«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании

Теория малых дел работает всегда. Поэтому, несмотря на то, что родители не революционеры и систему изменить не могут, осознанные родители могут и должны ее перестраивать.

«Деловой квартал» провел первый из серии круглых столов, посвященных образованию «Образование 2020: тенденции и перспективы». Эксперты сошлись во мнении, что образование 2020 г. — уже вчерашний день, родителям нужно тренировать осознанность и не бояться менять систему, а ЕГЭ должен быть выведен за рамки школьной программы.

Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Ольга Щетинина, директор Центра академического образования «Нескучный сад» и ГК «ДИВО» Ирина Демина, директор частной образовательной школы им. Ломоносова Галина Клочкова, кандидат экономических наук, заместитель директора Высшей школы экономики-Нижний Новгород Анна Бляхман и блогер Ирина Картушина рассуждали на эти и другие темы. DK.RU воспроизводит диалог участников читательского совета.

«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании 1

Менять систему или отношение к ней?

Галина Клочкова: Образование 2020 – это вчерашний день. Наше будущее сейчас находится в дошкольных учреждениях, в крайнем случае, в первом классе школы. И на это будущее мы хоть как-то можем повлиять. Самый важный шаг, который необходимо сделать в первую очередь — вынести Единый государственный экзамен (ЕГЭ) за школьную программу. У сегодняшних первоклашек еще есть шанс, если мы не будем зацикливаться на отдельных случаях, которые происходят в школах, а поймем, что это — единственный социальный институт, который может научить детей жить в современных информационных джунглях.

Ирина Картушина: У родителей изначально негатив к школе и этот негатив они проецируют на детей. Поэтому дети еще до того, как пошли в школу, начинают ее бояться. Но не все школы плохие. С родителями очень важно работать. Если у них будет другой настрой, то и учителей и детей отношение к школе тоже изменится.   

Ирина Демина:  Самое страшное в жизни – неоправданные ожидания. Школа как социальный институт себя не оправдывает. К ней вынуждены привыкать, подстраиваться.  Родители морально готовятся к тому, что от них с 1 до 11 класса будут требовать выполнение определенных условий.

Поэтому на сегодняшний день стоит вопрос даже не работы с родителями (мы с ними как раз знаем, как работать), а с педагогами, которые говорят: «Сиди ровно. Слушайся».

Но проблема не только с учителями, проблема и с воспитателями. Тем, кто начал со мной 25 лет назад, сейчас 50-55 лет. Они должны уже передавать опыт, но мы не можем сейчас найти людей, которые были бы готовы работать  по такой персоноцентрической модели. Это катастрофа. В центрах «Диво» работают 253 специалиста. Каждая программа в образовательном процессе центра связана с другой. Некоторые кандидаты сразу говорят: «Я лучше пойду работать в детский сад, где группа 35 человек, чем останусь работать у вас в группе с 6-ью ребятами. Там, по крайней мере, с меня никто ничего спрашивать не будет. А здесь мне придется пересмотреть свою программу, да еще и работать « с оглядкой» на других преподавателей».

Ольга Щетинина: Главное, что мы должны сделать сейчас – поменять мировоззрение тех, кто учит педагогов. Образовательное пространство должно более оперативно реагировать на запросы времени.

«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании 2

Кроме того, на федеральном уровне декларируют необходимость перевода образования с муниципального на региональный уровень.  По моему мнению, здесь есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, создается единая образовательная система, с понятной финансовой управляемостью. С другой стороны, школа для муниципального района, для сельской территории  — центр жизни. И если этот центр начинает управляться кем-то сверху, не факт, что это будет максимально эффективно.

Галина Клочкова: Один из плюсов перехода на региональный уровень образования: 100% набор в педагогические вузы и гарантия последующего трудоустройства выпускников на хорошую зарплату. И второй плюс – возможность переподготовки юристов, экономистов и менеджеров. Быть учителем — очень интересно. У меня работают три педагога, которые по первому образованию менеджер, юрист и экономист. СМИ в данном случае играют важную роль — они должны перестать рассказывать о том, какие плохие учителя и как плохо быть учителем.

«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании 3

Анна Бляхман: Мы сейчас пытаемся создать несколько программ профессиональной переподготовки, не для учителей-предметников, а для профессионалов в области экономики, права, математики, истории, добавляя им педагогических компетенций. Делать учителей из крупных метапредметных специалистов.

Галина Клочкова: Давайте вместе работать в этом направлении. Учитель – это профессия, которая никогда не будет заменена роботом. Это профессия на все времена, которой стоит учиться.

Систему можно изменить только революционно, но мы не революционеры. Однако с помощью осознанных родителей система начинает перестраиваться. Родители меняют свое сознание, начинают читать законы и вдруг — бац — узнают, что там официально прописана возможность получать домашнее образование. Возникает вопрос: «Но, как же в таком случае создать социум?» Очень просто. С помощью дополнительных занятий, кружков при художественном музее, «Арсенале». Главное помнить, что на 11-15 лет у родителей нет своей, отдельной, жизни. Есть общая, семейная жизнь с ребенком. Важно воспитать ребенка человеком, который точно знает, чего он хочет от жизни, и родители должны ему в этом помочь.

Родители должны принимать эту ответственность и осознавать, что если не получается изменить образовательный процесс, значит, надо выработать собственное к нему отношение, и четко следовать намеченному плану, видя конечную цель.

