«Клиент — это партнер банка на долгие годы», — Татьяна Штукатурова, ЮниКредит Банк

«Наш клиент — это целеустремленный предприниматель, который увлечен своим делом, в деталях знает особенности рынка и умеет нестандартно мыслить. У таких людей мы и сами готовы многому учиться».

Современная история банковского дела в России началась относительно недавно. Однако тех, кто прошел этот этап в несколько десятилетий от и до, немного. Пережить все экономические и политические кризисы было непросто, а сохранить на этом фоне доверие клиентов представляется отдельным видом искусства. Те, кому это удалось, утверждают, что клиент — это партнер банка, отношения с которым выстраиваются на длительный срок.

О том, как это работает на примере корпоративного бизнеса, NN.DK.RU рассказала глава регионального центра корпоративного бизнеса АО ЮниКредит Банк в Нижнем Новгороде Татьяна Штукатурова.

В этом году ЮниКредит Банк отмечает 30 лет работы в России. Традиционно кредитная организация делает особый акцент на обслуживании корпоративного бизнеса: как обстоит ситуация в этом сегменте у Нижегородского филиала?

— В начале своего пути, в советские годы ЮниКредит Банк был кулуарным, в своем роде элитарным — наши старожилы рассказывают, что когда-то у них был лист ожидания для клиентов, которые хотели открыть счет и ждали своей очереди.

Сейчас ситуация выглядит с точностью до наоборот — банки стоят в листе ожидания у клиентов. А клиенты, в свою очередь, предпочитают сотрудничать с теми, кто предлагает современные технологичные решения, не теряя при этом индивидуального подхода.

Причина, по которой ЮниКредит Банк преодолел все спады в экономике без существенных потерь, состоит в стабильно качественной клиентуре  и профессиональном подходе к темпам развития бизнеса. Мы никогда не делали ставку на «раздувание» активов, в том числе в Нижегородском филиале — акцент делается на комплексное обслуживание клиентов.

Наши предприятия-партнеры обращаются не только за кредитами: им нужно решение всех задач по расчетному обслуживанию, сопровождению внешнеторговых операций, зарплатным проектам — список можно продолжать довольно долго. Мы готовы к такому сотрудничеству, и рост кредитно-документарного портфеля — один из результатов. Показательно то, что рост обеспечен именно документарной частью, состоящей из аккредитивов и гарантий. Кроме того, продолжает расти объем депозитов и остатков по счетам.

«Клиент — это партнер банка на долгие годы», — Татьяна Штукатурова, ЮниКредит Банк 1

Как вы оцениваете финансовую устойчивость нижегородских предприятий? С какими направлениями крупного бизнеса вы работаете, и менялась ли отраслевая структура вашего «клиентского портфеля» в последние годы?

— В регионах ЮниКредит банк работает с довольно широким сегментом клиентов — это компании с выручкой более 300 млн руб. в год. Мы ориентируемся на то, что клиентская база должна быть достаточно диверсифицированной, но вместе с тем устойчивой: соотношение производственных и торговых компаний в нашем клиентском портфеле практически не меняется уже много лет и составляет 80% и 20% соответственно. Особое внимание сейчас уделяется развитию сотрудничества с компаниями, выручка которых составляет до 1 млрд рублей — например, в текущем году мы внедрили упрощенную процедуру выдачи кредитов в сумме до 100 млн рублей.

В общих чертах «портрет» нашего клиента выглядит так: это целеустремленный предприниматель, который по-настоящему увлечен своим делом, в деталях знает особенности своего рынка и умеет нестандартно мыслить. У таких людей мы и сами готовы многому учиться.

Говоря об этом, я вспомнила встречу с одним из клиентов в 2015 году: когда кризис пошел на спад, мы встречались с нашими партнерами и интересовались их  планами на будущее. Настроения у всех были не очень позитивные, но один клиент из текстильной отрасли, которая традиционно считается сложной, заявил, что для него наступило время новых возможностей, когда слабые игроки уйдут с рынка, а сильнейшие останутся. И, знаете, его бизнес продолжает устойчиво расти и привлекать новые инвестиции.

Конечно, в последние годы мы не видим бурного роста выручки и маржинальности предприятий, каким он был, скажем, до 2008-го. Есть небольшие исключения в экспортно-ориентированных отраслях, но для большинства компаний сейчас в приоритете сокращение издержек и разумная инвестиционная программа. Вложения производятся, как правило, при наличии господдержки — займов Фонда развития промышленности, субсидированных кредитов по линии Минсельхоза  и Минпромторга. ЮниКредит Банк является участником многих льготных программ, и, разумеется, мы активно поддерживаем инвестиционные проекты в регионах.

«Клиент — это партнер банка на долгие годы», — Татьяна Штукатурова, ЮниКредит Банк 2

Какие некредитные продукты наиболее востребованы среди ваших клиентов, и на что вы планируете делать ставку в обозримой перспективе?

