«На первый план снова вышел оратор. Он важнее вау-эффектов», - Никита Непряхин

Писатель, бизнес-тренер радиоведущий Никита Непряхин рассказал, нужна ли харизма оратору, важна ли презентация в выступлении и почему спикер без волнения - признак профессионального выгорания.

Писатель, бизнес-тренер радиоведущий Никита Непряхин считает, что именно волнение дает драйв спикеру, дарит искренность и эмоциональность выступлению. О том, как справиться со страхом выступления перед публикой и многом другом - он рассказал в интервью ДК.

Большая проблема некоторых топ-менеджеров и большинства чиновников на местах (особенно чиновников!) – это боязнь камеры, а иногда и полное неумение говорить связно и интересно. Как вы считаете, можно ли решить эту проблему в ближайшей перспективе? И что для этого нужно сделать?

Согласен на 100%. Это большая проблема, потому что люди не ассоциируют себя с публичными людьми. Если чиновник – то надо сидеть и руководить в кабинете. Если топ-менеджер – то общаться со своими подчиненными. Однако, не забывайте, что любой политик – это избранник народа, а любой топ-менеджер – лицо компании, которая предлагает товары и услуги этому народу. Пока не придет осознание этого, ситуация в корне не изменится. Люди, постигшие больших высот в своей карьере, считают, что им учиться уже не стоит. Не соглашусь! Потому что навык публичных выступлений, взаимодействия с аудиторией, работой на камеру – это отдельное искусство, которому можно научиться, но оно требует немалой практики. Помните, что от этого навыка зависит успех карьеры и репутация.

Если харизма отсутствует, но есть большое желание научиться ораторскому искусству, что бы вы посоветовали? Харизма спикера  – это необходимый элемент успешного выступления или можно обойтись без нее?

Мне вообще сложно сказать, что такое харизма. Каждый понимает в этом термине что-то свое. Я попытался разложить харизму на составляющие в своей книге «Аргументируй это!», разделив свойства на врожденные и приобретенные.  Я считаю, что  ораторское искусство – это, конечно же, навык, который не дан нам с рождения. Если человек отлично знает свою тему, держит фокус на публике, имеет четкое послание аудитории, понимает технологии взаимодействия, дает зрителю «хлеба и зрелищ», при этом сочетает рацио и эмоцио – вот готовый портрет успешного оратора, которого принято называть харизматичным. От такого спикера действительно невозможно оторваться.

Роль презентации в выступлении. Нужна ли она вообще?

Любая презентация – это лишь форма визуализации основных мыслей. Когда во время выступления презентация в Power Point выходит на передний план, а выступающий спикер превращается в «голову профессора Доуэля» (едва виден из-за трибуны и зачитывает текст со слайда) – это большая беда. Как ни крути, но оратор всегда первичен! Первичны контент выступления и форма подачи. Слайды должны стать лишь помощниками, дополняющими речь спикера необходимыми тезисами для лучшего запоминания. На практике все наоборот – куча текста на слайдах, зритель читает быстрее спикера и начинает отвлекаться.  Чаще всего такое выступление не вызывает интереса аудитории, ибо в нем нет динамики, нет интерактива, нет взаимодействия. Ваше выступление по-настоящему подготовлено тогда, когда вы донесли мысль и достигли желаемую цель даже при отсутствии проекта в зале.

Вы волнуетесь перед выступлением? Какой самый эффективный способ побороть страх публичной речи?

Конечно. Оратор без волнения – признак профессионального выгорания. Ведь именно волнение дает драйв спикеру, дарит искренность и эмоциональность выступлению. Безусловно, речь идет не о паническом страхе, который раньше был и у меня, а именно о приятном волнении, которое испытывают многие артисты и музыканты перед выходом на сцену.

Главный совет по преодолению страха и волнения – это фокус внимания. Когда мы сфокусированы только на себе, у нас возникают сомнения и страхи: «Как я смотрюсь»? «Что обо мне скажут»? «Как я выгляжу»? «Не забыть бы текст». Знакомые мысли, правда? Фокус внимания нужно переносить на зрителя. Профессионального оратора должно волновать не то, как он выглядит, а то, какая реакция у аудитории. Поняла ли она его мысли? На что реагирует лучше всего? Достиг ли он своей цели? Кстати, про цель. Правильно поставленная цель перед публичным выступлением помогает изменить фокус внимания, а значит, избежать этого страха. Цель вашего выступления – не «представить доклад», а «получить и изменить реакцию аудитории». Не «проинформировать об изменениях», а «сделать аудиторию более лояльной к бренду».

