Молочное животноводство России так и не стало бизнесом

Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России Сегодня на рынке такого важного для России продукта, как молоко, сложилась парадоксальная ситуация: потребление и общий спрос на т

Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России
Сегодня на рынке такого важного для России продукта, как молоко, сложилась парадоксальная ситуация: потребление и общий спрос на товары молочной группы растут стабильно и в 2010 году достигли беспрецедентной цифры в 14%. Однако этот рост спровоцировал не увеличение производства, как можно было ожидать, а скачок цены. За последние четыре года молоко подорожало почти в три раза и таким образом перестало быть товаром, доступным для всех социальных групп. Засуха 2010 года только усугубила ситуацию, а о розничных ценах этой осенью не говорил только ленивый.
К чему это ведет? На данный момент цена российского цельного молока со средним содержанием жира и белка составляет около 18 рублей за кг, тогда как на мировом рынке молоко стоит в среднем 32 евроцента (это чуть больше 11 рублей). Диспаритет цен приводит к тому, что наши производители уже неконкурентоспособны на внутреннем рынке в таких сегментах, как сыры, сливочное масло и сухое молоко.
Но, что самое интересное, даже при таких ценах находятся те, кто утверждает, что молочное животноводство в России нерентабельно. Находятся люди, и в немалом количестве, которые при любой цене— и при девяти рублях за килограмм, и при 12, и при 20 — говорят, что на каждом литре теряют по два рубля. Почему же сегодня есть предприятия с 60–80-процентной рентабельностью и есть вечно жалующиеся на свою судьбу производители? На мой взгляд, молочное животноводство в России— сегодня одно из самых низкотехнологичных отраслей. И дело здесь даже не в наличии или отсутствии современных поилок и доильных аппаратов, делов слабом менеджменте, многие руководители и специалисты высшего звена просто не знают основных технологических процессов и законов рынка. Россия на данный момент является, возможно, единственной развитой страной, где сохраняются такие серьезные сезонные колебания цен на молочную продукцию. Хотя производить больше молока зимой, когда оно стоит дороже, и меньше летом, когда оно стоит дешевле, технологически научились уже давно. Можно порадоваться за наших свиноводов и птицеводов, которые давно не зависят от сезонности, а маржа в этом секторе у всех стабильная и примерно одинаковая. Сегодня на любом свинокомплексе, на любой яичной или бройлерной фабрике технологии отработаны до такой степени, что ничем не отличаются от таких же предприятий Европы и Америки. Это позволяет нашим свиноводам и птицеводам стабильно выпускать конкурентоспособный продукт заданного качества. А вот в молочном животноводстве пренебрежение технологическими правилами распространено до непозволительного уровня. И осознания, что корень всех проблем молочного животноводства лежит именно в технологии, пока не наступило. Хотя молочное животноводство— объективно самовоспроизводимая рентабельная отрасль и имеет все условия для устойчивого развития практически на всей территории России. Почему же молочники до сих пор не сели и не подумали, как им в XXI веке избежать ситуации, когда пик производства приходится на момент наименьшего спроса?
При этом нужно отметить, что даже стабильное повышение потребления молока и молочных продуктов в последние годы не сократили нашего отставания в подушевом потреблении. Северные европейские страны, такие как Финляндия, Германия, Ирландия, потребляют в год на душу населения свыше 100 кг молока на человека, в России этот показатель не достигает и 70 кг. Потребление молочных продуктов у нас в стране значительно ниже рекомендованных еще в советское время норм, и это негативно сказывается на здоровье нации. Уровень лояльности россиян к этому продукту настолько высок, что возможностей для успешного бизнеса здесь, возможно, больше, чем где бы то ни было в сельском хозяйстве. Дело за руководством предприятий, которое должно изменить свой подход и пересмотреть ситуацию, когда это производство может быть убыточным.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.