— Традиционно у нас сильные позиции в сегменте внешнеторговой деятельности — обслуживание экспортеров и импортеров всегда было одним из ключевых направлений для банка. Таким компаниям требуется не просто расчетное обслуживание, а комплексный подход: часто им необходимы консультации валютных специалистов, что стало еще более актуально в связи с изменением законодательства в этой сфере. Кроме того, большое значение имеет скорость расчетов. У нас прямые корреспондентские отношения с большим пулом международных банков, мы предлагаем различные инструменты хеджирования и предоставляем возможность покупки валюты через электронную площадку. Поскольку в основе нашей идеологии лежит индивидуальный подход к клиенту, в каждом филиале ЮниКредит Банка направлением внешней торговли занимаются выделенные специалисты, которые могут провести компетентную  экспертизу контракта.

Сейчас мы видим рост интереса к продуктам кэш-менеджмента (управление корпоративной ликвидностью), так как задачи по оптимизации расчетных функций стоят перед многими компаниями, и часть наших клиентов охотно используют предлагаемые банком решения по упрощению расчетов.

Наконец, в текущем году стали особенно востребованы продукты по управлению оборотным капиталом — такие, как факторинг и дисконтирование аккредитивов. Конечно, их нельзя со всей строгостью отнести к некредитным, поскольку они несут определенный кредитный риск. Однако эти инструменты удобны по целому ряду причин, одной из которых является возможность получить отсрочку у поставщика либо, наоборот, предоставить отсрочку покупателю, не отвлекая при этом оборотный капитал. Кроме того, данные продукты не деформируют баланс компании, поскольку обязательства перед банком отражаются на внебалансовых счетах, а по стоимости услуги соизмеримы со стоимостью кредита. Такие решения можно использовать, принимая лимит риска либо на компанию, либо на своего контрагента.

Говоря о перспективах, надо отметить следующее: маржинальность кредитных продуктов в банковском бизнесе падает, поэтому доля некредитных бизнесов растет.

Также дальнейшее развитие сложно представить без использования цифровых технологий, и уже сейчас наш сервис клиент-банка позволяет совершать многие операции в режиме онлайн — покупать валюту по курсу, близкому к биржевому, получать кредит, размещать депозиты и тому подобное. При этом, несмотря на диджитализацию многих процессов, на первое место мы всегда ставим качественный сервис и человеческие отношения. Наша цель состоит не в том, чтобы совершить  разовую сделку. Мы заинтересованы прежде всего в долгосрочном партнерстве.

«Клиент — это партнер банка на долгие годы», — Татьяна Штукатурова, ЮниКредит Банк 3

Банк работает на рынке слияний и поглощений (mergers and acquisitions, M&A), который считается более развитым в западных странах, нежели в России, хотя экономика меняется. Разумеется, предложение всегда продиктовано спросом, но что именно предлагаете вы?

— Действительно, экономика меняется, и взгляд на рынок M&A в России тоже.  В ЮниКредит Банке за это направление отвечает департамент корпоративных финансов и рынков капитала, сотрудники которого обладают высокими компетенциями и знанием различных отраслей, и что особенно важно — имеют колоссальный опыт закрытия сложных (даже знаковых для российского рынка) сделок и выход на иностранных инвесторов в глобальном масштабе.

Клиенты обращают внимание на этот сегмент по разным причинам: например, среди них есть инвесторы, которые хотят войти в новое направление и располагают финансовыми ресурсами для этого, но не обладают знанием рынка, достаточным для выхода на интересный актив.

Есть, наоборот, собственники бизнеса, готовые продать его адекватному инвестору, который будет заинтересован в том, чтобы этот бизнес сохранить и развить. Наконец, многие лидеры российского рынка в той или иной отрасли нацелены на международное присутствие, а мы обладаем экспертизой, которая позволит им реализовать эти планы. Какой бы ни была причина, правильнее будет обратиться к профессионалам, в итоге это позволит сэкономить и время, и деньги.

Резюмируя все вышесказанное, каковы ваши планы на перспективу года или нескольких лет? Каким вы видите банк, скажем, к его 35-летию?

— Как я уже говорила, мы видим большой потенциал в развитии сотрудничества с компаниями,  выручка которых находится в пределах 0,3-1 млрд рублей, и, безусловно, работа с большим пулом клиентов требует внедрения цифровых решений. Что касается продуктов, то наиболее удачные идеи быстро копируются другими участниками рынка, так что нашими безусловными преимуществами должны остаться индивидуальный подход к клиентам и профессионализм в решении поставленных задач.

Принцип «продал продукт и забыл» — это точно не про ЮниКредит Банк.

Не подвести и выполнить все взятые на себя обязательства — основа работы банка. Поэтому в горизонте пяти лет я по-прежнему вижу ЮниКредит Банк надежным финансовым партнером для наших клиентов с современными цифровыми решениями и продуктами.

СПРАВКА. ЮниКредит Банк — это коммерческий банк, работающий в России с 1989 г. Является одним из крупнейших российских банков, занимая 8-е место в рейтинге ИНТЕРФАКС-100 по объему активов по результатам III квартала 2019 г. 100% голосующих акций принадлежит Группе UniCredit (UniCredit S.p.A.).

Генеральная лицензия Банка России №1

Самое читаемое
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.