Кризис способствует повышению страховой культуры туристов
эксперты Денис Морозов директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде Сергей Москаленко заместитель директора Нижегородского филиала компании РОСГОССТРАХ Роман Хильманович директор дирекции
эксперты
Денис Морозов
директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде
Сергей Москаленко
заместитель директора Нижегородского филиала компании РОСГОССТРАХ
Роман Хильманович
директор дирекции страхования путешествующих Страхового Дома ВСК
Александр Шваб
заместитель директора Департамента страхования путешественников РОСНО
Сколько стоит стандартная страховка при выезде за границу
Как можно сэкономить на страховом полисе
В портфелях ведущих российских компаний страхование выезжающих за рубеж никогда не занимало большой доли — в среднем она оценивается в 1-2%. Александр Шваб, заместитель директора Департамента страхования путешественников РОСНО: «В нашей компании сегмент страхования выезжающих за рубеж по количеству заключенных договоров занимает весомую часть от общего числа клиентов — около 20%. Если же говорить об общей сумме поступлений от этого вида страхования, то она составляет порядка 1% от совокупного объема страховых сборов компании». Похожие показатели приводит и директор дирекции страхования путешествующих Страхового Дома ВСК Роман Хильманович: «В страховом портфеле ВСК доля договоров страхования выезжающих за рубеж составляет чуть более 1%. В течение последних пяти лет показатель остается относительно неизменным».
В 2009 г. аналитики прогнозируют падение объемов продаж туристических путевок на15–30%. Вместе с этим сократиться и объем рынка страхования выезжающих за рубеж. В первом квартале текущего года, по данным ФССН, совокупная премия всех российских страховщиков по личному страхованию пассажиров и туристов уже упала на 10,9% — до 0,1 млрд руб.
В Нижнем Новгороде падение в этом сегменте отмечают многие игроки. Денис Морозов, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде: «Текущие экономические условия сыграли свою негативную роль на рынке страхования туристов. Граждане стали меньше выезжать за границу, у туристических фирм уменьшается прибыль, соответственно и сборы по данному виду страхования будут падать».
Впрочем, есть и оптимистичные результаты. Александр Шваб сообщил, что за время экономической нестабильности спрос на данный вид страхования в портфеле компании не снизился. «Наоборот, по результатам первого квартала 2009 г. численность застрахованных в РОСНО увеличилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Общая сумма сборов Приволжской дирекции РОСНО в сегменте страхования граждан, выезжающих за рубеж, в 1 квартале 2008 г. составляла около 915 тыс. руб., а в аналогичном периоде 2009 г. достигла суммы в 1 295 тыс. руб.
При этом г-н Шваб отметил, что объем выплат по полисам страхования выезжающих за рубеж опережает прирост поступлений: «Это связано с тем, что тарифы на этот вид страхования снижаются, а стоимость медицинского обслуживания неуклонно растет».
По мнению г-на Морозова, снижение страховых премий в данном сегменте страхования — одна из основных тенденций рынка, связанная со сложившимися экономическими условиями. «Прослеживается прямая зависимость между страховыми компаниями, гражданами, которые в условиях кризиса начали экономить и стали отказывать в поездке за рубеж, а также турфирмами, которые терпят убытки в связи с падением спроса на туры за границу», — считает г-н Морозов.
Страхование выезжающих за рубеж можно назвать условно-добровольным видом страхования, ведь наличие полиса — обязательное требование большинства европейских стран, а при поездке за рубеж через туристическую фирму полис обязательно будет присутствовать в турпакете. «Если бы не это, львиная доля российских путешественников вообще не стала бы оформлять страховку», — считает г-н Шваб. И это несмотря на то, что средняя сумма страховой премии за стандартный полис мизерна — от 250 до 700 руб.
Требования к страховой выплате у каждой страны свои. Так, при выезде в страны Шенгенского соглашения страховая сумма должна быть не меньше 30 тыс. евро. В страны Юго-Восточной Азии, Америки, США, Канады рекомендуется $50 тыс. Турция, Египет — не менее $15 тыс. По стандартному полису клиент будет застрахован на случай медицинских и медико-транспортных расходов по экстренным неотложным показаниям (внезапное заболевание, травма) во время путешествия за границу.
