Культурная голодовка

К Анне Гор, директору Нижегородского филиала государственного центра современного искусства, корреспонденты «ДК» пришли за тем, чтобы обсудить последние культурные события Нижнего, выбрать главн

Главным культурным перфомансом Нижнего Новгорода за последний год, по мнению консультанта по проблемам культурной политики Анны Гор, стали не прогремевшие в СМИ «Александровские дни» с приездом Патриарха и поддержкой губернатора и полпреда, а два полярных события: голодовка актеров ТЮЗа и грядущее открытие западноевропейского отдела Художественного музея.

Анны Гор

Анна Гор
Директор Государственного центра современного искусства.
Родилась в Горьком 22 мая 1956 г.
Образование: 1984 г. — Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина по специальности «Теория и история искусства».
Карьера: С 1975 по 1992 гг. работала в Нижегородском государственном художественном музее. Последняя должность — заведующая отделом.
С 1997 г. и до настоящего времени — директор учрежденного Министерством культуры РФ Нижегородского (в настоящий момент — Приволжского) филиала Государственного центра современного искусства.
С 2000 г. — председатель правления Фонда «Культурная столица Поволжья». В 2000-2006 гг. — руководитель программы «Культурная столица Поволжья».

К Анне Гор, директору Нижегородского филиала государственного центра современного искусства, корреспонденты «ДК» пришли за тем, чтобы обсудить последние культурные события Нижнего, выбрать главное и получить по нему комментарии. Интервью предшествовало утреннее чаепитие (судя по всему, традиционное), в ходе которого сотрудники центра общались друг с другом. Но как! Каждое слово — гвоздь в крышку тары, где покоится культурное самосознание среднестатистического нижегородца: «сплав маргинального и мэйнстримного искусства», обсуждение биеннале и т.д. Даже эмоциональное подытоживание разговора об отсутствии на одном из телеканалов репортажей с культурных площадок звучит в этом сообществе как «конец котенку».
Анна Марковна, какое культурное событие, произошедшее за последний год, вы считаете главным?
— Я очень не люблю выбирать главное, лучшее и т.д. Этот подход поверхностный. Нужна вариативность, пул событий, так труднее ошибиться. Мне кажется, гораздо интереснее выбрать самое положительное и самое негативное. Это дает диапазон, между этими точками укладывается все остальное. Говоря языком бизнеса: одна крупная сделка на рынке — еще не тренд.
«Александровские дни» могут быть главным событием?
— Я, честно, не знаю, что это такое. Живя в общероссийском и международном контексте, я не знаю ни-че-го — ни подробностей, ни того, что там происходило. Видела два билборда на улице, все. Общероссийского резонанса я не заметила. Это, скорее, событие религиозной жизни. Пласт культуры, споряженный с религией, — он либо связан с ней в историческом аспекте, либо в плане духовных практик. Это определенный сектор, далеко не охватывающий духовное пространство. Только часть.
Расскажите о событии со знаком «минус».
— Наиболее серьезное и достойное осмысления негативное событие — голодовка актеров ТЮЗа. Вот она-то получила большой резонанс. Понимаете, у культуры есть базовое свойство, она — территория свободы. Культура — это то, что производит человеческий дух, его самовыражение. И в этом смысле важно все, что происходит в творческой жизни культурного сообщества.
Но ТЮЗ Это же всего лишь местечковый скандальчик. Актеры не согласились с назначением нового художественного руководителя и объявили голодовку.
— Я бы не назвала это «скандальчиком». Конечно, с точки зрения делопроизводства, казалось бы, ничего страшного не произошло: одну штатную единицу заменили другой. Но в культуре так не бывает. В культуре так нельзя. То, что молодые люди — в данном случае, артисты — это понимают, выводит их поступок за рамки локальной проблемы. В широком смысле — это следствие отсутствия внятной культурной политики в регионе. Поймите, сейчас сбалансированной, осмысленной, обсужденной и принятой культурным сообществом политики в области культуры у нас просто нет. Есть система отдельных административных действий, некоторые из них удачные, другие нет. С ТЮЗом — крайне неудачные.
Культурная политика есть тогда, когда административные шаги согласованы с культурным сообществом. Понятно, что не нужно выходить на площадь и спрашивать сантехника дядю Васю. А вот экспертов спросить стоит.
Я сейчас не хотела бы говорить, что у нас плохо, а что хорошо: это долгий разговор. В Нижегородской области поддерживается средний уровень, а это ведет к стагнации. Нужен прорыв, который даст импульс к развитию.
А вы не влияете на культурную политику региона?
— Я стараюсь. Но не в административном смысле. Я влияю действием. Считаю, что для культурной политики важно поддерживать вектор нового. Поэтому я занимаюсь современным искусством. Не потому, что я его как-то особенно люблю, просто считаю необходимым для развития общества. К примеру, я занимаюсь проектом «Арсенал». В стенах Кремля мы создаем площадку для развития современного искусства. Проект финансируется федеральным министерством культуры и от местных чиновников мы никак не зависим.
Не считаете ли вы, что событие с ТЮЗом показало нижегородцам, что в нашем культурном сообществе полнейший бардак?
— Нет. Оно сказало, что в нем есть люди, которые не боятся отстаивать свою позицию. Бардак, скорее, в сфере управления.
Вы разделяете позицию голодавших актеров?
— Я считаю, что это больше эмоциональная реакция, нежели деловая, поэтому не разделяю. Я не хочу обсуждать подробности. Могу только добавить, что театральный организм — это всегда лидерство одного человека, иначе ситуация многократно усложняется, перестает быть творческой.
Какое событие вы могли бы отметить как положительное?
— Если исходить из того, что может иметь долгосрочный культурный эффект, то это событие только произойдет. Через неделю в здании особняка Сироткина на Верхневолжской набережной откроется западноевропейский отдел Нижегородского государственного художественного музея. Последствия у этого события, если правильно подойти к его продвижению, будут очень серьезные, даже в масштабах страны. В советское время такие музеи, кроме Москвы, существовали в Одессе и Харькове. Два последних уже не наши. В современной России музеи зарубежного искусства есть только в Москве и Питере. В Нижнем Новгороде — первый региональный проект.
Почему он реализуется именно в нашем городе?
— Эта идея долго вызревала среди музейных сотрудников. Исторически сложилось так, что в Нижегородском государственном художественном музее находится довольно качественная коллекция европейской живописи классического периода, в первую очередь 17–18 веков. Есть очень крупные имена: один из великих мастеров немецкого Возрождения Лукас Кранах, итальянский живописец эпохи барокко Джузеппе-Мария Креспи, малые голландцы, автор классицистических ведут Бернардо Беллотто. Да еще ряд первоклассных шедевров из так называемой «венгерской коллекции» — Тинторетто, Эль Греко, Ренуар. А есть еще добротные работы «второго ряда», внушительное собрание графики, интересные скульптуры, фарфор. Это создает внятную картину развития искусства классической эпохи как во времени, так и в пространстве. У такого музея (а это, по существу, настоящий новый музей!) очень большие перспективы: обменные выставки с зарубежными собраниями, серьезная научная работа, конференции, издания. Это возможность нового взгляда на старое искусство, что может повлечь за собой апгрейд всей музейной системы Нижнего Новгорода.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.