Мария Хайруллина помогла обрести семью 30 детям

Директор благотворительного фонда «Дети без мам» Мария Хайруллина убеждена, что помощь должна быть профессиональной, поэтому работу в своем фонде она строит по законам бизнеса.

Ее команда просчитывает эффективность каждого реализуемого проекта, находит деньги на его воплощение, распределяет бюджет и разрабатывает методики продвижения.


Благотворительный фонд «Дети без мам» решает очень важную социальную проблему, до которой у государства пока не доходят руки. Сотрудники организации проводят сбор средств на оплату работы нянь в больницах Нижнего Новгорода и области для детей, оставленных сразу после рождения, и для детей из сиротских учреждений.

«Дело в том, что за то время, которое ребенок проводит в одиночестве в больничной палате, он деградирует эмоционально, физически и интеллектуально. К сожалению, чем больше он там находится, тем меньше у него шансов найти приемную семью», — объясняет выбор такого непопулярного направления благотворительности г-жа Хайруллина.

За полтора года работы фонда более 130 детей не остались в одиночестве в больничных палатах, а 30 из них уже нашли своих новых родителей.

Ухаживать за брошенными детьми Мария начала шесть лет назад в качестве волонтера. Тогда 17 тилетняя девочка просто решила помочь детям, которым неоткуда было ждать поддержки. Она и еще несколько волонтеров поочередно сидели с ребятами, читали им книги, играли и занимались с ними. И у нее даже в мыслях не было, что уже в 21 год она возглавит благотворительную организацию, которая подарит надежду на будущее сотне брошенных детей.

Работать с бизнесом вслепую

Общий бюджет фонда «Дети без мам» в 2013 г. составил 3,5 млн руб. Эти средства фонд получил от крупных компаний, частных благотворителей, а также в качестве различных грантов. По подсчетам Марии Хайруллиной, 40% пожертвований делает бизнес, 60% — физические лица.

Сама работа по привлечению средств в благотворительных организациях XXI века давно не ассоциируется с попрошайничеством, потому что сотрудники фонда знают, что делают это не для себя. Более того, сейчас существует множество пособий по грамотному привлечению средств в благотворительные проекты, а сотрудники, которые занимаются этим, называются фандрайзерами.

Несмотря на профессиональное название, по признанию г жи Хайруллиной, благотворительные организации, как и много лет назад, сотрудничают с бизнесом вслепую.

«Когда обращаешься за помощью к предпринимателю, никогда не знаешь, поддержит он твой проект или нет. Часто руководители, о которых мы слышим негативные отзывы, оказываются самыми щедрыми и душевными людьми. Бывает и такое, что директора крупных компаний переводят крупные пожертвования лично от себя», — рассказывает героиня.

Самое удивительное и приятное, когда средства появляются на счету фонда совершенно внезапно, не под организованную акцию или проект. Из последних примеров: директор одного из нижегородских ресторанов пожертвовал «Детям без мам» средства от продажи торта, проданного гостям во время празднования своего дня рождения. Кроме того, его заведение с каждой купленной чашки кофе перечисляет на помощь сиротам в больницах 10%.

«Очень приятно, когда организация помогает нам, привлекая не только свои возможности, но и ресурсы партнеров, заражая духом благотворительности все больше нижегородцев», — рассказывает Мария Хайруллина о работе с бизнесом.

«Обычно желание заняться благотворительностью у крупных корпораций вызвано потребностью решить социальную проблему, сопряженную с их деятельностью. Например, нефтеперерабатывающие заводы часто жертвует деньги на экологические проекты», — рассказывает организатор «Детей без мам».

Финансовой заинтересованности со стороны благотворителей Мария не видит, потому что на сегодняшний день в России не предоставляется никаких льгот юридическим лицам, занимающимся благотворительностью. Однако сама героиня совершенно не против, если государство начнет помогать компаниям, жертвующим на благотворительность.

Также она не верит в то, что в деле помощи другим компаниями движет исключительно пиар: «Даже если и так, то лучше зарабатывать себе известность таким образом, а не обливая грязью конкурентов».

