«Метэкспо» продает отделы продаж топ-менеджерам

Компания «Метэкспо» продала три отделения: в Нижнем Новгороде, Воронеже и Самаре — руководителям этих отделений. Стоимость сделки компания не раскрывает. С новыми собственниками компания заключила

Чтобы вывести свою компанию в лидеры российского рынка спотовой металлоторговли , ПК «МЕТЭКСПО» создала новую модель построения бизнеса: она продала отделы продаж их управляющим и начала строить новые подразделения, которые также собирается продать.

Компания «Метэкспо» продала три отделения: в Нижнем Новгороде, Воронеже и Самаре — руководителям этих отделений. Стоимость сделки компания не раскрывает. С новыми собственниками компания заключила договор о долгосрочном сотрудничестве и предоставлении сервисных услуг и поставках металлопроката с фиксированной наценкой в 4%. В стадии подготовки к продаже находятся еще три отделения — в Ярославле, Казани и Ростове–на-Дону, созданные компанией с нуля специально для передачи их в собственность топ-менеджеров. Главной целью изменений «МЕТЭКСПО» называет консолидацию рынка, улучшение его конъюктуры и предлагает воспользоваться данной моделью развития бизнеса конкурентам. «ДК» узнавал подробности у председателя совета директоров ПК «МЕТЭКСПО» Георгия Кузьмичева.

В чем суть и новизна вашей схемы развития бизнеса?

— Чтобы объяснить ее, нужно рассказать о ситуации на рынке. Сегодня, по оценкам различных аналитиков, примерно пятую часть рынка спотовой металлоторговли держат около десяти крупных компаний, 10-15% — представители среднего бизнеса, а 60% — мелкие фирмы, которые, используя меняющуюся конъюнктуру, раза два в год выходят «в люди» и торгуют в небольших объемах, но с хорошей наценкой, зарабатывая 20-30% годовых. Затем переходят в другой сектор с большей рентабельностью. Чтобы вытеснить мелких металлоторговцев, средние игроки пытались объединяться. Но менеджеры по продажам — ключевые фигуры этого бизнеса — саботировали процессы объединения компаний.

Почему?

— Коммерсанты хотят либо как можно дороже себя продать — меньше отдать из своей прибыли, либо построить собственный бизнес. Они могут диктовать свои условия. У них «все в шоколаде», они главные люди в компании, после покупателей. А после укрупнения коммерсант уже не «пуп земли», а один из специалистов. Сотрудники отделов продаж понимают это и попытки объединения воспринимают в штыки. Они отделяются, открывают собственный бизнес, берут на аутсорсинг бухгалтерию, арендуют склады и — встречайте нового конкурента.

Как вы решили эту проблему?

— Лучше отдать коммерсантам то, что они хотят, — собственный бизнес. Для этого мы решили «приватизировать» существующие отделения продаж. После подготовки бизнес-плана, налаживания соответствующих бизнес-процессов и заполнения необходимых вакансий ПК «Метэкспо» передала в собственность три своих отделения продаж. Владельцами стали руководители этих отделений. Теперь «Метэкспо» продает им металлопрокат с фиксированной наценкой 4%. За эти 4% мы обеспечиваем им и сервисные услуги — транспорт, логистику и т.д. Собственники бизнеса четко знают, за что они платят, и полностью распоряжаются полученной прибылью. По договору новый собственник не может сменить поставщика, однако и поставщик не имеет права поднимать цены. Если вновь созданная компания все же захочет развиваться самостоятельно, она будет вынуждена заключать прямой договор с производителями, что невыгодно из-за невысоких объемов, или переходить под крыло другой крупной структуры, ломая налаженные бизнес-процессы.

А как связаны между собой приватизация отделов продаж и ваши планы расширения бизнеса?

— В 2007 г., одновременно с подготовкой к приватизации существующих отделов продаж, ПК «Метэкспо» создала три новых «предпродажных» отдела. Их руководители уже сейчас знают, что станут собственниками — компания согласовала с ними все условия будущей приватизации и последующего сотрудничества. Мы предоставляем руководителям просчитанную, прозрачную схему бизнеса. По ней коммерсанты получат бизнес в собственность, когда возглавляемые ими отделения выйдут на запланированный уровень рентабельности: доходность должна позволить новому собственнику получить в распоряжение существенную часть прибыли и выкупить бизнес у «Метэкспо» в течение 1,5-2,5 лет. Продажа первого из вновь созданных отделений продаж — ярославского — произойдет в мае–июне этого года.

«Приватизация» совсем неожиданно оказалась выгодным бизнесом. Я не буду открывать все цифры, скажу только, что затраты на создание отделения составляют миллионы рублей, а продаем мы их за десятки миллионов. Продажа одного отделения окупит все будущие инвестиции — полученных средств хватит, чтобы профинансировать всю программу на два года вперед. Мы уже обеспечили финансовый поток, необходимый для развития проекта. К концу 2008 г. мы намерены создать и продать управляющим десять отделов продаж, а когда выйдем «на проектную мощность», будем работать по графику: создание одного отделения продаж за две недели. К концу 2010 г. планируем открыть до 100 таких отделений.

Вы найдете столько квалифицированных управленцев?

— Часть новых отделений возглавят наиболее успешные специалисты ПК «Метэкспо». Другую — менеджеры по продажам и топ-менеджеры тех компаний, место которых на рынке мы будем занимать. Я уверен, что ключевые сотрудники конкурентов воспользуются предложением стать собственниками понятного им бизнеса и перейдут в «Метэкспо» со своей клиентской базой. Особенно если увидят, что эта система работает. В каждой средней металлоторговой компании таких людей немного — всего на российском рынке их не больше тысячи. Если мы из этой тысячи потенциальных собственников привлечем порядка ста, то достигнем намеченного уровня.

Вы призываете конкурентов делать то же самое?

— Я надеюсь на это. Мы не делаем коммерческой тайны из планов компании. Ни саму программу, ни ее элементы, вплоть до размера наценки, не скрываем от участников рынка. Почему? Во-первых, мы хотим донести информацию до тех людей, которые к нам придут из конкурирующих структур. Во-вторых, нам важно снять возможность обвинения в нечестной игре, предупредив конкурентов о намерениях. И в-третьих, я совершенно уверен, что в одиночку изменить рынок не удастся. Мы предполагаем, что новую схему построения и ведения бизнеса применят многие металлотрейдеры. Кто успеет построить партнерскую сеть, тот и останется. Остальные будут вынуждены уйти. В результате на рынке спотовой металлоторговли будет работать три-пять крупных компаний, контролирующих порядка 90% рынка. Небольшое количество вменяемых игроков всегда смогут договориться между собой по основным параметрам для дальнейшего развития рынка, в том числе об установлении минимальной наценки не ниже 20%, заключат трансферные соглашения по наиболее компетентному персоналу — сегодня «стоимость» некоторых специалистов просто зашкаливает, цена их труда становится выше рыночной. Это хорошо для работника, но не для бизнеса.

Спотовая металлоторговля — продажа металлопроката для его использования в качестве вспомогательного сырья, например, для ремонта оборудования или изготовления неосновных конструкций.

Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.