Сам по себе страх не пропадает. Но есть отличные новости: с каждым выступлением страх улетучивается и превращается в то самое приятное волнение, которое дарит эмоциональный всплеск и удовольствие любому оратору.

С начала 2000-х гг. про навыки ораторского мастерства уже многое сказано. Появились ли принципиально новые техники за последнее время? В чем их основное отличие?

Я бы уточнил: многое сказано еще с античных времен. За последнее время принципиально новых техник разработано не было. Могу выделить определенные тенденции, которые стали актуальными. Во-первых, действительно, благодаря презентациям Стива Джобса и компании Apple большой акцент стал делаться на визуализацию. Но заметьте, что они показывают не текст формата А4, а красиво сделанные видео, идеально подобранные изображения. Во-вторых, тенденция идет к сокращению времени выступления. Выступления в формате TED длятся теперь не более 18 минут, и за это время можно сделать невозможное с аудиторией: заставить испытать эмоции, поразить зрителя, убедить и повлиять. Я и моя команда, например, пошли еще дальше: мы предложили свой формат выступления – Speech, - который длится 7 минут. В моей тренинговой компании есть клуб Speech Battle, где ораторы обучаются и соревнуются именно такому формату выступлений. В-третьих, тенденции возвращают нас к тому, что на первый план снова  вышел оратор. Не технические навороты, не вау-эффекты, а оратор с его свежими идеями, ценными мыслями и яркими техниками.

Судя по вашему графику, вы востребованный тренер. Не секрет, что в целом к бизнес-тренерству у некоторых предпринимателей очень скептическое отношение. В чем секрет вашего успеха?

Скажу больше, у меня тоже скептическое отношение ко многим тренерам. Наша профессия очень сложная. Здесь, как и в любой другой профессии есть профессионалы, а есть недобросовестные мошенники. Я занимаюсь обучением и развитием персонала всю свою жизнь. Я работал в крупных корпорациях, возглавлял отделы обучения компаний, работал в консалтинге, был фрилансером, сейчас у меня своя тренинговая компания Business Speech, которая специализируется на коммуникативной компетенции.

Мой график без преувеличения расписан на год вперед. Я не знаю, можно ли назвать это успехом, но, в любом случае, я долго к этому шел. Мой главный секрет: быть верным своему делу, понимать миссию (то есть иметь не только цель заработать денег) и много-много пахать. Я люблю все, чем я занимаюсь. Я получаю от этого искреннее удовольствие. Поэтому у меня хватает времени и сил на тренинги и мастер-классы, и на гастроли, и на развитие моей тренинговой компании, и на написание тренингов для своей команды, и на телевизионные проекты, и на радио-программу (где я говорю с гостями, как достичь успеха), и на написание книг.

Социально-ответственный бизнес – это сейчас «модно». В чем вы видите социальную миссию вашей компании Business Speech?

Я не сказал бы, что это сейчас модно... Но если это действительно так, это здорово! Чем больше предпринимателей в нашей стране будут иметь цель не срубить денег, а создать что-то хорошее для людей – тогда будет развиваться гражданское общество и появится порядок в стране.

Когда я создавал компанию Business Speech, я ставил цель популяризовать тему коммуникаций, вкладывать деньги в самостоятельные научные исследования. Подчеркиваю - не копировать, а создавать самим. Не просто проводить тренинги, а создавать культуру делового общения. Помогать людям и компаниям делать их коммуникации увереннее и успешнее.

Есть несколько тем, занимаясь которыми, мы являемся ведущими исследователями с точки зрения науки и систематизации знаний: это и деловой этикет, и кросс-культурная коммуникация, и аргументация, и межпоколенная коммуникация.

Еще один социальный проект нашей компании - программа для студентов Business Speech Student Grant, где каждый год мы абсолютно бесплатно обучаем 10 заинтересованных в этой сфере студентов. Они проходят всю нашу линейку тренингов, работают с лучшими специалистами в своей области, учатся выступать публично, вести переговоры, защищать свои проекты. Мы помогаем им стать востребованными, высоко-конкурентными специалистами, подсказываем с профессиональной ориентацией и находим лучших работодателей.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.