Осознанность можно тренировать. Каждое действие, даже ошибочное, нуждается в рефлексии. С одной стороны, это смотрится диковато, но, с другой стороны, любая тренировка на этом и построена – ты должен разобраться, что и в какой момент пошло  не так, что в твоих действиях было лишним, а чего, наоборот, не хватало. Тогда осознанность начинает проявляться во всем.

Если не ЕГЭ, то что?

«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании 4

Ольга Щетинина: Школы не должны «натаскивать» на сдачу ЕГЭ. Медленно, но верно, на федеральном уровне приходят к пониманию того, что Единый госэкзамен нужно отменить в том виде, в котором он существует сейчас.

Анна Бляхман: Кому-то удобно использовать ЕГЭ, в том числе, как инструмент оценки школ. И это накладывает крест на всем смысле школьного образования. Потому что как только ЕГЭ будет вынесен за школьные рамки, возникнет вопрос: «Как оценить ее работу, как педагоги должны координировать свою работу друг с другом?» Много ли школ вы знаете, где учителя математики и обществознания выстраивают свою программу совместно? Думаю, что нет. А ведь это связанные дисциплины. И как вообще можно изучать литературу без связи с историей?

Галина Клочкова: Ответ на вопрос о том, что станет критерием качественного образования, если вывести ЕГЭ за пределы школы, очень простой. Нужно оценить все навыки школьников – рефлексию, самооценку, исследовательскую деятельность, тайм-менеджмент. Но здесь заложена мина под названием Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором развитие всех этих навыков предусматривается только до 8 класса, а потом начинается подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Навыки просчитать проще и результат будет объективней, чем оценки по ЕГЭ. Но, вероятно, кому-то выгодно, чтобы учителя занимались индивидуальным предпринимательством.

Представьте, если бы в школе подобрались крутые учителя изобразительного искусства, музыки. Неужели от этого школа была бы хуже? Конечно, нет. Образовательную программу в ней можно было бы выстроить таким образом, что эти предметы стали бы базовыми и родители выбирали бы не школу, где высшие результаты ЕГЭ (потому что эти результаты к качеству обучения в школе, строго говоря, отношения не имеют), а в школу, где каждый день музыка.

Анна Бляхман:  Образование в России сейчас находится на краю гигантского разрыва. Если мы все вместе сейчас не предпримем какие-то усилия, то это будет уже не разлом, а пролом. И наши дети окажутся пострадавшими.

«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании 5

Галина Клочкова: Пострадавшие уже мы. Потому что сейчас много непрофессионалов — начиная от водителей такси и заканчивая женщинами-учетчицами электрической энергии и уборщицами. Такие «специалисты» не понимают, что нельзя ставить ведро посередине лестницы, потому что сейчас тут пробежит ребенок. Мы иногда ошибочно считаем, что вот, дети школу (вуз) закончили, и наши проблемы тоже закончились. Но такие выпускники получают диплом и садятся за руль или работают с людьми.

Анна Бляхман: Невозможно жить в двух реальностях. А получается, что мы все время провоцируем наших детей «раздваиваться». Одна реальность в школе, где есть доска с мелом и правильный ответ, другая —дома, с родителями.

Немного о трендах

Ирина Картушина: Необходимо уделить большее внимание внешкольным занятиям, больше загружая детей музыкой. В последнее время тема музыки ушла, а она очень актуальна для развития. Занятия спортом не менее важны. При этом взрослые тоже должны развиваться вместе с детьми и учиться быть настоящими родителями.

«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании 6

Анна Бляхман: Информации вокруг очень много. Дети должны учиться правильно искать и отбирать информацию.  Эти компетенции  нужны в любой профессии. Второй важный момент — школьников необходимо учить основам предпринимательства. Как понять и организовать то, что тебе хочется делать? Как себя организовать? Третий важный момент  – развитие метапредметных компетенций — того, что помогает ориентироваться в жизни и правильно соединять с внешним миром собственное понимание предмета. Это именно то, чему мы, как высшее учебное заведение, должны научить студентов.

Ирина Демина: Дети получают разные возможности при рождении, поэтому очень важна персонализация. Слово «инклюзивный» стало практически нормой, многие громко говорят о доступном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья, но не очень понимают, что делать дальше. С одаренными детьми то же самое.

«На краю гигантского разрыва». Эксперты — о проблемах и трендах в российском образовании 7

Но само понятие «норма» также очень размыто и непонятно, где она заканчивается и начинается «не норма». Создать равные возможности для разных людей – это задача всегда существовала.

Итоги

 
1. Родители должны поменять отношение к школе как социальному институту. «Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней».
 
2. Нельзя рассуждать в стиле: «Все проблемы — от системы образования». Родители не должны дистанцироваться и снимать с себя ответственность за результат. В конце концов, именно от них зависит, вырастет ли ребенок гармоничным и счастливым.
 
3. Необходимо менять мировоззрение специалистов в профильных вузах. От активности высших учебных заведений и скорости их реагирования на вызовы времени зависит очень многое. Профессии учителя необходимо вернуть былой престиж.
 
4. Важна роль СМИ. Они должны меньше писать о том, какие плохие учителя и школа, а больше о том — какая это интересная профессия. Роботы никогда не заменят учителей.
 
5. Полученные навыки вместо баллов по ЕГЭ — вот, что может стать критерием качественного школьного образования.
 

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.