Культурная голодовка
К Анне Гор, директору Нижегородского филиала государственного центра современного искусства, корреспонденты «ДК» пришли за тем, чтобы обсудить последние культурные события Нижнего, выбрать главн
Директор Государственного центра современного искусства.
Родилась в Горьком 22 мая 1956 г.
Образование: 1984 г. — Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина по специальности «Теория и история искусства».
Карьера: С 1975 по 1992 гг. работала в Нижегородском государственном художественном музее. Последняя должность — заведующая отделом.
С 1997 г. и до настоящего времени — директор учрежденного Министерством культуры РФ Нижегородского (в настоящий момент — Приволжского) филиала Государственного центра современного искусства.
С 2000 г. — председатель правления Фонда «Культурная столица Поволжья». В 2000-2006 гг. — руководитель программы «Культурная столица Поволжья».
К Анне Гор, директору Нижегородского филиала государственного центра современного искусства, корреспонденты «ДК» пришли за тем, чтобы обсудить последние культурные события Нижнего, выбрать главное и получить по нему комментарии. Интервью предшествовало утреннее чаепитие (судя по всему, традиционное), в ходе которого сотрудники центра общались друг с другом. Но как! Каждое слово — гвоздь в крышку тары, где покоится культурное самосознание среднестатистического нижегородца: «сплав маргинального и мэйнстримного искусства», обсуждение биеннале и т.д. Даже эмоциональное подытоживание разговора об отсутствии на одном из телеканалов репортажей с культурных площадок звучит в этом сообществе как «конец котенку».
Анна Марковна, какое культурное событие, произошедшее за последний год, вы считаете главным?
— Я очень не люблю выбирать главное, лучшее и т.д. Этот подход поверхностный. Нужна вариативность, пул событий, так труднее ошибиться. Мне кажется, гораздо интереснее выбрать самое положительное и самое негативное. Это дает диапазон, между этими точками укладывается все остальное. Говоря языком бизнеса: одна крупная сделка на рынке — еще не тренд.
«Александровские дни» могут быть главным событием?
— Я, честно, не знаю, что это такое. Живя в общероссийском и международном контексте, я не знаю ни-че-го — ни подробностей, ни того, что там происходило. Видела два билборда на улице, все. Общероссийского резонанса я не заметила. Это, скорее, событие религиозной жизни. Пласт культуры, споряженный с религией, — он либо связан с ней в историческом аспекте, либо в плане духовных практик. Это определенный сектор, далеко не охватывающий духовное пространство. Только часть.
Расскажите о событии со знаком «минус».
— Наиболее серьезное и достойное осмысления негативное событие — голодовка актеров ТЮЗа. Вот она-то получила большой резонанс. Понимаете, у культуры есть базовое свойство, она — территория свободы. Культура — это то, что производит человеческий дух, его самовыражение. И в этом смысле важно все, что происходит в творческой жизни культурного сообщества.
Но ТЮЗ Это же всего лишь местечковый скандальчик. Актеры не согласились с назначением нового художественного руководителя и объявили голодовку.
— Я бы не назвала это «скандальчиком». Конечно, с точки зрения делопроизводства, казалось бы, ничего страшного не произошло: одну штатную единицу заменили другой. Но в культуре так не бывает. В культуре так нельзя. То, что молодые люди — в данном случае, артисты — это понимают, выводит их поступок за рамки локальной проблемы. В широком смысле — это следствие отсутствия внятной культурной политики в регионе. Поймите, сейчас сбалансированной, осмысленной, обсужденной и принятой культурным сообществом политики в области культуры у нас просто нет. Есть система отдельных административных действий, некоторые из них удачные, другие нет. С ТЮЗом — крайне неудачные.
Культурная политика есть тогда, когда административные шаги согласованы с культурным сообществом. Понятно, что не нужно выходить на площадь и спрашивать сантехника дядю Васю. А вот экспертов спросить стоит.
Я сейчас не хотела бы говорить, что у нас плохо, а что хорошо: это долгий разговор. В Нижегородской области поддерживается средний уровень, а это ведет к стагнации. Нужен прорыв, который даст импульс к развитию.
А вы не влияете на культурную политику региона?
— Я стараюсь. Но не в административном смысле. Я влияю действием. Считаю, что для культурной политики важно поддерживать вектор нового. Поэтому я занимаюсь современным искусством. Не потому, что я его как-то особенно люблю, просто считаю необходимым для развития общества. К примеру, я занимаюсь проектом «Арсенал». В стенах Кремля мы создаем площадку для развития современного искусства. Проект финансируется федеральным министерством культуры и от местных чиновников мы никак не зависим.
Не считаете ли вы, что событие с ТЮЗом показало нижегородцам, что в нашем культурном сообществе полнейший бардак?
— Нет. Оно сказало, что в нем есть люди, которые не боятся отстаивать свою позицию. Бардак, скорее, в сфере управления.
Вы разделяете позицию голодавших актеров?
— Я считаю, что это больше эмоциональная реакция, нежели деловая, поэтому не разделяю. Я не хочу обсуждать подробности. Могу только добавить, что театральный организм — это всегда лидерство одного человека, иначе ситуация многократно усложняется, перестает быть творческой.
Какое событие вы могли бы отметить как положительное?
— Если исходить из того, что может иметь долгосрочный культурный эффект, то это событие только произойдет. Через неделю в здании особняка Сироткина на Верхневолжской набережной откроется западноевропейский отдел Нижегородского государственного художественного музея. Последствия у этого события, если правильно подойти к его продвижению, будут очень серьезные, даже в масштабах страны. В советское время такие музеи, кроме Москвы, существовали в Одессе и Харькове. Два последних уже не наши. В современной России музеи зарубежного искусства есть только в Москве и Питере. В Нижнем Новгороде — первый региональный проект.
Почему он реализуется именно в нашем городе?
— Эта идея долго вызревала среди музейных сотрудников. Исторически сложилось так, что в Нижегородском государственном художественном музее находится довольно качественная коллекция европейской живописи классического периода, в первую очередь 17–18 веков. Есть очень крупные имена: один из великих мастеров немецкого Возрождения Лукас Кранах, итальянский живописец эпохи барокко Джузеппе-Мария Креспи, малые голландцы, автор классицистических ведут Бернардо Беллотто. Да еще ряд первоклассных шедевров из так называемой «венгерской коллекции» — Тинторетто, Эль Греко, Ренуар. А есть еще добротные работы «второго ряда», внушительное собрание графики, интересные скульптуры, фарфор. Это создает внятную картину развития искусства классической эпохи как во времени, так и в пространстве. У такого музея (а это, по существу, настоящий новый музей!) очень большие перспективы: обменные выставки с зарубежными собраниями, серьезная научная работа, конференции, издания. Это возможность нового взгляда на старое искусство, что может повлечь за собой апгрейд всей музейной системы Нижнего Новгорода.







