«Недвижимость должна быть sexy». Эксперт – о долгоиграющих торговых центрах

Скорость устаревания концепций коммерческих объектов растёт. В России процесс подстёгивают кризисы. Чтобы не кануть в лету, ТРЦ обязаны меняться так же стремительно, как и жизнь, считает эксперт.

На конференции «Торговый центр будущего» в Нижнем Новгороде глава российского филиала консалтинговой компании «Мунитор Группе» (Москва) Вальдемар Вайсс рассказал, как эволюционирует недвижимость и почему до сих пор вместе с homo sapiens в бизнесе присутствуют homo erectus и неандертальцы.

«Смерть» наступает раньше

 

Процесс устаревания концепций коммерческих объектов ускоряется. В России катализатором выступают кризисы. Времена, когда следом за строительством объекта возникала очередь из арендаторов (пчёл, которые несут мёд), прошли.

«Недвижимость должна быть sexy». Эксперт – о долгоиграющих торговых центрах 1

«Сейчас прежде, чем строить объект, все смотрят, насколько эффективным он будет, а главное – каким должен быть состав арендаторов, чтобы люди не скучали и могли приходить вновь и вновь», - добавляет Вальдемар Вайсс. Если раньше срок устаревания объекта составлял 10-15 лет, то теперь он сократился до 5-7 лет. «Не уследив за рынком, можно потерять его вовсе. Сейчас мы видим это сплошь и рядом», - добавляет он.

Человечеству понадобилось около 2000 лет, чтобы переселиться из пещер в города, ещё семь поколений, чтобы освоить космос. Эволюция есть во всех отраслях, в том числе и в недвижимости. Однако наряду с homo sapiens в бизнесе по-прежнему присутствуют homo erectus и неандертальцы. Это особи мы постоянно встречаем, в том числе и в недвижимости.

«Наряду с умными, продвинутыми объектами мы видим и бестолковые, которые продолжают строиться. Лучший довод – железобетонное «Мы поставим, а потом разберёмся», - отмечает эксперт.

Сегодня управление недвижимостью – это активный процесс, в котором не последнее место занимает постоянный анализ происходящего на рынке. Два кризиса: 2008 и 2014 годов - ускорили развитие недвижимости. «Сердце человека там, где его кошелёк. Спортивные, торговые объекты, гостиницы воюют за него, - поясняет Вальдемар Вайсс. - Недвижимость должна быть sexy, привлекательной для потенциальных посетителей. Тогда они будут возвращаться вновь и вновь».

Эволюция. От простоты к многофункциональности

 

Офисные здания становятся более функциональными. Появляются бизнес-центры со стилобатами, в которых располагается ритейл, фитнес-клубы, точки продажи цветов и так далее. Гражданам предлагают расстаться с деньгами «здесь и сейчас». Этот формат особенно востребован в городах, где есть сложности с перемещением (из-за пробок, как в Нижнем Новгороде).

Спортивная недвижимость нового поколения представлена многофункциональными стадионами, при проектировании которых уже продумана коммерческая составляющая. Яркий пример – Arena O2 в Лондоне, где проводят 385 мероприятий в год. «Утром детское мероприятие, днём взрослое, вечером – хоккей, футбол, бокс. Все мероприятия выстраиваются в одном пространстве. В течение 3-4 часов полностью переделывают зал. Цель одна – борьба за кошельки», - рассказывает Вальдемар Вайсс.

В спорткомплексе Сингапура представлены самые разные виды развлечений: спорт, театр, выставки, концертная площадка. За счёт функциональности появляется дополнительный денежный поток (cash flow), объект недвижимости становится более успешным.

Складская недвижимость теряет свою сингулярность. На складах размещаются офисы; общежития, хостелы, гостиницы для рабочих. Вокруг складов выстраивается соответствующая инфраструктура: торговые розничные и оптовые точки, склады индивидуального хранения (для граждан).

Гамбургский Gross Market – это обычный склад для хранения овощей и фруктов. Однако правила здесь жёсткие, как армейский устав. Основная составляющая – это местные производители. Комплекс создан для большой агломерации (трёх немецких земель). В границах Gross Market существует Институт питания, который тестирует местную продукцию, обучает школьников и студентов определять плохие и хорошие товары, проводит экскурсии и так далее. Объект является центром ритейла: склад имеет специально выделенные места в районах, где проводятся открытые ярмарки.

Торговая недвижимость: ТЦ становятся центрами общения. Появляются фудкорты нового типа: в одной точке вы выбираете продукты, вам их готовят, вы их едите. Популярен формат try and buy – когда можно примерить кроссовки, слазить в них на стену и уже потом решить, нужна ли покупка. В ТРЦ появляются фермерские рынки (объект в объекте), которые становятся центром притяжения. Когда есть свободные площади, можно разместить антикафе: они не приносят большой прибыли, но создают атмосферу. В Екатеринбурге очень популярны батутные парки. Входят в моду объекты типа «Пилотаж-арены» - детского центра моделирования самолётов: можно собрать его, запустить, устроить соревнования, прийти снова – поучиться и поиграть. Есть также площадки для коворкинга, города профессий типа «Кидбурга» - в общем, всё, что заставит посетителя провести с удовольствием как можно больше времени.

Фото Вальдемара Вайсса - ekbrealty.ru.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.