Недвижимость не подешевеет
премьера рубрики Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки и
премьера рубрики
Эдуард Фияксель
президент компании «Нижегородский проект»
Пострадали компании среднего и малого бизнеса как наиболее зависимые от ликвидности банковской системы. Некоторые потирают руки: «Как хорошо, квартиры подешевеют». Только они плохо понимают, что на самом деле строительство — это один из локомотивов экономики. В этой отрасли задействовано множество компаний: и строители, и производители стройматериалов, и те, кто занимается добычей полезных ископаемых. Если эта индустрия сильно забуксует, плохо будет всем.
Резко падает объем вводимого жилья. В Москве, например, этот показатель сократится ориентировочно в три раза. С одной стороны, многие банки просто прекратили кредитовать инвестиционные проекты, связанные со строительством. А с другой, они заморозили ипотечные программы. И сейчас не понятно, что перевесит: то ли сокращение объемов жилья, то ли снижение покупательской способности.
Покупательская способность населения сейчас снижается, и не только на рынке недвижимости. У большинства людей деньги заморожены: у кого-то на фондовом рынке застряли, у кого-то на товарном, у кого-то в банках. Чтобы сохранить уровень продаж, приходится давать скидки. На рынке элитного жилья, это, как правило, не практиковалось. Но в нынешней ситуации эти правила уже не работают.
Для строительных компаний наступил этап выживания. Мы на 20% сократили расходы. Полностью инвестирование мы не прекращаем, но значительно его сокращаем.
На физических лицах в целом падение фондового рынка не скажется. В отличие от США и Европы, где большинство населения свои накопления завязывают на фондовом рынке и, когда идет его падение, все теряют свои деньги, в России, по официальным данным, всего 6% населения так или иначе связано с акциями. Но есть и другие данные, более реалистичные — только 2–3% россиян владеют ценными бумагами. Даже если верить статистике в 6%, нужно учитывать, что большинство этих людей — профессиональные игроки фондового рынка. Меньше — тех, кому акции достались после ваучерной приватизации. И совсем немногие хранят сбережения в ПИФах.
Социальное жилье еще некоторое время будет пользоваться спросом. Оно уже предлагается по минимальным ценам, и падать в цене не будет. Основной удар придется по жилью эконом и бизнес-класса. А вот элитное жилье, которым мы занимаемся, не пострадает, так как люди, покупающие его, редко пользуется ипотечными программами.
Недвижимость окажется самым беспроигрышным инструментом для инвестиций. Сейчас люди не знают, куда вкладывать свои деньги. Кто-то бежит покупать золото, кто-то — доллары и евро, но надежнее недвижимости ничего нет и в ближайшее время не появится. Даже если она подешевеет, это будет краткосрочно и незначительно, потом рынок все равно отыграется, и цены восстановятся.