Сергей Москаленко, заместитель директора Нижегородского филиала компании РОСГОССТРАХ: «Нижегородцы предпочитают в основном покупать полисы с минимальным набором рисков (медицинские расходы, медико-транспортные расходы, репатриация в случае смерти, оплата телефонных переговоров со страховщиком). Немногие оформляют полис с расширенным набором».-
Г-н Хильманович также говорит о том, что большая часть продаж приходится на стандартные полисы: «Полисы с расширенным набором оформляют преимущественно любители экстремальных видов спорта — дайвинга, горных лыж и т. п. Цена таких полисов формируется путем применения поправочных коэффициентов к стандартному тарифу».
По словам Сергея Москаленко, к экстремальным видам путешествий относится не только горнолыжный и дайвинг, но также конные туры, велотуризм, водный туризм (рафтинг, лодочные путешествия, каякинг), авто/мототуризм, яхтинг. «Наиболее дорогие (коэффициент 3 к стандартному тарифу) — дайвинг, авто/мототуризм, альпинизм, скалолазание», — отметил г-н Москаленко. При этом он сообщил, что при оформлении страховки, предусматривающей, помимо стандартных, дополнительные риски, есть возможность и сэкономить: «Дешевле покупать полис с франшизой. Стоимость его может снизиться на уровне от 5 до 50% — в зависимости от типа и размера франшизы». При назначении условной франшизы страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает размер франшизы, и убыток подлежит возмещению полностью, если его размер превышает размер франшизы. При назначении безусловной франшизы из суммы, подлежащей выплате страховщиком, вычитается сумма безусловной франшизы.
Расширенная страховка может включать в себя и дополнительные риски, помимо медицинских — невыезд по причине невыдачи визы, задержки или отмены рейса, потери багажа и многое другое. Сейчас наибольшим спросом среди дополнительных услуга при выезде за рубеж пользуется, по оценкам г-на Шваба, страховка от невыезда. Ее можно приобрести через туроператора во время бронирования тура или купить полис, включающий помимо медицинской страховки страхование расходов, связанных с отменой поездки, непосредственно у страховщика. Этот риск наиболее востребован при поездке в страны с визовым режимом, преимущественно в Европу и США, где высока вероятность отказа в визе.
Александр Шваб отмечает, что рынок страхования выезжающих за рубеж сейчас лихорадит от демпинга, развернутого недобросовестными страховщиками. Кроме этого, у многих турагентов отсутствует понимание сути продукта. Большинству из них важно просто продать страховку подешевле, получив за нее максимально выгодные комиссионные. Крупные туристические фирмы уже начали бороться с таким недостатком с помощью квалифицированных сотрудников-менеджеров, которые максимально разъясняют особенности того или иного вида страхования каждому клиенту.
По мнению Александра Шваба, большинство туристов, покупая заграничный вояж, не задумываются о страховке: «Как правило, берут то, что дают, не вникая в условия страхования, а зачастую даже не читая договор. «Голос» прорезается только когда надо получать помощь, а договор этого не предусматривает или деньги в размере страховой суммы по полису закончились».
Однако изменившиеся экономические условия способны улучшить ситуацию. Денис Морозов: «Одной из позитивных тенденций можно назвать тот факт, что наши клиенты стали более серьезно относиться к полису страхования выезжающих и к выбору страховой компании. Клиенты узнают у менеджеров все нюансы и тонкости договора, консультируются о тех случаях, которые не являются страховыми, выясняют, какие действия нужно предпринимать, если несчастный случай все-таки произошел».
По мнению экспертов, такой интерес связан в первую очередь с тем, что в непростых финансовых условиях люди стараются максимально обеспечить себя от незапланированных трат. «Страховые продукты на туристическом рынке формируются под влиянием спроса и ориентируются на экономическую ситуацию в стране. Традиционные продукты хороши, но время диктует необходимость создания новых продуктов. Соответственно, наметилась тенденция на разделение предложений по перечню оплачиваемых расходов и, как следствие, стоимости — от эконом-класса до премиум. Стоимость страхования одного дня поездки может колебаться от $0,2 до $5», — отметила директор департамента страхования выезжающих за рубеж компании «КИТ Финанс Страхование» Ольга Замаруева на организованной информационным агентством Shadursky Promotion в мае 2009 г. пресс-конференции по проблемам туристического рынка и страхования выезжающих за рубеж. По словам участников этой конференции, уже половина выезжающих за рубеж готовы страховать не только медицинские риски и несчастный случай, но и риски невыезда по причине неполучения визы, смерти родственника или личной болезни, а также риски задержки рейса, утраты багажа. Все зависит от адекватных тарифов и внятных объяснений менеджеров — какие услуги клиент получит за свои деньги.