Мы съели все ресурсы на модернизацию
Павел Солодкий директор ООО «УК «Региональный центр международной торговли» Без создания эффективного государства невозможно избавиться от беззакония, коррупции, монополизма, инфляции и некомпетен
Павел Солодкий директор ООО «УК «Региональный центр международной торговли»
Без создания эффективного государства невозможно избавиться от беззакония, коррупции, монополизма, инфляции и некомпетентности государственного регулирования экономикой. Иначе говоря, поручения президента автоматически не создают условий для мотивации к труду. А, следовательно, не ведут к модернизации экономики.
Вообще модернизация проводится именно сверху, политическим руководством с помощью ресурсов государства. Модернизации снизу не бывает. Снизу, по-крайней мере в России, получается революция и погром барской усадьбы, а нам нужны контролируемые и направляемые изменения. Однако в рыночной экономике приказать или призвать к чему-то недостаточно. Надо создать такие условия, чтобы предприниматели и государственные менеджеры были заинтересованы искать новые, более эффективные решения, технологии, вкладываться в поиск, в НИОКРы, в опытное производство, искать новые рынки. У нас состояние свободной конкуренции, по крайней мере, в большинстве секторов.
Ключевое условие модернизации— это восстановление конкурентного режима в нашей экономике. Для этого нужно сделать четыре вещи. Во-первых, приватизировать не меньше половины государственной собственности. Во-вторых, на порядок сократить контрольно-надзорные функции государства, при необходимости заместив их обязательным страхованием. В третьих, нужно ликвидировать излишние и запутанные элементы системы согласований инвестиционных проектов, новых продуктов. И наконец -- обеспечить независимость и неподкупность регистраторов собственности и арбитражных судов.
Государство должно помогать рискующим и закладывающимся на отдачу не завтра, а послезавтра. Иначе их просто не будет. Можно помогать прямыми инвестициями, участием в страховании рисков венчурного предпринимательства. Модернизация— процесс долгий, но уже жизненно необходимый. В отличие от 80-х годов прошлого века, когда началась мягкая модернизация, сейчас страна прозрачна, и она либо модернизируется, либо разъедется.
Еще один наш реализованный приоритет— это повышение пенсий. В 2010 г. пенсионные расходы достигнут 10% ВВП, в следующем— вырастут еще почти в полтора раза. Дополнительные расходы федерального бюджета на это— около 1 трлн руб. Эти деньги -- не сбережения пенсионеров, это средства налогоплательщиков. На мой взгляд, выбор был сделан политический, так как пенсионеры — наиболее активная часть электората. Но для модернизации это опасно чисто экономически. Мы «съели» все свободные ресурсы бюджетной системы, которые могли мы пойти на модернизацию. Шаг бесспорный с точки зрения морали— достаточно поглядеть, как живут по стране наши старики. Но мы заплатили за прошлое, вместо того чтобы заплатить за будущее. Напомню, что в Китае, Индии таких социальных расходов, как у нас, просто нет. Бюджет их не несет. Поэтому другие страны БРИК резко опережают нас по темпам развития, разговоры идут уже о том, чтобы в ближайшем будущем «переформатировать БРИК», исключив оттуда Россию. Россия больше не рассматривается большинством зарубежных аналитиков как страна— кандидат в новые лидеры. Нужно постепенно повышать пенсионный возраст, иного выхода нет. У нас просто нет денег на такую систему пенсионного обеспечения с 55— 60 лет, мы их не заработали.
Есть два сектора, крупные инвестиции в которые способны кардинально изменить общую ситуацию в стране— это жилье и инфраструктура городов и пригородов. Сегодня в России эффективный радиус хозяйствования— 20 км от города, а в Германии— 100. Потому что через 20 км от любого города в России кончаются дороги, газ, связь, магазины. Именно поэтому все так дорого, всего не хватает— офисов, квартир, парковок...
Модернизация всегда связана с ломкой уклада жизни. Самая первая, но очень робкая, началась еще при царе Алексее Михайловиче. Это потом уже при Петре I в XVII веке очухались от смуты и поняли, что Запад-то живет давно по-другому, гораздо бодрее и веселее. Недолгая подковерная борьба нового со старым закончилась топором и ножницами. Вторая модернизация, уже цивилизованная, была в России при Екатерине Великой. И у нее, и у Петра главным было -- технологически догнать Запад, и прежде всего модернизировать армию и флот, а также основные государственные институты. То же самое, кстати, в ХХ веке делал Сталин. А между ними была еще модернизация Александ- ра II, которая шла без большого насилия, и последовательно. Также мягко шла модернизация при Горбачеве, названная «перестройкой». И чем это закончилось? Мягкая модернизация при Александре II закончилась Александ- ром III, временем реакции, как это называлось в советских учебниках истории, а эпоха Горбачева — Ельцина закончилась стабилизацией системы, восстановлением расшатанных позиций государства. Сегодня мы очевидцы и даже участники очередного этапа модернизации.







