На мировом рынке российские страховщики не заметны
Вступление во Всемирную торговую организацию невозможно без выполнения ряда условий. Россия, подписывая соглашение, приняла на себя определенные обязательства, в том числе и по страховому рынку.
Во‑первых, через девять лет в РФ иностранные компании будут представлены филиалами, а не дочерними обществами, как сейчас. В настоящее время в некоторых фирмах, занимающихся в первую очередь страхованием жизни, иностранцы не могут участвовать в уставном капитале в размере более 49%. Во‑вторых, вступление в ВТО предусматривает отмену квоты на суммарный уставный капитал зарубежных страховщиков. Сейчас доля иностранцев в совокупном уставном капитале страховых компаний составляет 25%, и эта квота уже полностью исчерпана.
Несмотря на то что вступление в торговую организацию должно произойти до конца 2012 г., мы до сих пор не знаем условий нашего присоединения. Поэтому среди участников страхового рынка существует много слухов и опасений. На недавно прошедшем в Госдуме круглом столе на тему вступления в ВТО нашей главной рекомендацией правительству РФ было обозначение условий, на которых мы туда входим. Нам необходимо понимать, каким законодательством будут руководствоваться филиалы иностранных страховщиков, будут ли ограничения для них в связи с тем, где будут находиться страховые резервы, как будут квотироваться капиталы таких компаний.
В Восточной Европе отечественные страховые рынки есть, но отечественных игроков там нет. Они практически полностью под иностранным влиянием. Российские страховщики должны предпринять меры по повышению своей конкурентоспособности — и в части внедрения новых технологий, и в части сервиса, и по ряду других направлений. Нас интересует, будет ли разработан механизм защиты для страхователей в том числе? Ведь английский филиал, например, может заявить, что он руководствуется законодательством Британии, а не России. Необходима система мер, направленная на защиту отечественных рынков. Это не обязательно должна быть тотальная защита, протекционизм, но, по крайней мере, самые значимые для страны компании и банки должны поддерживаться. Казалось бы, ВТО исключает протекционистские меры. Но взять, например, Францию, — участника организации. Там практически невозможно поменять своего страховщика. У нас десятки миллионов застрахованных страхователей, сотни тысяч предприятий, и если бы нам так же, как во Франции, государство обеспечило, что они никуда не уйдут, все было бы проще.
Скорее всего, зарубежные компании захотят занять нишу на рынке страхования жизни, так как он самый понятный и прибыльный. «Длинные» деньги интересуют всех, но в первую очередь они нужны нашей собственной экономике. Рынок страхования жизни в России крайне неразвит. Только 1,5% российских семей (до 2% по разным видам страхования) имеют полисы страхования жизни. Поэтому западным компаниям, стремящимся развивать это направление и зарабатывать на нем, придется туго. Ведь доминирующие в регионах российские компании будет фактически невозможно оттуда вытеснить. Для этого нужно создавать точно такую же разветвленную филиальную сеть, а это недешево.
На сегодняшний день в капитале крупнейших мировых страховых компаний, работающих на рынке России, иностранцы уже присутствуют. Так, 38% уставного капитала «Ингосстраха» принадлежит Generali PPF, в «Ресо‑Гарантии» миноритарный пакет акций принадлежит французской AXA, а Allianz на 100% принадлежит одноименной немецкой группе, второй в мире по рисковому страхованию после AXA. Но при этом страхование все‑таки отрасль, где господствуют отечественные компании. Зарубежные фирмы хоть и присутствуют здесь, исполняют российское законодательство и действуют в российской правовой среде.
С чем Россия вступает в ВТО? У нас 0,7–0,8 полиса на семью. И эта ситуация сохраняется с 2004 года. И в большинстве своем — это полисы ОСАГО и КАСКО. Поэтому на глобальном рынке отечественные компании будут совсем незаметны. Государству важно понять, что страховая отрасль — это обеспечение стабильности для экономики, предприятий и для граждан, она сохраняет и защищает имущественные интересы экономики, предприятий и граждан. Поэтому так важно не ошибиться и добиться, чтобы вступление в ВТО прошло безболезненно для российской экономики.