Меняйся или умри. Выйдет ли рынок коммерческой недвижимости из кризиса?

По мнению экспертов, нижегородцев в 2019 г. ждут реконцепции торговых центров, новые нестандартные гастропространства и масштабные изменения в поведении инвесторов.

Рынок коммерческой недвижимости Нижнего Новгорода испытывает на себе влияние сразу двух кризисов, что делает его непривлекательным для инвестиций. С одной стороны, столица Приволжья еще не отошла от последствий падения покупательной способности граждан в 2014 г. С другой, в городе уже несколько лет сохраняется избыток качественных торговых площадей: на каждую тысячу жителей приходится 600 кв. м.

Как это влияет на поведение инвесторов и владельцев помещений, рассказали представители компании «IDEM — Консультанты по торговой недвижимости».

Инвестиционный тупик

По данным экспертов IDEM, новые торговые центры не открываются третий год подряд, а некоторые существующие находятся в стагнации. Чуть лучше обстоят дела с гипермаркетами: в 2018 г. на рынок «зашли» два новых игрока — Leroy Merlin и HOFF. Также в Нижнем Новгороде стало больше ресторанов: появился первый филиал Black Star Burger, начал работу фуд-маркет «Восход», сеть «Макдональдс» открыла три новых точки.

Меняйся или умри. Выйдет ли рынок коммерческой недвижимости из кризиса? 1

Говоря про общие показатели, эксперты отметили, что средняя арендная ставка у объектов коммерческой недвижимости уменьшается или растет не более чем на 5% (если учесть инфляцию, в реальных ценах это означает рост не более 1%). Оборот розничной торговли увеличился на 6% без учета инфляции, но темп прироста достиг лишь 7%, замедлившись относительно показателей 2017 г.

При этом стоимость 1 кв. м торговой недвижимости заметно увеличилась, что делает создание новых объектов невыгодным для инвесторов. В 2018 г. квадратный метр обходился девелоперам в 50 тыс. руб. «Если раньше девелоперы строили большие объекты, то сегодня они не готовы это делать. Ситуация в бизнесе такая, что на развитие существующих торговых площадей требуются серьезные ресурсы. Иногда едва ли не большие, чем на строительство новых», — отметила генеральный директор IDEM Екатерина Гресс.

Меняйся или умри. Выйдет ли рынок коммерческой недвижимости из кризиса? 2

Она подчеркнула, что в ближайшие годы рынок торговой недвижимости, скорее всего, также не будет находиться в топе привлекательных инвестиционных рынков. А в 2020 —2021 гг. аналитики прогнозируют новый глобальный кризис в мировой экономике.

Меняйся или умри. Выйдет ли рынок коммерческой недвижимости из кризиса? 3

Вдобавок инвесторам придется считаться с мировыми трендами, которые постепенно приходят в российские регионы.

Тренды 2019: виртуальная торговля, «уберизация» и монополии

По данным специалистов, в 2019 г. в городе начнется бум реконцепций торговых площадей.

В регионы приходит тренд на увеличение доли онлайн-торговли. Активно развиваются сервисы доставки товаров и еды. Ожидается, что рост «виртуального» рынка окажет значительное влияние на рынок классического ритейла, заставляя его уменьшать торговые площади.

Из-за информатизации и автомобилизации населения увеличивается спрос на небольшие районные ТЦ, а также малые форматы. Многие ритейлеры уже отреагировали на этот запрос. К примеру, «М.Видео» разработал мини-формат «m.mobile», а IKEA открыла в нескольких российских городах дизайн-студии. Одна из таких студий работает в нижегородском ТЦ «Седьмое небо», но недавно компания объявила, что закроет объект из-за нерентабельности.

Увеличивается количество людей, которые ведут бизнес на дому. Маникюр, выпечка тортов, изготовление подарков — все это больше не требует обязательной аренды помещения.

В регионы приходит «уберизация»: открывается все больше сервисов, подобных UBER, которые позволяют минимизировать расходы за счет привлечения широких слоев населения в качестве партнеров.

Продолжается централизация ритейла. Специалисты утверждают, что 2018 год запомнится значительным количеством «поглощенных» компаний. К примеру, «М.Видео» поглотило «Эльдорадо» и Mediamarkt, X5 Retail Group — сеть магазинов «Полушка», а «Leroy Merlin« купил DIY-оператора «К-раута». Региональные сети при этом сдают позиции.

Спасет только нестандартный подход

В таких условиях консультанты IDEM советуют инвесторам искать нестандартные подходы, внимательнее относясь к потребностям людей.

Например, в Нижнем Новгороде крупные торговые площади распределены неравномерно и сосредоточены в верхней части города, что делает перспективным открытие новых объектов в нижней части.

Строить классические центры сейчас крайне невыгодно. Инвесторов ждет и изменение потребительского поведения людей, и переизбыток торговых площадей. Но в целом в Нижнем можно найти точки, где строительство возможно и рентабельно. Согласно нашей статистике, меньше всего ТЦ сейчас в Ленинском, Сормовском и Приокском районах, — рассказал руководитель отдела консалтинга IDEM Денис Зыков.

Если говорить о модных форматах, то девелоперы все чаще разрабатывают нишевые проекты. Популярными становятся ритейл-парки, life-style центры и аутлет-центры. Это уже ТЦ нового типа, куда люди приходят не столько за покупками, сколько ради развлечения и получения каких-либо других услуг. Ранее DK.RU писал, что в 2019-2020 гг. в Нижнем Новгороде запланировано открытие двух торговых объектов: МФК «Аквамания» и ТЦ «Автозаводец». Оба они совместят в себе функции шопинга и досуга.

Меняйся или умри. Выйдет ли рынок коммерческой недвижимости из кризиса? 4

По мнению Дениса Зыкова, в срочном пересмотре своей концепции нуждаются такие ТЦ, как «Ганза» и ЦУМ.

Судьбе же торговых центров вроде нижегородского «Шоколада» эксперты не завидуют.

В Нижнем есть несколько стагнирующих ТЦ, которые построены до 2014 г. Их владельцы явно не выдержали долговых обязательств, снизили арендные ставки и в итоге вынуждены были отдать свою недвижимость банкам или продать. Причем сделки обычно заключаются невыгодные: 35 тыс. руб. за 1 кв. м. Новый объект за эти деньги не построишь. И даже на такую сделку найти покупателя бывает сложно, так как репутация у места негативная, и на реабилитацию его в глазах потребителя у инвесторов уходят годы, — отметила Екатерина Гресс.

Нестандартный и «демократичный» подходы будут востребованы и в ресторанном бизнесе: в 2018 г. популярнее всего у нижегородцев оказались бургерные и гастропространства вроде фуд-холла «Жарбалкон» и фуд-маркета «Восход».

Источник фото: презентация IDEM

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.