Несформированный рынок загородной недвижимости
Эксперты в один голос утверждают, что рынок загородной недвижимости в Нижегородской области находится в зачаточном состоянии. Однако каждый год на нем появляются новые игроки.
«ДК» узнал у руководителей коттеджных поселков, что именно привлекает их в загородной жизни.
Михаил Исаков, заместитель директора ООО «Волжская усадьба»
Рынок формируется не тогда, когда можно купить дом, а когда этот дом можно перепродать — это называется «ликвидность». На мой взгляд, на формирование полноценного вторичного рынка пригородной недвижимости понадобится около 10 лет. Стоимость квадратного метра за городом ниже, чем в городе, также вполне доступным становится содержание дома. Например, жизнь в нашем коттедже вместе с оплатой услуг по счетчику обойдется в 4,5 тыс. руб. в самый сложный зимний период.
Эдуард Чупров, генеральный директор УК «Доминант групп»
На рынке загородной недвижимости можно выделить четыре основные тенденции. Во‑первых, клиенты все чаще покупают уже готовые дома, а не пустые участки. Во‑вторых, сейчас на пике популярности дома выходного дня, а не коттеджи для постоянного проживания. Еще в ближайшие два-три года будут активно развиваться поселки, которые находятся в 10–20 км от Нижнего Новгорода. И, наконец, жителей теперь интересует не только цена дома, но и стоимость его обслуживания.
Андрей Пияшов, руководитель проекта «Хельсинки клуб»
Руководитель любого начинающего проекта должен тщательно изучить рынок, чтобы понять, какими преимуществами обладает именно его коттеджный поселок. После этого он должен создавать формат домов, определять свою целевую аудиторию и цену объектов с землей и последующим содержанием. Например, нам пришлось скорректировать формат в кризис: к большим домам мы добавили таунхаусы от 100 кв. м стоимостью от 3,5 млн руб., потому что именно они были востребованны.
Михаил Пяткин, генеральный директор компании-застройщика КП «Заповедный край»
Мне кажется, отсутствие дорог должно мотивировать застройщиков пригородных поселков на развитие социальной инфраструктуры: строительство садиков, магазинов, салонов красоты. Это нужно делать для того, чтобы люди не тратили время в пробках для удовлетворения элементарных потребностей. В сегменте загородной недвижимости по строительству домов выходного дня как раз большую роль играет подготовленная инфраструктура для цивилизованного отдыха.
Сергей Таненков, директор ООО «Просто дом»
Приучать людей к загородной жизни нужно смолоду — только в этом случае сформируется вторичный рынок коттеджей. Начать надо со строительства домов для молодых семей стоимостью 1,5–2 млн руб. Тогда они, повышая свой социальный статус, будут переезжать из поселков экономкласса в элитные владения. Пока же у молодежи загородная жизнь ассоциируется с бабушкиным домиком в деревне без удобств. Поэтому наша главная задача — менять ее позиционирование.
Головков Алексей, генеральный директор КП «Каменские холмы»
Для того, чтобы сформировать рынок загородной недвижимости, нужно создать мощные инфраструктурные кластеры. У молодых семей должна появиться возможность работать, отдавать в садик и школу своих детей, не выезжая в город. На реализацию этих глобальных планов понадобится много миллиардов рублей, которых у застройщиков нет. Поэтому их задача попытаться настроить отношения с государством. Иначе, может получиться так, что поселки, расположенные близко к Нижнему Новгороду, будут развиваться, а остальные нет.
Максим Шашков, руководитель проекта КП «Янтарный»
Я вижу перспективу продаж, как коттеджей эконом-сегмента, так и hight–класса. Считаю, что пока на рынке загородной недвижимости не развита конкурентная среда, дорогие дома можно продавать по максимальным ценам. Как только компаний, строящих элитное жилье, станет больше, их продукт значительно подешевеет. Еще мне кажется интересной идея аренды коттеджей, чтобы люди почувствовали все прелести загородной жизни.
Дмитрий Викулов, руководитель проекта ДПК «Трехречье»
Рынок загородной недвижимости в ближайшие 3 года будет активно развиваться. Главным импульсом к его росту послужит организация транспортной инфраструктуры. Другими словами, с появлением дорог появятся застройщики с новыми проектами. Здесь нам не обойтись без помощи государства, потому что развитие магистралей – это очень дорогой и трудоемкий процесс, непосильный для девелопера. То же касается и социальной инфраструктуры, такой, как подготовка детских садов, школ, магазинов и фитнес-центров.
Участники читсовета
Сергей Таненков, директор ООО «Просто дом»
Алексей Головков, генеральный директор КП «Каменские холмы»
Эдуард Чупров, генеральный директор КП «Земляничная поляна»
Михаил Пяткин, генеральный директор КП «Заповедный край»
Анна Матвеева, директор по маркетингу КП «Заповедный край»
Михаил Исаков, заместитель директора ООО «Волжская усадьба»
Андрей Пияшов, руководитель проекта «Хельсинки клуб»
Максим Шашков, руководитель проекта КП «Янтарный»
Дмитрий Викулов, руководитель проекта ДПК «Трехречье»