Вотум недоверия

По словам Марии Хайрулиной, в Нижнем Новгороде очень отзывчивые люди, и это несмотря на то, что из 20 компаний, к котором она обращается за помощью, откликается только одна. «Это не значит, что 19 других никому не помогают, просто они выбрали другое направление благотворительности или просто не имеют такой возможности», — рассуждает она.

Есть еще одна причина, по которой люди остаются глухими к просьбам о помощи. Корни ее уходят в начало 90 х гг., когда нерадивые коммерсанты наживались на благих намерениях других, создавая липовые фонды. «Сейчас также существуют сомнительные организации, но им практически невозможно выжить в условиях жестких проверок. Например, когда мы проходили свой первый аудит, пришлось вызвать две машины: в одной ехали документы, в другой — мы», — смеется директор фонда.

Сегодня требования к абсолютной прозрачности деятельности фонда предъявляют не столько надзорные органы, сколько сами благотворители. Они хотят, чтобы их деньги участвовали в эффективных и добросовестных проектах. Иначе существует угроза потерять не только средства, но и нанести урон репутации.

«Меня радует, когда человек перед тем, как пожертвовать фонду некую сумму денег, задает грамотные вопросы: уточняет цели и задачи проекта, инструменты его реализации, общий бюджет и статьи расходов. Это говорит о том, что он относится к нашей деятельности серьезно и не намерен выбрасывать деньги на ветер», — рассказывает Мария Хайруллина.

Она точно знает, на что в первую очередь должен обращать внимание потенциальный благотворитель. Во первых, необходимо проверить все документы фонда: устав, свидетельство о регистрации, выписку из ЕГРН. Во вторых, необходимо уточнить все контакты, по которым можно проверить, дошли ли деньги по назначению. Наконец, они всегда могут принять участие в передаче средств или оборудования, на них купленного.

Кроме того, Мария Хайруллина советует с осторожностью реагировать на призывы о помощи через социальные сети. Даже самые жалобные и на первый взгляд правдоподобные могут оказаться происками мошенников.

«К сожалению, в России пока нет закона, запрещающего частный сбор средств через группы в социальных сетях. Например, в США и Европе, если человек создал подобное сообщество, не зарегистрировав юридическое лицо, то уже на следующий день к нему в дверь постучит полиция с предупреждением о том, что даже благие дела должны совершаться официально. Этот механизм придуман, чтобы защитить жертвователей, а не связать руки благотворительным фондам», — рассуждает героиня.

Объединить усилия

Мария Хайруллина утверждает, что сейчас основной вопрос, который обсуждают благотворительные организации, — это профессионализм благотворительных организаций. В Нижнем Новгороде их не так много, чтобы заниматься ерундой. Многие благотворительные организации или компании, которые решают самостоятельно помогать кому то, просто не умеют эффективно использовать средства: «Можно потратить 10 тыс. руб. на целую кучу конфет детям к Новому году, только их жизнь это никак не украсит. А можно на эти деньги нанять юриста матери, которая не хочет воспитывать ребенка, но из за проблем с документами не может оформить отказ».

Для того чтобы следить за профессионализмом НКО, чистотой их намерений и прозрачностью деятельности сегодня в Нижнем Новгороде формируется совет добросовестных организаций, в который войдут восемь фондов. Среди них некоммерческие организации «Дети без мам», «Детский проект», «Верас», благотворительный фонд «Нижегородский» и «Благотворительный фонд Олега Кондрашова».

К идее объединения подобных некоммерческих организаций их руководители шли давно, потому что у каждой есть свой уникальный ресурс. У одних запас колясок и кроваток, у других — деньги, у третьих отличные специалисты или волонтеры. Выбрав один вектор движения, мы сможем еще более рационально распределить усилия», — рассуждает Мария Хайруллина. Пока общей площадкой для подобных фондов служит фестиваль «Добрый Нижний», где у НКО есть возможность попросить помощи у коллег и предложить взамен свои идеи и проекты.

Вообще, г-жа Хайруллина не видит в своей некоммерческой работе никакого подвига. По ее мнению, заботиться о слабых — это нормально. Поэтому она надеется, что в скором времени благотворительная деятельность станет для каждого жителя России обыденным делом.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.