение и к искусству, и к истории судопроизвоства. Во-первых, в сюжетах этих гравюр — целый культурный пласт, в котором мне интересно разбираться. Во-вторых, она несет представительскую функцию. Коллекция в офисе доказывает, что наша фирма — «всерьез и надолго». Считаю, что сейчас лучше выделяться на общем фоне своими интересами, а не атрибутами дорогой жизни. Обычно гостей моего офиса сложно чем-то удивить. А здесь есть прекрасная тема для разговора. К примеру, Павел Солодкий поразил меня своей осведомленностью и кругозором. В-третьих, в будущем мое собрание будет представлять значительную материальную ценность, хотя, конечно, не сравнится со стоимостью коллекций живописи.
В «компании» с экспонатами своего собрания я провожу много времени и чувствую, что они умиротворяют. По сути, все судебные процессы наших дней уже есть на старинных гравюрах. Ведь в каждой эпохе повторялось примерно одно и то же — давление на суд, нарушение прав адвокатов и идеи состязательности, подкуп присяжных. Однако мир стоит до сих пор, а значит, и у нас все будет хорошо...
СПРАВКА
Автор: Светлана Левкина